Библия Комментарий Далласской БС

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2

Библия Комментарий Далласской БС

Филимону 1

1. Вступительная часть послания; приветствие (ст. 1-7)

А. Автор о себе (ст. lа)

Ст. 1а. Это единственное из посланий Павла, в начале которого он говорит о себе как об узнике Иисуса Христа. В семи посланиях Павел представляется как "апостол"; еще в двух (1 и 2 Фессалоникийцам) называет себя только по имени, и в трех — "рабом Иисуса Христа".

Не исключено, что здесь Павел воздержался от напоминания о своем апостольстве потому, что в его письме к Филимону содержалось не повеление, которое следовало бы подкрепить подобным напоминанием, а горячая личная просьба.

Павел был узником римских властей, но "носил узы" за свое свидетельствование о Спасителе, и потому имел все основания называть себя "узником Иисуса Христа" (см. Филим. 9). Епафрас отбывал заключение вместе с Павлом (ст. 23).

Добавляя слова и Тимофей брат, Павел подчеркивает свою симпатию и любовь к адресату. Имя Тимофея сопутствует его собственному имени при начале пяти других Павловых посланий (2 Кор., Фил., Кол., 1 и 2 Фес.).

Б. Обращение к читателям (ст. 16-2)

Ст. 1б. Почти все, что известно о Филимоне из Нового Завета, сказано и этих стихах: Филимону возлюбленному и сотруднику нашему. Павел любил (греч. агапето) его (ср. ст. 1б) и считал своим "сотрудником" (во множ. числ. это слово употреблено в ст. 23).

Филимон был состоятельным христианином апостольского века, в чьем доме собиралась колосская церковь. "Сотрудник" тут не обязательно означает, что Павел и Филимон трудились сообща; смысл его, скорее в том, что Филимон трудился над созиданием церкви в Колоссах, тогда как Павел совершал (в то самое время) духовное служение в близлежащем Ефесе. Апостол обращается к Филимону и как к "брату" (см. ст. 7 и 20).

Ст. 2. И Апфии (сестре). Речь, по-видимому, идет о жене Филимона, которая могла занимать полуофициальное положение в их домашней церкви, в свете и того обстоятельства, что по обычаям ее времени на ней лежала постоянная обязанность надзирать за рабами и заботиться о них.

Некоторые полагают, что Архипп, сподвижник наш, приходился Филимону сыном. Он мог быть пастором в Колоссах  выполнявшим и миссионерские обязанности, — судя по тому краткому наставлению -  напоминанию,  которое Павел просил колоссян передать Архиппу (Кол. 4:17). Возможно, в свете положения, которое он занимал, Архипп мог оказать воздействие и на Филимона в направлении желательном для Павла. ...Домашней твоей церкви. Церковь, собиравшаяся в доме Филимона, тоже могла, со своей стороны, повлиять на него. Если бы Павел не обратился с приветствием и к церкви непосредственно, среди христиан, приходивших в дом к Филимону, могли бы поползти разные слухи, коль скоро они вновь увидели бы Онисима, некогда сбежавшего из этого дома.

Обычай проводить церковное служение в частных домах был распространен вплоть до 200г. по P.X. И только в 3 веке церкви стали обзаводиться особыми зданиями, помещениями. О "домашних церквах" Павел упоминает и в послании к Римлянам (16:5), а также в послании к Колоссянам (4:15).

В. Собственно приветствие (cт. 3)

Ст. 3. Это приветствие — Благодать вам и мир от Бога Отца вашего и Господа Иисуса Христа — является обычным для Павла. Оно повторяется и в девяти других его посланиях (Рим., 1 и 2 Кор., Еф., Гал, Фил., Кол., 1 и 2 Фес), а еще в трех 1 и 2 Тим., и Тит.) — незначительно видоизменяется. Важно отметить порядок слов в приветствии. Слово "мир" выражает духовное состояние, свидетельствующее о должных взаимоотношениях между человеком и Богом; "мир" есть результат "благодати" Божией и без нее немыслим. Мир с Богом дается верою (Рим. 5:1). И сознается человеком на опыте благодаря служению Святого Духа живущего в нем (Еф. 5:18; Гал. 5:22-23). Молитвой о ниспослании благодати Господом Иисусом Христом Павел начинает и завершает это письмо (см. ст. 24)

Г. Вознесение хвалы (ст. 4-7)

1. БЛАГОДАРЕНИЕ (ст. 4-5)

Ст. 4. В начале каждого из своих посланий, за исключением послания к Галатам, aп. Павел выражает благодарность богу. В этом он следовал обычаю своего времени: не только христиане, но и язычники включали при переписке слова благодарения высшим силам в строки приветствия. Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих — эти слова встречаем почти без изменений и в других "тюремных посланиях" апостола (ср. Еф. 1:15-16; Фил. 1:3-4; Кол.1:3-4).

Ст. 5. Павел благодарил Бога за Филимона, потому что получал подтверждения относительно его любви и веры... к Господу Иисусу и ко всем святым. Веру во Христа сочетали с любовью ко святым и Ефесяне (Еф. 1:15), Колоссяне (Кол. 1:4), Фессалоникийцы (1 Фес. 1:3; 2 Фес. 1:3). Вера в Господа естественно (органически) порождала эту любовь. Упомянутые подтверждения касательно Филимона Павел мог слышать от Онисима и Епафраса. Но если Филимон любил всех святых, то теперь не мог обойти любовью и Онисима, тоже "отделенного" Христом, т. е. святого!

2. СЛОВА МОЛИТВЫ (СТ. 6)

Ст. 6. Возможно несколько иное прочтение этого стиха. Павел молился о том, чтобы Филимон деятельно делился своею верой с окружающими, чтобы она сказывалась в его делах, и чтобы в процессе этого он преуспевал в познании великих благословений, полученных им и его домашней церковью во Христе Иисусе.

Стих труден для перевода — с точки зрения грамматической взаимосвязи первой и второй частей его. Но смысл его, очевидно, в том, что, "делясь" с другими своей верой, Филимон все полнее познавал бы эти духовные благословения, которых он удостоился. Однако построение греч. фразы говорит и о возможности "обратной" взаимосвязи: все полнее познавая свои благословения во Христе, Филимон тем "деятельнее" делился бы своей верой с людьми. Для верующего это естественно: чем более он постигает безмерность того, что имеет во Христе, тем горячее его желание говорить о Нем людям.

3. СВИДЕТЕЛЬСТВО (СТ. 7)

Ст. 7. Любовь Филимона доставляла великую радость и утешение Павлу, потому что Филимоном, в этой любви его, были успокоены сердца святых. Греч. "анапаусо", производное от "анапепаутаи" (ст. 20), переведенного как "успокоены", встречаем в Мат. 11:28, в устах Самого Господа: "Прейдите ко Мне, все утруждающиеся и обремененные, и Я успокою вас". Духовно "успокоенный" Христом, Филимон мог "успокоить" теперь сердца своих собратьев в Господе, проявляя заботу о них.

II. Содержание письма (ст. 8-21)

А. Просьба (ст. 8-12,17)

Павел переходит к "теме" беглого раба Онисима. Тон его любезен и учтив, но в нем чувствуется властная нотка. Относительно Онисима он открывает двоякую истину: тот теперь сын апостола по вере (ст. 10) и брат Филимона (ст. 16). В письме Павла отражен таким образом христианский подход к ужасному институту рабовладения. Онисим, занимавший самое низкое положение в римском обществе, будучи бесправным рабом, в духовном плане оказывался равным и своему господину — Филимону и самому апостолу Павлу!

1. ПРОСЬБА, А НЕ ПОВЕДЕНИЕ (СТ. 8)

Ст. 8. Словом "Посему" Павел "привязывает" то, что собирается сказать, к сказанному им в ст. 4—7, ибо из него оно вытекает. Любовь, являемая Филимоном ко всем святым, должна теперь распространиться и на Онисима. Как апостол, Павел достаточно смел (имея... во Христе дерзновение), чтобы приказывать Филимону, что должно. Но он предпочитает иное.

2. ПРОСЬБА ВО ИМЯ ЛЮБВИ (СТ. 9)

Ст. 9. А именно просить по любви (уповая на любовь, какую имеет Филимонам, ст. 5,7). Если он примет Онисима и простит его, это будет похвальным проявлением его любви как к беглому рабу, так и к апостолу. Откликнуться на просьбу Павла Филимону следовало еще и потому, что тот был старцем, а теперь еще и узником Иисуса Христа (ср. ст. 1). Будучи "старцем" ("пресбитес"), Павел обладал авторитетом по самому возрасту своему (в древнем обществе старики пользовались особым почетом как люди, умудренные жизненным опытом); теперь же, находясь "в узах", сам он немного мог сделать для Онисима. (Со стороны же Филимона это должно было вызвать особое сочувствие к апостолу, а, значит, и желание исполнить его просьбу.) Так что судьба Онисима была в его руках.

3. ПРОСЬБА О ДУХОВНОМ СЫНЕ (СТ. 10-11)

Ст. 10. Слово прошу тут повторяется (см. ст. 9) — для усиления его звучания. Павел просил о своем сыне ("тоу эмоу текноу" — буквально: (прошу) "о моем ребенке"); так апостол называл только Тимофея (1 Тим. 1:2; 2 Тим. 1:2) и Тита (Тит. 1:4). Убежав от своего хозяина, Онисим в Риме познакомился с Павлом. Приведенный им к Спасителю, он сделался для апостола "сыном", которого тот родил... в узах своих. То обстоятельство, что раб был обращен им в тюрьме, вероятно, вызвало в них чувство особой взаимной привязанности. С духовной точки зрения их связали отношения отца и сына! Павел всегда считал себя "отцом" тех, кого привел ко Христу (1 Кор. 4:15; ср. 1 Тим. 1:2; 2 Тим. 1:2). Между уверовавшим и тем человеком, которым Господь воспользовался, чтобы привести его к Себе, обычно устанавливаются особо теплые отношения, и это естественно.

Ст. 11. Здесь игра слов. Онисим, распространенное среди римских рабов имя, означает "полезный", "годный". Этот раб, однако, убежав от своего господина, стал для него "бесполезным" (... был... негоден). Слова а теперь годен тебе и мне подразумевают радикальное изменение, происшедшее с Онисимом в результате его нового рождения. "Святой Павел, по-видимому, говорит, что в прошлом Онисим не оправдал своего имени, но тем более заслуживает он его теперь" (Альфред Барри).

4. ПРОСЬБА ОТ СЕРДЦА (ст. 12)

Ст. 12. ...Я возвращаю его (ст. 11) ... прими его, как мое сердце (то есть "Я возвращаю его — словно сердце мое отдаю — тебе назад"). Коль скоро этот обращенный им раб стал для Павла, "как его сердце", как бы мог Филимон отказать своему другу — апостолу в его просьбе?

Б. О взаимоотношениях троих (ст. 13-16)

1. О БРАТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ПАВЛОМ И ОНИСИМОМ В НАСТОЯЩЕМ (ст. 13)

Ст. 13. Павел рассматривал этого раба-христианина, "сына и брата своего", "на равных" с его господином. Желая еще более расположить Филимона к исполнению своей просьбы, апостол говорит: Я хотел при себе удержать его; подразумевая под этими словами, что был настолько уверен в добрых чувствах к себе со стороны Филимона, что даже подумывал оставить себе его раба — дабы тот заменил ему своего господина, который, если бы это было возможно, конечно, не отказался бы послужить ап. Павлу в узах. Да, апостол нуждался в помощи и имел на нее право, но чувство долга помешало ему воспользоваться им. Сознавая, что раб, с которым его связывали братские узы, — собственность своего господина, Павел отослал Онисима назад в Колоссы.

2. ДОБРОЕ ДЕЛО ДА БУДЕТ ДОБРОВОЛЬНЫМ (ст. 14)

Ст. 14. Удержать раба при себе Павел мог бы лишь с согласия его владельца. Он, конечно, мог бы написать Филимону, прося его разрешения на то, чтобы Онисим остался в Риме, но предпочел, чтобы подобное разрешение дано было не вынужденно, а добровольно. Освободил ли Филимон Онисима и отослал ли его назад в Рим для служения Павлу, неизвестно.

3. О БРАТСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ОНИСИМОМ И ФИЛИМОНОМ В БУДУЩЕМ (ст. 15-16)

Ст. 15. Уход Онисима от Филимона на время (а немало рабов "навечно" пропадало для своих хозяев, скрываясь в больших городах или в пустынных местах) мог привести к его возвращению навсегда (апостол, видимо, подразумевал его "соединение" с Филимоном "навсегда" не только в этой жизни, но и в вечности).

Ст. 16. Соединение не как раба с господином, но как брата возлюбленного с братом. Себя, Онисима (которого в Кол. 4:9 он тоже называет "возлюбленным братом") и Филимона апостол рассматривал, таким образом, как равных друг другу. Этот раб Онисим был дорог Павлу, но еще дороже должен он был стать Филимону (ср. "годен тебе и мне" в ст. 11). Возможно, сказанное апостолом в ст. 16а предполагало его надежду на освобождение Онисима Филимоном (ср. ст. 21). С другой стороны, слова в ст. 15-16: "...принять его... и по плоти" (т.е. как человека, представлявшего для Филимона материальную ценность) могли означать, что отношения между Онисимом и Филимоном, оставаясь таковыми раба и господина, сделались бы и новыми духовными взаимоотношениями их в Господе.

4. ПРОСЬБА ТОВАРИЩА И СОТРУДНИКА (ст. 17)

Ст. 17. (Автором комментарий на этот стих предлагается тут намеренно.) Если ты имеешь общение со мной. Если да, то и Онисима, ты, Филимон, примешь, как принял бы меня, пишет Павел. Отношения между апостолом и этим рабовладельцем были отношениями товарищей и сотрудников, и характер их определялся благовестием Христовым, которому оба они служили. И если бы Филимон не принял Онисима по-христиански, это было бы равносильно отвержению им самого Павла, что, конечно, было немыслимо.

В. Обязательство Павла (ст. 18-21)

1. ДОЛГ ОНИСИМА ФИЛИМОНУ — НА ПАВЛЕ (СТ. 18-19а)

Ст. 18. Павел, вероятно, подразумевал, что Онисим перед тем, как бежать, обокрал своего хозяина (взял его деньги или какие-то материальные ценности), либо самым своим отсутствием нанес ему финансовый урон. Здесь Павел не осуждает за это раба; он только пишет Филимону. если же он чем обидел тебя, или должен, считай это на мне.

Благородное намерение Павла, пусть в малой мере, но сопоставимо с подвигом Христа на кресте. Как Онисим был в долгу перед Филимоном, так грешники в долгу перед Богом. И как Павел непричастен был к вине Онисима, так и Христос — к делам грешников (Евр. 4:15; 7:25). Но Павел взял долг Онисима на себя, как Христос (если продолжать это сравнение) взял на Себя грех мира (Ис. 53:6; Иоан. 1:29; Евр. 7:27; 9:26,28).

Ст. 19а. Павел подчеркивает, что написал эти слова своею рукою (ср. Гал. 6:11), тем самым беря на себя официальное обязательство. Я заплачу. Возможно, апостол готов был расплатиться с Филимоном из тех денег, которые получил от филиппийцев (см. Фил. 4:14-19).

2. И ФИЛИМОН ДОЛЖЕН ПАВЛУ (ст. 19б)

Ст. 19б. Ты и самим собою мне должен. В этой фразе содержится, очевидно, намек на "духовный долг" Филимона, которого Павел, как полагают, обратил ко Христу. Но апостол лишь напоминает ему об этом долге, не превращая на этом основании просьбы своей в повеление.

3. ПАВЕЛ ПРОСИТ ФИЛИМОНА "УСПОКОИТЬ СЕРДЦЕ" ЕГО (ст. 20)

Ст. 20. Первая часть ст. 20 — на основании лексических (словарных) особенностей греч. языка — могла бы быть передана так: "Дай мне, брат, найти в тебе истинного Онисима (о значении имени "Онисим" см. в ком. на ст. 11), как я нашел его в нем". Приняв по-христиански беглого своего раба, Филимон успокоил бы сердце апостола в Господе.

4. НАДЕЖДА АПОСТОЛА, ЧТО ФИЛИМОН СДЕЛАЕТ И БОЛЕЕ (ст. 21)

Ст. 21. Павел был уверен, что Филимон исполнит его просьбу. О послушании он просил его более напрямик, чем о чем-либо другом. Апостол не сомневался, что и более нежели говорил он ему, сделает Филимон. Но "говорил" Павел о принятии и прощении Онисима. Что же могло быть сделано "более"? По-видимому, все-таки освобождение Онисима из рабских уз (см. в ст. 16 "не как уже раба"). Или подразумевалось возвращение Онисима Павлу; намек на это имеется в ст. 13. Освобождение Онисима Филимоном продемонстрировало бы христианский подход к рабовладению — в свете подлинного братства верующих во Христе.

III. Заключение (ст. 22-24)

А. Просьба о жилье (ст. 22)

Ст. 22. Павел далее просит приготовить ему помещение (гостевую комнату), видимо, в доме самого Филимона. Перспектива посещения их апостолом должна была обрадовать Филимона и одновременно послужить для него дополнительным стимулом к исполнению его просьбы об Онисиме.

Подобно Павлу, и многие другие служители Христовы пользовались в то время особыми гостеприимством и помощью в своей среде.

Павел знал, что верующие молились о его освобождении (см. Фил. 1:25-26). (А как бы мог молиться об этом Филимон, если бы отказался исполнить просьбу апостола?) Множественное число во второй части этого стиха свидетельствует, что Павел имел в виду всю "домашнюю церковь" в Колоссах.

Б. Братские приветствия (ст. 23)

Ст. 23. Приветы Филимону Павел передает от пяти из тех своих шести сотрудников, которые упомянуты им в Кол. 4:10-14, хотя и в другом порядке. Здесь это — Епафрас, Марк, Аристарх, Димас и Лука. В послании к Колоссянам упоминался еще "Иисус, прозванный Иустом". Там же Павел с особой теплотой пишет о Епафрасе, которого тут называет узником вместе со мною ради Христа Иисуса.

В. Благословение (ст. 24)

Ст. 24. Все свои 13 посланий завершает Павел благословением, выраженным в одной фразе и схожим с этим: Благодать Господа нашего Иисуса Христа со духом вашим. Верующие, к которым обращался апостол, уже испытывали на себе действие благодати, которой были спасены, но, благословляя их в начале (ст. 3) и в конце своего письма, Павел как бы выражал горячее желание, чтобы они повседневно, на глазах у "внешних", жили в атмосфере этой дающей силы и доставляющей утешение Божией благодати. Со духом вашим (ср. Гал. 6:18 и 2 Тим. 4:22). Подразумевается внутреннее духовное "Я" верующего.