Библия Далласской БС Комментарий

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Марк. Лк. Иоан. Деян. Иаков. Петр. Петра. Иоан. Иоан. Иоан. Иуд. Рим Римлян. Кор1. Кор2. Гал. Еф. Фил. Кол. Фесс. Фес. Тимоф. Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Библия Далласской БС Комментарий

Захария 1

А. Вступительная часть (1:1-6)

Вступление к книге образует и вступительную часть к серии апокалиптических видений Захарии, числом 8. Трубным гласом звучит из уст пророка призыв к покаянию, без которого тем духовным благословениям, что обещаны Израилю в видениях Захарии, осуществиться не­возможно. Нераскаянным сердцам Бог утешения не дарует. Заветы, которые Он заключил с Авраамом (см. Быт. 12:2-3; 15:5-21) и Давидом (см. 2 Цар. 7:8-16), не оставляют сомнения в том, что цели Свои в отношении Израиля Господь выпол­нит. Но то обстоятельство, что Он вступал в заветы с ним и остается верен им, не освобождает ни одно из поколений израильтян от необходимости повиноваться Господу. Без этого им не дано будет познавать в их повседневной жизни обещанные им благословения.

1. ВВОДНЫЙ СТИХ (1:1)

1:1. Согласно сказанному здесь это был 520-ый год до Р. X. Восьмой месяц начинался 27 октября; день, когда слово Господне впервые прозвучало для Захарии, не назван. Важнее то, что еврейский пророк датирует откровения, которые получал свыше, в соответствии с месяцами и годами царствования языческого монарха. Это вновь и вновь должно было напоминать слушателям Захарии, что живут они во "времена язычников" (см. Лук. 21:24; Дан. 2; 7), и что нет того потомка Давида, который сидел бы на троне в Иерусалиме, как нет и самого этого трона (см. Ос. 3:4-5). Относительно сказанного в ст. 1 о родословии Захарии см. во Вступлении, в разделе "Захария как пророк".

2. ПРИЗЫВ К ПОКАЯНИЮ И ОБОСНОВАНИЕ ЕГО (1:2-6)

Это грозное и вместе торжественное предостережение не повторять ошибок отцов (ср. с аналогичным предостережением ап. Павла в 1 Кор. 10:1) имело целью подорвать в современниках Заха­рии то ложное чувство безопасности, ко­торое могло жить в них, "питаясь" обещаниями Бога даровать Израилю великое будущее. Предостережение, делавше­еся им в настоящем, обращало, однако, их внимание как на силу Божиего гнева (1:2), так и на то, что нет пределов ми­лости Его (1:3).

1:2-3. Великий гнев Господа, которым прогневался Он на отцов и дедов тех, которые слушали теперь Захарию, выра­зился в попущении Господом гибели Иерусалима и изгнания иудеев на чужбину. Особенную ярость вызвало у Иеговы то поколение, которое предшествовало уведенному в Вавилонию (см. 4 Цар. 21:14-15). Но если грехи предков явились при­чиной опустошения страны и уничтоже­ния храма, следовало из слов Захарии, то теперь по собственным своим грехам ме­длят иудеи с восстановлением храма. И все-таки Бог любит их. И, любя, вновь и вновь призывает их раскаяться в упрям­стве их и апатии. Да поверят они, что слова пророка действительно исходят от Господа! И Захария трижды повторяет, что Сам Господь всемогущий (Саваоф) говорит к ним: повеление покаяться — это Его повеление. В стихе 3 подразумевается, что условием получения ими бла­гословений свыше является не только возобновление строительных работ, но и обращение иудеев к Богу всем сердцем. Очевидно, тот покаянный порыв, кото­рый охватил иерусалимлян за два месяца до того (см. Агг. 1:12-15) и выразился в продолжении ими строительства храма, в какой-то мере иссяк. Обратитесь же к Господу всемогущему и милостивому во всей полноте, убеждает сограждан Захария. Обратитесь ко Мне, призывает Господь Саваоф устами Своего пророка, и Я обращусь к вам.

1:4-5. Да послужат вам уроком горь­кая участь отцов ваших, которые не слу­шались и не внимали Мне, когда Я го­ворил к ним через пророков, "бывших прежде" продолжает Господь. Подразумевается, до изгнания иудеев в Вавило­нию. В риторических вопросах стиха 5 содержится напоминание о краткости че­ловеческого бытия и о подвластности его Богу. Да уразумеют это люди, склонные пренебрегать волей Его! Да не упустят — на беду себе — шанса для покаяния, тем более, что и пророки, призывающие их к нему, живут недолго. Вни­майте же им, пока Бог посылает их, не дающих вам уснуть духовно, подразумевается тут.

1:6. Да, пророки приходили и ухо­дили, следует из стиха 6, но предостере­жения их и предсказания не были про­износимы впустую. Они исполнялись после их жизни, ибо все это были слова... в определения (решения) Самого Господа. Кары, которые постигли отцов ваших, постигли их в соответствии с ними, за­являет Захария. И они в конце-концов сами уразумели это. Может быть, не все "отцы", пусть лишь некоторые. Они об­ращались и говорили... Кто-то действительно обращался (в знач. искреннего раскаяния в "злых путях и делах" своих) в условиях того же вавилонского плена, кто-то, по крайней мере, признавал заслуженностъ постигшего народ наказания.

Б. Захария пересказывает свои видения (1:7—6:8)

На протяжении одной ночи ниспос­лана была Захарии целая серия видений, числом восемь; каждое из них говорило о будущем израильского народа, о духо­вных благословениях, грядущих на него, и каждое было истолковано пророку Ангелом. Этими видениями "перекидывался мостик" от времени восстановления храма в дни Захарии до времени восстановле­ния Израилю Царства под управлением Мессии. (Об этом говорится в Деян. 15:16, все еще в будущем времени, как о том, чему осуществиться предстоит во второе пришествие Христа.) Богослов Джойс Болдвин, изучавшая книгу Захарии, проследила "повторяющуюся схему" в записи пророком восьми его видений: а) вводные слова, б) описание увиденного, в) обращение Захарии к Ангелу за объяснением и г) объяснение Ангела.

1. ВИДЕНИЕ ВСАДНИКА НА РЫЖЕМ КОНЕ МЕЖДУ МИРТАМИ (1:7-17)

В этом видении возникает тема надежды для рассеянного и, казалось бы, "растоптанного в прах" Израиля. Владеющее им, угнетенным язычниками, тягостное чувство облегчается обетованиями Божиих благословений в будущем.

1:7а. Дата, названная в начале стиха 7, соответствовала 15 февраля 519 года до Р. X. В еврейском календаре это был одиннадцатый месяц (второго года правления Дария Гистаспа); Шеват — наз­вание этого месяца у вавилонян, которое

воспринято было и евреями после возвращения их из плена. Откровение свыше — в серии из восьми видений было дано Захарии через 5 месяцев после того, как было продолжено строительство храма (Агг. 1:14-15; 2:15), 3 месяца спустя после первого пророчества Захарии (Зах. 1:1) и через 2 месяца после произнесения по­следнего его пророчества Аггеем (см. Агг. 2:20 — пророчество об уничтожении в мире богоборческих сил — перед тем, как начнется в нем тысячелетнее правле­ние Мессии; см. 2:21-23).

1:7б-8а. Своего рода "пророческая формула" - было слово Господне, указывающая на Божественный характер источника откровения, предшествует описанию того, что было явлено проро­ку. Видениям, воспринимавшимся в духе, сопутствовали частичные, по крайней мере, объяснения и дополнительные сло­ва Господни, так что визуальные откро­вения не уступали по своему значению откровениям устным. Их, подчеркнем, не следует принимать за сновидения. В одном из богословских исследований они названы "экстатическими созерцаниями в бодрствующем состоянии", каковое скорее можно уподобить пробужде­нию пророка от обычного для человека состояния; примечательно, что сам Захария сравнивает со сном именно такое "обычное состояние" (см. Зах. 4:1). Мо­жно предположить, что в состояние, на­против, "пророческого бодрствования" привели Захарию напряженные размыш­ления о судьбах избранного народа, как происходило это и с другими пророками.

1:8б. В "центре" первого видения За­харии — муж на рыжем коне; в ст. 11 он назван Ангелом Господним. Предполагамые всадники на конях, стоящих по­зади его, отдают ему отчет, как своему предводителю, в исполнении ими миссии, порученной Господом. Такая деталь, как миртовые деревья в углублении, возможно, указывает на то, что сцена видения разворачивалась на фоне Кедронской до­лины, "богатой миртами", которая лежит на юго-востоке от Иерусалима. По всей вероятности, важное символическое -значение тут, однако, не раскрытое, имели цвета коней (олицетворявших вместе со своими всадниками ангельские силы, подчинявшиеся, как уже было сказано, Ангелу Господню; впрочем, по мнению некоторых, силы эти могли быть вопло­щены и в самих конях, и всадников на них могло и не быть).

1:9-11. Захария спрашивает у Ангела о конях или о всадниках на них: кто они? И слышит в ответ: это те, которых Господь послал обойти землю. В мыслях невольно возникает своего рода военный разве­дывательный патруль. Такие, вероятно, рассылались персидскими царями по всей их империи. Но в видении пророка Ангел Господень, Который есть предвоплощение Иисуса Христа (бл. Иероним прямо писал, что "муж... на рыжем коне есть Господь Спаситель") — посылает с разведывательной миссией по всей земле подчиненные Ему небесные силы. Это Он назван Господом в гл. 3, где Он, однако, обращается как к Господу к другому Лицу (Зах. 3:2). Это о Нем говорится как об обладающем Божественной прерога­тивой прощать грехи (3:4). (См. толко­вание на "Ангела Господня" в Быт. 16:7.)

Итак, исполнив порученную ему Богом миссию, ангельский "патруль" со­общает Пославшему его, что вся земля... спокойна, население ее пребывает в со­стоянии мира. Хорошее на первый взгляд известие не было таковым, ибо спокой­ствие и благоденствие языческих народов (подразумеваемое тут) не означало мира и благоденствия для Божиего народа, над которым язычники господствовали. Заметим, что "вся земля" в этом контексте, возможно, означала лишь Персидскую империю. Но, с другой стороны, не исключается здесь и эсхатологический по­дтекст (предвиденье тех мира и спо­койствия, которые воцарятся на земле в правление Мессии).

1:12. В этом стихе Ангел Господень выступает в необычной роли, ибо обычно Он представляет Иегову народу, тут же — ходатайствует за народ, как бы пре­дставляя его Иегове. Слова Ангела в ст. 12 звучат как молитва Богу. И самое это молитвенное обращение подразумевает разделение Лиц в едином Божестве, а, значит, свидетельствует в пользу того, что уже в ветхозаветное время представ­ление о Троице существовало в еврейской среде.

Пронизанным глубоким чувством Доколе выражена настоятельная нужда Израиля в том, чтобы Бог действовал (или продолжал действовать) на его сто­роне. Семьдесят лет плена, о которых евреи были предупреждены, истекли (см. Иер. 25:12; 29:10), но Иерусалим и другие города Иуды все еще не были отстроены.

1:13-15. Бог "контролирует" земные дела — это следовало из видения Захарии. И это обстоятельство само по себе не могло не служить утешением. Теперь видение .дополняется" устным сообще­нием, радостным для Израиля, которое Господь передает через Своего Ангела, "говорящего" с Захарией. Бог всемогу­щий (Господь Саваоф) ревностно лю­бит народ Свой. Он был и остается ревни­вым Защитником Своего завета с Изра­илем. Именно этой ревностью вызван был Его гнев, изливавшийся на иудеев на протяжении 70 лет, однако, теперь гнев этот будет обращен на языческие народы, живущие в покое (см. ком. на ст. 11). Объяснение этому находим во фразе ибо когда Я мало прогневался, они усилили зло. Она означает, что язычники "уси­лили" — по собственной инициативе — наказание, назначенное Израилю Богом. По своей воле, движимые безнравствен­ностью своей и бездуховностью и выте­кавшими из них завистью и бессердечи­ем, они "малый гнев" Господа обрушили с великим злом на иудеев, попавших под их власть (ср. со сказанным об этом пророком Исаией; Ис. 47:6).

1:16-17. Теперь Господь обещает вновь обратиться с милосердием к Иеру­салиму и к другим еврейским городам, которые Он называет "Своими" (ст. 17). Бедствиям Его народа наступает конец, в Иерусалиме будет сооружен храм, и это станет знаком того, что обитающий в нем Иегова опять приблизится к Своему на­роду. Вновь отстроится столица Иудеи (землемерная вервь протянется по ней), и города ее переполнятся добром. Забуду­тся горькие дни плена, потому что благо­воление Иеговы будет возвращено исти­нным почитателям Его, которым Он, в лице Иерусалима, "возвратит избранно­сть" их. В Библии множество параллель­ных мест, говорящих о том же (см. Втор. 13:17; 30:3; Ис. 14:1; 49:15; Зах. 2:12; 3:2).

Согласно новозаветному виденью полное осуществление этих благослове­ний совершится, когда на землю вернется Иисус Христос. В полноте своей они та­ким образом, относятся к Тысячелетнему царству и его храму. Хотя восстановле­ние второго храма завершено было при­мерно через четыре года после произне­сения Захарией этого пророчества (см. Езд. 6:15), а частичное восстановление Иерусалима еще приблизительно через 80 лет (Неем. 6:15), из некоторых видений пророка Иезекииля следует, что слава Божия не возвратится в храм до начала тысячелетнего правления Христа. Тем не менее, современниками Захарии обето­вания, полученные им свыше, могли быть восприняты как подлежавшие скорому осуществлению, и это, очевидно, придало им силы физические и душевные, в кото­рых они так нуждались для продолжения строительных работ.

2. ВИДЕНИЕ ЧЕТЫРЕХ РОГОВ И ЧЕТЫ­РЕХ РАБОЧИХ (1:18-21)

Второе видение Захарии как бы про­должает и раскрывает "тему" первого видения в той его части, которая касается судеб языческих народов.

1:18-20. "Подняв глаза", пророк уви­дел... четыре рога и, вероятно, чуть позже — четырех рабочих (скорее мастеров; соответствующим евр. словом обознача­лись люди, работавшие по дереву, камню или металлу). Снова спрашивает Захария пояснения у Ангела. Услышанное им в ответ станет более понятным, если вспо­мнить, что рог символизировал на дре­внем Востоке непобедимую силу (ср. с Мих. 4:13) и часто — царя из язычников как представителя своего царства (см. Дан. 7:24; Отк. 17:12). Здесь четыре рога являются образом языческих сил, дерз­ких и самонадеянных (в ст. 21 они прямо названы "роги народов"), которые разб­росали Иуду, Израиля и Иерусалим (по­дразумеваются все те враждебные евреям народы, которые изгоняли из земли, да­рованной ему Богом, избранный Им на­род). Авторы некоторых толкований на кн. Захарии склонны видеть в этих четы­рех рогах образ тех четырех языческих царств, которые были явлены в его виде­ниях Даниилу (см. Дан. 2 и 7), т. е. Вавилонию, Мидо-Персию, Грецию и Рим. В свете такого толкования четверо "рабочих" должны символизировать царства, "пришедшие" после них, и, сле­довательно, четвертый "рабочий" — представлять мессианское Царство (Дан. 2:44). Вот еще две точки зрения по поводу рогов и рабочих, которые представляют­ся более вероятными. 1. Четыре здесь число полноты, символизирующее всех вообще врагов Израиля на протяжении истории. 2. Четыре рога символизируют те четыре державы древности, которые воевали с еврейским народом и изгоняли его из его земли прежде, чем его видение явлено было Захарии. Под "рогами" могут следовательно подразумеваться Ас­сирия, Египет, Вавилония и Мидо-Персия.

1:21. Итак, выяснение того, кто пони­мался (или что понималось) под "рабочими", зависит от того, что означали "роги". И если последние действительно символизировали царства, сменявшие друг друга в видении Даниила (Дан. 2,7), то под "рабочими" понимались Мидо-Персия, Греция, Рим и мессианское Царство соответственно. Иначе говоря, в образе рабочих Захарии явлены были народы, включая Персию, которые Бог использовал для того, чтобы покончить с прежними угнетателями Его народа. Так или иначе, Захарии открыто было во втором его видении, что у Господа всегда уготованы орудия избавления Израиля от всех его врагов.