Библия Комментарий Далласской БС

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4

Библия Комментарий Далласской БС

Титу 1

I. Приветствие (1:1-4)

1:1. Вначале Павел представляет себя как раба (слугу) Божий. Обычно (имея, несомненно, в виду то, что произошло с ним на пути в Дамаск; Деян. 9:1-9) Павел называл себя "рабом Иисуса Христа". Только здесь он назвал себя "рабом Божиим". С другой стороны, представляться апостолом Иисуса Христа для Павла естественно и характерно. Оба эти титула ("раб" и "апостол") подразумевали две его главные заботы: веру избранных Божиих (ср. Рим. 8:33; Кол. 3:12) и познание ими истины, ведущей к благочестию (ср. 1 Тим. 2:4; 2 Тим. 2:23; 3:7). Вторую часть первого стиха правильнее читать так: "... ради веры избранных Божиих и познания истины, ведущей к благочестию". Бог пользовался Павлом, чтобы призывать к Себе тех, кого Он избрал (см. 1 Фес. 1:2-10) и учить их истине, которая ведет к благочестивой жизни (ср. 1 Тим. 6:3). Иначе говоря, служение Павла было направлено как на спасение, так и на освящение Божьего народа.

1:2-3. И служение это осуществлялось им в свете надежды на вечную жизнь, которую обещал избранным своим неизменный в слове Бог еще до начала времен (ср. 2 Тим. 1:9). Однако лишь в определенное Им время сделалось возможным полностью уразуметь это слово Его через проповедь, вверенную Богом Павлу. Апостол и здесь, как это характерно для Пастырских посланий, называет Бога Спасителем (ср. 1 Тим. 1:1; 2:3; 4:10; Тит. 2:10; 3:4).

В центре Павловой проповеди — извечный план Бога спасти людей для Себя, в отличие от мирских планов "освободить" их посредством изменения социальных структур.

1:4. Тит был первым и формальным адресатом этого письма, которое, как и 1 и 2 Тимофею, предназначалось для прочтения широкой аудитории. Апостол называет его истинным сыном, возможно, потому, что Тит был его обращенным. То же словосочетание было употреблено Павлом и по отношению к Тимофею (1 Тим. 1:2). Но возможно оно лишь свидетельствует о том, что Павел был наставником и покровителем Тита; не исключаются и обе причины одновременно. Приветствие — благодать, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя вашего,— типично (ср. 1 Тим. 1:2; 2 Тим. 1:2), за исключением последних двух слов, которые ранее (Тит. 1:3) были употреблены по отношению к Богу Отцу. В письме к Титу апостол прилагает термин "Спаситель" к первым двум Лицам Божества — попеременно (ср. 2:10 и 13; 3:4 и 6).

II. Характеристика пресвитеров и епископов (1:5-9)

1:5. Как Тимофея в Ефесе (1 Тим. 1:3), оставил Павел Тита на Крите, чтобы тот позаботился о назначении достойных руководителей для недавно возникших там христианских церквей. В письме апостол, видимо, повторял то, о чём уже говорил Титу лично, — как для него самого (для закрепления этого в его памяти), так и для общины в целом. Дело на Крите было не докончено по причине краткости пребывания там Павла. И Титу надо было довершать его, поставив по всем городам пресвитеров. Следовательно, в отсутствие апостола Тит действовал как его представитель (ср. Деян. 14:23). И власть, доверенная ему, была как бы продолжением Павловой власти. Этот феномен церковной власти прерывается с окончанием Апостольского века.

1:6. Как и в 1 Тим. 3:2-7, Павел характеризует тут пресвитеров и епископов — как с точки зрения того, что не должно, так и того, что должно быть им присуще (ср. ком. на 1 Тим. 3:1). Здесь этих "данных" насчитывается 17. В обоих посланиях, в сущности, перечисляются одни и те же "особенности": пресвитер должен быть:

1) непорочен;

2) муж одной жены (вероятно, имеется в виду, что пресвитером мог быть человек, лишь однажды состоявший в браке; ср. ком. на 1 Тим. 3:2).

3) Дом пресвитера (епископа) должен быть под его контролем (подразумевается — не только житейским, но и духовным). Его дети должны быть верующими, не укоряемыми в распутстве или непокорности. Объяснение этим требованиям Павел дал в послании к Тимофею (1 Тим. 3:5).

1:7. В этом стихе Павел переходит на термин епископ; два эти слова — "пресвитер" и "епископ" — были для апостола синонимами, обозначавшими один и тот же вид церковного служения. Единственное число, в котором стоит слово "епископ", не означает, что в каждой общине должно было быть по одному такому служителю; им просто выражено это понятие — "епископ", каковые (сколько бы их ни было) должны были обладать перечисленными Павлом свойствами. "Непорочность" епископов подчеркивается (см. ст. 6) — как домостроителей Божиих. Коль скоро страдает репутация церковного руководителя, страдает и репутация Бога.

Павел перечисляет пять пороков, которые не могут быть присущи епископу; он должен быть:

4) не дерзок;

5) не гневлив (ср. Иак. 1:19-20);

6) не пьяница;

7) не бийца (т. е. не любитель драться; ср. пункты 6 и 7 с 1 Тим. 3:3);

8) не корыстолюбец (ср. ком. на 1 Тим. 6:5).

1:8. В 8 ст. перечислены положительные свойства, которыми следует обладать епископу. Он должен быть:

9) страннолюбив (ср. 1 Тим. 3:2);

10) любящий добро (ср. Пс. 14);

11) целомудрен (ср. 1 Тим. 3:2; Тит. 2:2;

12) справедлив;

13) благочестив и

14) воздержан.

1:9. Имеющему эти обязательные для него нравственные и духовные свойства, епископу, кроме того, следует быть надежным человеком в его отношении к Слову.

15) он должен держаться истинного слова, согласного с учением (т.е. "которому он был научен"); по-гречески это "согласного с учением" подчёркнуто стоит в начале фразы. По мысли Павла, епископ — хранитель истины, которую должен глубоко разуметь и крепко держаться её;

16) чтобы он был силен и наставлять (других) в здравом учении; и

17) противящихся ему обличать.

III. Характеристика лжеучителей (1:10-16)

1:10. Упомянув о тех, кто противятся истине, Павел даёт им нелестную характеристику в глазах Тита, а затем советует, какого подхода к ним держаться. Вот главные их три особенности: непокорны (ср. Иуд. 8), пустословы и обманщики. Особенности эти были присущи и противникам Тимофея в Ефесе (ср. 1 Тим. 1:3-11; 6:3-10; 2Тим. 2:14-18); на Крите же Тит столкнулся с их очевидным проявлением в группе евреев (обрезанных; ср. Деян. 11:2; Гал. 2:12).

1:11. Лжеучителям должно заграждать уста, т.е. так решительно их обличать, чтобы они вынуждены были умолкнуть; ведь они наносили вред целым семьям, входившим в общину (ср. 2 Тим. 3:6): Как и Тимофею, Титу следовало запрещать этим людям учить неким вредоносным вещам — под угрозой исключения из общины (ср. 1 Тим. 1:5-4; 2 Тим. 3:5). Вновь осуждает Павел мотивы, которыми руководствовались лжеучители: постыдную их корысть (ср. ком. на 1 Тим. 6:5).

1:12. С целью обосновать свое нелестное отношение к критянам Павел цитирует критского поэта и философа Эпименида, жившего в 6 веке до P.X., которого многие считали пророком, знавшимся с богами. У Эпименида слова, приводимые Павлом, относились к некоей конкретной выдумке критян (будто у них на острове погребен Зевс, что звучало кощунством для тех, кто считали этого верховного бога греков вечно живущим); В дни Павла эти слова сделались поговоркой, и апостол лишь хотел подчеркнуть ею незавидную репутацию критян. Конечно, среди христиан было в то время на острове много достойных людей, но Павел имел в виду, что критским лжеучителям в полной мере было присуще То, о чем писал в свое время поэт.

1:13-14. Как восприняли в критской общине столь откровенное высказывание Павла, неизвестно, но пройти мимо его слов: Свидетельство это справедливо там не могли. Лжеучители — увы! — вполне соответствовали критскому "стереотипу". А, значит, их отрицательное влияние следовало лишить силы, ради их собственного, в частности, спасения. Апостол наставлял Тита: обличай их строго, дабы они были здравы (ср. 1 Тим. 1:10; 6:3-4) в вере. И перестали внимать иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.

1:15-16. "Постановления" из ст. 14 — особенно в свете еврейского и, возможно, гностического влияния на Крите — несомненно, предусматривали и аскетические правила в отношении еды, питья и очищения (ср. Кол. 2:20-23; 1 Тим. 4:1-5). Павел говорит об этом без обиняков, напоминая своим читателям учение Господа о том, что очищение — проблема более внутреннего, чем внешнего порядка (ср. Map. 7:15; Лук. 11:39-41). Ничто извне не может осквернить человека, который внутренне чист; но нечистый внутренне оскверняет все, к чему прикасается. Лжеучители страдали именно "осквернением" ума и совести. А в результате, хоть и говорили они, что знают Бога, делами своими они от Него отрекались (ср. 1 Иоан. 2:4). От нечистых ума своего и совести сделались они гнусны и непокорны и неспособны ни к какому доброму делу. Снова ставит Павел богословские заблуждения и нравственную порочность в зависимость друг от друга.