Библия Комментарий Далласской БС

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2

Библия Комментарий Далласской БС

Авдий 1

I. Весть о гибели Едома (ст. 1-9)

А. Призыв к народам разрушить Едом (ст. 1)

Ст. 1. В оригинале словами Видение Авдия эта книга надписана: они как бы образуют заголовок ее. Напомним, что понятие видения подразумевает в Библии откровение свыше как зрительного плана, так и через слышание слов (ср., к примеру, Ам. 7; 8:1 или Иез. 1:3,4 и далее с Ис. 1:1-2 и далее). Откровение, полученное Авдием, было, по-видимому, второго плана. Как уже говорилось во Вступлении к этим комментариям, о жизни и служении Авдия ничего не известно, кроме того, что самое имя его означает "Поклоняющийся Иегове".

Следующая после "надписи" к книге фраза Так говорит Господь Бог об Едоме представляла собой обычную для пророков формулу: ею подтверждался богооткровенный характер сообщения пророка и предварялось изложение его (часто "устами" Иеговы). По всей видимости, пророчество о судьбе Едома открывается словом весть в ст. 1, хотя собственно слова Иеговы, "услышанные" Авдием, начинаются со стиха 2. Слово мы в контексте стиха 1, вероятно, означает, что в собственных глазах Авдия он — представитель израильского народа, получающего, откровение свыше. "Посол" здесь eдвa ли имеет конкретное содержание, это, скорее, образ: поскольку "весть от Господа" не оставляет у пророка сомнения в неизбежности гибели Едома, он как бы видит Божьего посланника, призванного поднять другие народы на войну против едомлян. Этими народами в конечном счете стали среди прочих упоминавшиеся во Вступлении наватеи, сами евреи под командованием Иоанна Гиркана и наконец римляне. Тут в сущности передается — в восприятии пророка — та истина, которая вновь и вновь возникает на страницах Библии, "пронизывая" собой большую часть ее: Бог, управляющий вселенной, пользуется народами, населяющими землю, для достижения Своих целей на ней.

Б. Пророчество о разрушении Едома (ст. 2-9)

1. ГОРДЫНЯ ЕДОМА БУДЕТ УНИЖЕНА (ст. 2-4)

Ст. 2. Этот стих, который в русском переводе, в частности, поставлен в прошедшем времени, правильнее воспринимать как возвещение будущего. Для Господа (чьи слова начинаются отсюда) оно — неотвратимо и потому как бы уже "относится к прошлому". Малым между народами Едому именно предстояло сделаться, так как на протяжении долгих столетий он оставался народом значительным и богатым (источником его богатства были торговля, военные грабежи, добыча железа и меди в своем регионе) и стратегически неприступным — благодаря его географическому положению — для врагов. Но Господь сказал, что сделает его малым и презираемым (средствами еврейского языка это подчеркнуто) другими народами.

Ст. 3-4. Иегова сделает это с Едомом в наказание за гордость сердца его. Евр. слово зедон, переведенное как "гордость", предполагает избыток самонадеянности и высокомерия; они-то и послужили "обольщению" едомлян. "Естественные" причины у них для этого были. Ведь они жили высоко над землей — в расселинах скал. Имеются в виду многочисленные в гористом Едоме пещеры как естественного, так и искусственного происхождения. Прежде в них жили хорреи. Потом изгнавшие их едомляне (см. Быт. 14:6). Жилища их действительно были неприступны, о чем свидетельствует, в частности, римский историк Плиний. Они были, прибегая к гиперболе, подобны горным орлам, живущим среди звезд. Но, как бы отвечая на их вопрос "кто низринет меня на землю?" Господь отвечает: Я низрину. Ибо неприступное для людей для Него неприступным не является.

2. БОГАТСТВО ЕДОМА БУДЕТ РАЗГРАБЛЕНО, И ЛЮДИ ЕГО БУДУТ ИСТРЕБЛЕНЫ (ст. 5-9)

Ст. 5-6. Едом находился на пересечении торговых путей, долины его были очень плодородны — не удивительно, что он славился, по свидетельству древних, своим богатством. И вот теперь он "разорен и обобран", восклицает Авдий (прибегая к прошедшему времени, точнее, к пророческому прошедшему, так как всему, о чем он говорит в ст. 5-6 (как и в ст. 2), совершиться только предстояло). Для придания большей выразительности картине будущего опустошения, в результате которого в Едоме не останется "буквально ничего", пророк пользуется сравнением с "ночными грабителями" и "обирателями винограда". Первые не взяли бы больше чем надобно им. Вторые, напротив, оставили бы — в согласии с древним обычаем — хотя бы несколько ягод (для бедных).

"Исав" служит здесь синонимом Едома (как праотец его). Не приходится сомневаться, что в многочисленных горных пещерах у Исава было немало тайников, где едомляне хранили, в случае необходимости, свои сокровища.

Ст. 7-9. Стих 7 труден для прочтения и понимания, в нем даже предполагают некоторую испорченность текста. Толкуют его неоднозначно, начиная с первой фразы. Не вызывает сомнения, что союзников у едомлян было немало, хотя бы благодаря их обширным торговым связям. В каком же смысле союзники выпроводят (пророческое прошедшее сменяется будущим временем!) сынов Исава до границы? Авдий мог иметь в виду, что в день бедствия те, кто жили с Едомом в мире и ели хлеб его, или с ним (в знак дружбы!), с "почестями" проводят до границы послов его, которые обратятся к ним за помощью, т. е. отпустят их ни с чем. Но не меньше оснований читать это место в том смысле, что сами едомляне будут изгнаны недавними своими союзниками и друзьями из пределов своей страны. Так или иначе, соседи Едома одолеют его и обманут, нанесут ему удар. По иронии судьбы славившиеся своей мудростью сыны Исава, чрезмерно возомнившие о себе, вовремя их козней не разгадают (нет в Едоме смысла переводят и как "нет понимания"; фразу читают в знач. "Едом не поймет!"). И потому падут жертвой неверных союзников. Видение пророка не обязательно осуществилось в каком-то одном событии, скорее оно "воплотило" в себе целую цепь эпизодов и событий, совершавшихся на протяжении истории Едома, пока Господь не поставил на ней точку. Мысль эта подтверждается фразой: Не в тот ли день это будет? (ст. 8), где слово «день» явно употреблено в значении отрезка времени, исторического периода.

Господь повторяет, что поразит впавший в гордыню Едом (см. ст. 3-4), истребив мудрых его и отняв благоразумие от горы Исава (альтернативный перевод соответствующей фразы в ст. 8). Мудрость идумеев вошла на древнем Востоке в поговорку (см. Иер. 49:7). Не случайно первым из трех друзей Иова назван Елифаз из Фемана (Феманитянин). Имя "Феман" (что значит "юг") носил один из внуков Исава (см. Быт. 36:10-11). И так же был назван один из городов Едома (в южной части страны), по которому иногда именовали страну в целом (см. ст. 9).

Храбрецы Фемана поражены будут страхом и убиты (ср. с Ам. 1:11-12).

II. О преступлениях Едома (ст. 10-14)

Самоуверенность и высокомерие — как проявление гордыни — сопряжены с пренебрежительным отношением (от которого недалеко до отношения враждебного!) к окружающим. Это присуще людям, присуще и целым человеческим сообществам (примером чему являлся Едом). Едомляне не только испытывали неприязнь (ст. 11-12), но и враждебно действовали по отношению к иудеям (ст. 13-14). И Авдий, к которому "говорил Господь", предощущал всю горечь расплаты, которая постигнет потомков Исава именно за это.

А. О преступном отношении Едома к Израилю (ст. 10-12)

Ст. 10. Стыд (позор) здесь может подразумевать унижение идумеев (по контрасту с их нынешней гордыней, превознесением себя!), то ничтожество в историческом плане, в которое они все более будут впадать. В конце концов, их ожидает полное истребление. Вина Едома подчеркнута тем, что враждовал он с теми, с кем связан был узами крови (с братом своим Иаковом).

Ст. 11-12. Многократное повторение слова день в оригинале звучит еще эмоциональнее чем в переводе. Все определения к нему — синонимичны: пророк говорит об одном и том же "дне" бедствия для сынов Иуды, который едомляне злорадно "приветствовали" ("расширяли рот"). Еврейскую фразу, переданную по-русски как уводили войско его в плен, переводили и как "уносили богатства его". Снова подчеркивается, что чувства и действия Едома в отношении Иудеи были такими же, как у иноплеменников, у чужих. Относительно "метания жребия" (ст. 11) см. во Вступлении к книге.

Б. О преступных действиях едомлян против евреев (ст. 13-14)

Ст. 13-14. Когда происходило описываемое здесь? Соображения на этот счет изложены во Вступлении, в конце раздела "Дата написания книги". Автор данных комментариев полагает, что Авдий имел в виду события, происшедшие в царствование Иорама, сына Иосафата (4 Цар. 8:20-22; 2 Пар. 21:16-17), когда на Иерусалим одновременно напали филистимляне и аравитяне.

III. О суде Божием над врагами Израиля (ст. 15-16)

Ст. 15. На примере Едома тут говорится об участи, которая постигнет все народы (ср. Ис. 34:2), дерзко противящиеся Богу. Возмездие постигнет их и за враждебное отношение их к народу Божиему (см. Чис. 24:12-24; 1 Цар. 2:10; 2 Цар. 23:5-6). Почему Авдию день возмездия видится близким? Вполне вероятно, что пророки любое "частное", локальное событие, направленное на "сокрушение" силы, противящейся Богу, воспринимали как предвестие того страшного суда, который последует в конце времен (или даже как часть его). Напомним в этой связи, что понятие дня Господня может относиться к любому отрезку времени и к связанным с ним историческим обстоятельствам, в которых проявляется грозное вмешательство Бога в дела этого мира (см., к примеру, Иез. 30:3; см. также Вступление к книге Иоиля — раздел "Главные проблемы, возникающие при толковании книги"). Чаще, однако, под "днем Господним" понимаются:

а) суды Божьи в годину великой скорби или

б) установление Богом Тысячелетнего царства на земле. Так или иначе, это — "день", когда земные дела полностью перейдут под Его правление.

Фраза, начинающаяся в этом стихе со слова воздаяние, означает: по делам твоим будет воздано тебе; как поступал ты, так поступят и с тобою. Более конкретно:

1) едомляне повинны в ограблении Иерусалима (ст. 13) — и их "имущество" будет отобрано у них (ст. 6; ср. с Иер. 49:10);

2) Едом выдавал и губил беженцев-иудеев (Авд. 14; ср. с Ам. 1:11) — истребление ждет и его сыновей (Авд. 8; ср. с Ис. 34:5-8; Иез. 32:29; 35:8); 3) Едом злорадствовал по поводу бедствий Иудеи (Авд. 12; ср. с Иез. 35:15) — позор и ничтожество станут воздаянием ему (Авд. 10).

Ст. 16. Понятие "пития" в этом стихе имеет двойной смысл. Непосредственно речь в нем, вероятно, о том, что едомляне участвовали в некоей пьяной оргии в Иерусалиме (на святой горе Божией), в "день" бедствия иудеев. Так же, как пили они тогда, будут постоянно пить все народы (и Едом в их числе), но пить они будут из чаши гнева Господнего (ср. Ис. 51:17,21-23; Иер. 25:15-33; Авв. 2:16; Отк. 14:9-10; 16:19) на погибель себе (как бы их не было вовсе). Что касается Едома, то он как народ перестал существовать еще в 1-ом веке после P. X. (Полагают, что последних идумеев уничтожили римские легионеры во время подавления мятежа в Иудее.)

IV. О Божиих благословениях, грядущих на народ Израиля (ст. 17-21)

А. О спасении Израиля (ст. 17-18)

Ст. 17-18. Гора Сион (синоним Иерусалима) будет утверждена как неприкосновенная святыня, место спасения Израиля (в значении избавления его на все времена от врагов его). Вторую фразу стиха 17 понимают в том смысле, что дом Иакова завладеет землями всех тех народов, которые были врагами его на протяжении истории; другими словами, станет владеть всей землей, некогда обетованной ему Богом (см. Быт. 15:18-21). Хотя под "домом Иакова" понимается Южное царство, здесь подразумеваются вновь воссоединившиеся дом Иакова и дом Иосифа (Северное царство); см. Иез. 37:15-23. Уподобление "Иакова" огню, а "Иосифа" пламени (ср. Ис. 10:17), "Исава" же — соломе заключает мысль о превосходстве народа Божьего над его врагами. При совместном прочтении стихов 17 и 18 и сравнении их, в частности, с Зах. 12:6 и Мал. 4:1 возникает впечатление, что народы, некогда враждебные Израилю, или должны будут слиться с ним или подвергнуться истреблению (это показано на примере Едома).

Б. О территориях, которые отойдут к Израилю в будущем (ст. 19-20)

Ст. 19-20. Здесь развивается и конкретизируется мысль, выраженная в последней фразе стиха 17. Авдий говорит о нескольких территориях, которые опять отойдут к народу Божию. Нельзя, однако, не сказать, что текст этих стихов не везде ясен, и на другие языки переведен более или менее предположительно. Не вдаваясь в сложный лингвистический анализ, передадим суть его. Те, которые живут (или будут жить) в южной части Израиля, хотел, по-видимому, сказать пророк, станут владеть территорией Едома (горою Исава); ср. с Авд. 8, 21, а также с предсказанием, записанным в кн. Чисел (Чис. 24:18) и с пророчествами Исайи и Амоса (Ис. 11:14; Ам. 9:11-12). Далее. Жители долины (вероятно, западных предгорий) двинутся на юг и овладеют страной филистимлян, с ее прибрежными равнинами. Что касается "поля Ефрема" и "поля Самарии", то это одно и то же; "поля" эти образовывали центральную часть Израиля (по всей видимости, Авдий подразумевал территорию Северного царства). Во фразе Вениамин завладеет Галаадом видят указание на то, что и Заиорданье вновь отойдет к "дому Иакова и к дому Иосифа" (см. ст. 18). Другими словами, Авдий предсказывал, что новое еврейское теократическое государство не только займет свои первоначальные пределы, но и выйдет за них.

Непонятно звучит слово "войско" в контексте стиха 20; в некоторых переводах оно опущено. Пророк мог говорить о живущих в рассеянии ("переселенных") как из сынов Израилевых, так и из "сынов Иудиных" (переселенных из Иерусалима). Первые, возвратившись, завладеют землею Хананейскою до Сарепты (так назывался финикийский город, находившийся между Тиром и Сидоном; в 3 Царств описано, как пророк Илия воскресил в этом городе сына бедной вдовы, — 3 Цар. 17:17-23). Вторые ("иерусалимляне"), находящиеся в рассеянии в Сефараде, вернувшись в землю обетованую, получат во владение города южные. Мнения относительно местонахождения Сефарада разделялись главным образом между Испанией и Мидией. В последней назывался город Сардис.

В. Об установлении Царства Господа (ст.21)

Ст. 21. На протяжении истории Израиля Бог не раз "воздвигал" ему спасителей из его же среды (см. Суд. 3:9, 15; 4 Цар. 13:5; Неем. 9:27). Так было и так будет. Упоминание в контексте этого стиха "суда над Исавом" не следует — в свете того, что ранее было уже сказано об истреблении едомлян (см. ст. 18) — понимать буквально. Речь пророка носит тут образный характер. Искать в ней противоречия тоже, конечно, не следует: Авдий лишь углубляет (раскрывает) мысль о возвышении народа Божьего в будущем, когда управлять им станет Сам Господь. Повторим в заключение, что короткую книгу Авдия нельзя не признать весьма существенной по содержанию. Ибо послание это об участи тех, кто в безумии гордыни отвергают слово Божие и милость Его. В дни процветания Едома многие в Израиле, вероятно, задавались вопросом: "Почему страдание "обходит" нечестивых?" (см. Пс. 72:3-4). Но вот со страниц Ветхого Завета услышан был голос Авдия, эхом отразившийся на страницах Нового Завета: "Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет" (Гал. 6:7). И мысль о высшей справедливости Творца звучит в коротком послании Авдия — та, которая столетия спустя в следующих словах будет выражена автором Послания к евреям: "Мы знаем Того, Кто сказал: "у Меня отмщение, Я воздам Страшно впасть в руки Бога живого" (Евр. 10:30-31).