Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32

Библия Комментарий Культурно-исторический

Притчи 1

1:1–9:18  Наставления мудрости

1:1. Мудрецы на древнем Ближнем Востоке. Традиция «литературы премудростей» имеет длительную историю в древних культурах Ближнего Востока. Приемы, которые используются в таких произведениях, как «Изречения Птахотепа» и «Наставления Аменемопе», позволяют полагать, что в Древнем Египте и Месопотамии существовали школы премудрости. Мудрец выступал в роли «отца» учеников, который не только передавал им сущность культурного наследия, но и сам являлся источником мудрости, развивавшим и обогащавшим традицию. Ассирийский литературный памятник VIII в. до н. э. «Поучения Ахикара» указывает на то, что некоторые из этих мудрецов были определенным образом связаны с дворцовой бюрократией, возможно, как члены сословия книжников или писцов. «Слова» мудрецов включали правила поведения в различных житейских ситуациях, а также краткие наставления, касающиеся политической и дипломатической деятельности. Таким образом, они служили одним из средств передачи культурной памяти и утверждения основных ценностей общества.

1:1. Соломон в роли мудреца. Согласно 3 Цар. 3:7–12, Соломон попросил мудрости у Бога и получил «сердце мудрое и разумное», чтобы лучше управлять своим народом. Таким образом, предание о Соломоне как о мудром царе отражено в заголовке к Книге Притчей. Проявление его мудрости в разных сферах детально описывается в 3 Цар. 4:30—33 (см. коммент. к этим стихам).

1:6. Формы выражения премудрости. В этом стихе перечисляются три из многих видов литературы мудрости. «Притча» — это перевод древнееврейского слова mashal, что означает афоризм, краткое изречение, часто состоящее из антитез в двух параллельных строфах. Обычно притча носит характер поучения, нравственного наставления. «Замысловатая речь» (или иносказание, притча) представляет собой пространное сравнение, которое в повествовательной форме преподносит историю и одновременно направляет внимание аудитории на ее двойной или скрытый смысл (см. коммент. ко 2 Цар. 12:1 — 10). Хотя в Книге Притчей нет загадок, они, вероятно, были достаточно широко распространенной формой интеллектуальных развлечений (см. коммент. к загадке Самсона в Суд. 14:12—14). Слово, обозначающее в 1:6 загадку, больше нигде не встречается и происходит от корня, который обычно переводится как «презрительный», «насмешливый» или «циничный». Возможно, здесь автор пытается принизить значение загадки как мудрого изречения. Образцом более пространной формы литературы премудростей является Книга Екклесиаста, в которой встречаются как отдельные изречения, так и серия размышлений об иронии человеческой жизни. Самым крупным образцом этого жанра во всей древнееврейской литературе премудростей являются философские речи в Книге Иова. Обсуждая тему страдания, Иов и его друзья исследуют и даже подвергают испытанию свое понимание того, почему боль и страдание приходят к праведнику.

Эхо притчей в культуре древнего Ближнего Востока

Некоторые произведения египетской и месопотамской литературы премудростей содержат параллели (лингвистические, стилистические и содержательные) с Книгой Притчей. В хронологическом порядке это следующие египетские произведения: «Изречения Птахотепа» (ок. 2500 г. до н. э.); «Повесть о красноречивом поселянине» (ок. 2000 г. до н. э.); «Наставления Аменемопе» (ок. 1200 г. до н. э.) и «Наставления Анкшешонги» (ок. 200 г. до н. э.). Есть также ряд параллелей в «Мемфисском сказании о сотворении мира» (ок. 2200 г. до н. э.) и в «Споре о самоубийстве» (ок. 2000 г. до н. э.). Близкие по характеру краткие изречения можно также найти в ассирийских «Поучениях Ахикара» (ок. 700 г. до н. э.) и в угаритских эпосах о Ваале и Анат и об Акхате (ок. 1400 г. до н. э.). Сходства, которые обнаруживают эти произведения нравоучительной литературы, по большей части объясняются универсальным характером мудрых изречений и общей практикой заимствования изречений, образов, пословиц и даже целых притч или историй. Вот несколько примеров такого рода:

• В Прит 1:12 о преисподней и могиле сказано, что они глотают свои жертвы, и это перекликается с эпосом о Ваале и Анат, где бог смерти Мот представлен как «пожирающий свои жертвы».

• В Прит. 6:23—29 и 7:24—27 дается наставление мудрому сыну победить свое вожделение к женщине, которая принесет ему беду и разорение, точно так же, как Птахотеп призывает мужчин «держаться в стороне от хозяйки дома» и «думать о деле».

• В Прит. 16:8 и 21:9 каждый из примеров житейской мудрости начинается со слова «лучше», что характерно и для «Наставлений Анкшешонги»: «Лучше жить в собственном доме, чем в чужом дворце», а также в «Наставлениях Аменемопе»: «Лучше иметь одну буханку хлеба и счастливое сердце, чем все богатства в мире и скорбь».

• В Прит. 6:16–19 перечисляются свойства, которые ненавидит Господь: «Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его», и это находит параллели у Ахикара: «Два сорта людей, которые приятны Шамашу, и есть еще третий сорт, который он любит».

• Образцовая жена, описанная в Прит. 31:27—31, удостаивается похвалы и у Птахотепа, равно как и сын, желающий прислушиваться к словам своего отца (см. Прит. 2:1–5).

• «Изречения Премудрости», которые появляются в Прит. 21:17 — 24:22, обнаруживают композиционное сходство с «Наставлениями Аменемопе». И те, и другие содержат введение, за которым следуют тридцать глав очень похожих по характеру советов на разнообразные темы. Например, и у Аменемопе, и в Прит. 22:22 запрещается притеснение бедного и слабого, а в египетском наставлении и в Прит. 23:10 дается совет не переносить фаницы межи на поле, иначе «совесть твоя уничтожит тебя».

1:8. Наставления сыну. Призыв слушать наставления родителей по необходимости вытекает из закона, требующего от детей почтения к своим родителям (Исх. 20:12). Таким образом, мудрость матерей, которые обычно становятся первыми учителями своих детей, приравнивается к мудрости отцов. Это изречение контрастирует с высказываниями подобного рода у Птахотепа и Ахикара, которые говорят только о сыне, внимающем словам своего «отца». В каждом из этих случаев «сын» не обязательно является родственником изрекающего наставления мудреца. Ученики должны были запоминать изречения и высказывания своих учителей, но мудрыми были те, кто умел применять на практике то, чему они научились (см.: Ос. 14:9). Отсутствие упоминания дочерей отражает реальную ситуацию, когда образование получали только царские отпрыски мужского пола.

1:9. Венок и украшение для шеи. Слова отца и матери, в которых воплощена народная мудрость, могут стать венком для головы сына и драгоценной цепью на шее государственного мужа. Как победитель состязаний получает в награду венок, а назначенный на новую должность служащий — цепь и знаки отличия, так и почтительный сын получает уверенность в будущем преуспеянии и достойной жизни (см.: Прит. 4:1—6). Как говорит Птахотеп: «Мудрый следует совету своего учителя, и потому его замыслы не терпят провала». В египетской литературе Маат, богиня мудрости, истины и справедливости, награждает богов венком победы, а эмблемой судей была статуэтка Маат, которую они носили на груди.