Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Библия Комментарий Культурно-исторический

Неемия 1

1:1–11  Молитва Неемии о своей миссии

1:1. Неемия. Неемия занимал важный пост виночерпия при дворе персидского царя в середине V в. до н. э., в период правления Артаксеркса I (465—424 гг. до н. э.). В 460 г. до н. э. в Египте произошло восстание, последствия которого ощущались в течение последующих пяти лет. В 448 г. до н. э. к северу от Месопотамии поднял восстание Мегабиз, сатрап царя. Таким образом, это был бурный период в политической истории империи. Это привело к тому, что персы стремились для удержания своего владычества вступить в союз с малыми группировками внутри империи, например с иудеями. Обстановка благоприятствовала тому, что ряд иудеев, и среди них Неемия, смогли достичь высокого положения в империи в середине V в. до н. э.

1:1. Кислев. Кислев был месяцем еврейского календаря, получившим свое название после возвращения евреев из вавилонского плена, он соответствует по современному календарю середине ноября — середине декабря. Евреи, вероятно, после своей депортации в Вавилон в конце VI в. до н. э. пользовались вавилонским календарем и сохранили эту систему летосчисления и в персидский период.

1:1. Хронология. Неясно, к чему относится «двадцатый год». Он может указывать на двадцатый год пребывания Неемии в Сузах. Однако более вероятно, что речь идет о двадцатом годе правления Артаксеркса I (ок. 465–424 гг. до н. э.), а его имя просто опущено (см.: Неем. 2:1). Если так, то двадцатый год приходился на 445 г. до н. э.

1:1. Престольный город (цитадель). В Сузах находилась зимняя резиденция персидских царей. Она была отделена от остальной части города, и эта территория имела древнюю историю. Поселение в Сузах появилось, по крайней мере, уже в 4–м тыс. до н. э. Позднее Сузы были крупным укрепленным пунктом эламитов — вплоть до завоевания города в VII в. до н. э. мидянами и персами.

Десять акров земли, которые занимала цитадель, располагались на возвышенности Ападана, к северу от города. Дворец был построен Дарием, и он продолжал оставаться резиденцией для нескольких его преемников. Раскопки на месте дворца обнаружили целый ряд помещений, в том числе тронный зал, где персидские цари устраивали приемы. Это было квадратное здание, каждая сторона которого составляла 350 футов и была украшена 72 каменными колоннами высотой до 80 футов. Большие Сузы, расположенные на расстоянии около 225 миль к востоку от Вавилона, были построены на трех холмах на берегу реки Улай (Шаур, Shaur). Правильной ромбовидной формы курган, размером 2,25 мили в окружности, занимает площадь около 250 акров. На площади 20 акров, к востоку через долину, располагался купеческий квартал.

1:2,3. Состояние Иерусалима. Иерусалим все еще лежал в развалинах после того, как был разрушен 140 лет назад Навуходоносором II. Городские стены и ворота были повержены наземь, так что город был полностью открыт для нападения извне. В Книге Ездры описывается первая неудавшаяся попытка восстановить стены Иерусалима в период правления Артаксеркса I (ок. 458 г. до н. э.). По–видимому, собеседники Неемии говорят о другой, более поздней попытке восстановления стен, также окончившейся неудачей. Высказывались предположения, что персы предпринимали атаки на Иерусалим во время правления Ксеркса, но данные на этот счет весьма скудны, хотя имеются свидетельства битвы между персами и греками в Южном Леванте.

1:4. Реакция Неемии. Реакция Неемии типична для еврея, столкнувшегося с трагедией (см.: Езд. 9:3–5). Траур часто сопровождался бритьем головы и бороды. Молитвы сопровождались постом, дабы молящийся мог полностью сосредоточиться на главной проблеме, оставляя в стороне физические нужды.

1:4. «Бог небесный» в зороастризме. Титул «Бог небесный» был хорошо знаком в Персидской империи и стал частью религиозного языка евреев. Этот термин также встречается в еврейской корреспонденции — в текстах из Элефантины Египетской, которые датируются V в. до н. э. Этот термин прослеживается до Зороастра (Заратустры), иранского святого, который, вероятно, жил в конце 2–го тыс. до н. э., хотя точные даты его жизни неизвестны и вызывают споры. Зороастризм стал религией персидских царей во времена Дария I (ок. 521–486 гг. до н. э.). Последователи Зороастра поклонялись «Богу небес», известному под именем верховного бога Ахурамазды. Они также признавали существование злого бога, который был полной противоположностью Ахурамазды в нравственном отношении, но равен по силе. Неемия, однако, без колебаний приписывает этот знакомый титул Богу Яхве.

1:11. Виночерпий. Виночерпий на Ближнем Востоке в древности занимал очень высокий пост. Он имел прямой доступ к царю, и потому был весьма влиятельной фигурой. Тексты и рельефы изображают виночерпиев при ассирийском и персидском дворах. Виночерпий был приближен к царскому гарему, а потому часто был евнухом, хотя относительно Неемии никаких данных на этот счет не имеется. В более поздних источниках виночерпий отождествляется с дегустатором вин. Кроме того, он был хранителем печати и главным финансовым чиновником.