Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4

Библия Комментарий Культурно-исторический

Наум 1

1:1. Ниневия. Это пророчество о судьбе ассирийской столицы Ниневии, вероятнее всего, можно датировать периодом между 663 г. до н. э. (годом захвата египетской столицы города Фивы ассирийцами; см.: Наум. 3:8) и 612 г. до н. э., когда Ниневия пала под натиском объединенных сил Вавилонии и Мидии. Ниневия, находившаяся на восточном берегу реки Тигр (древний Куюнджик и совр. Мосул), отстояла примерно на 600 миль от Персидского залива вверх по течению Тигра и более чем на 250 миль от Вавилона. На протяжении большей части истории Ассирии — в период царствования аккадской, аморрейской династий и династии Митанни до установления Среднеассирийского царства в середине XIV в. до н. э. — Ниневия была одним из самых крупных городов империи. В пору наивысшего расцвета государства, в эпоху правления Сеннахирима (705–681 гг. до н. э.), она стала столицей Ассирии. При раскопках ее дворцов были обнаружены каменные рельефы с изображением сцен нашествия и опустошения Иудеи в 701 г. до н. э. Библиотека последнего великого ассирийского царя Ашшурбанипала предоставляет исследователям богатейшее собрание литературных и научных произведений Древней Месопотамии.

1:1. Ассирия в период заката. Последний великий ассирийский царь Ашшурбанипал правил с 668–го по 635 г. до н. э., когда он, как считают, отрекся от престола. По–видимому, он умер не ранее 627 г. до н. э. После завершения эпохи Ашшурбанипала в империи наступили смутные времена, и порой представляется затруднительным определить, кто стоял у власти, хотя известны два правителя — Ашшур–Этиль–Илани и Син–Шарра–Ишкун. Во время царствования Ашшурбанипала большая часть Сирии–Палестины пассивно восприняла ассирийское правление (хотя Тир постоянно доставлял неприятности ассирийцам). Иудейский царь Манассия, по большей части, охотно сотрудничал с Ассирией и был ее вассалом. Однако с 652–го по 648 г. до н. э. поднявший мятеж брат Ашшурбанипала Шамаш–Шум–Уккин сумел одержать победу при поддержке Манассии (см. коммент. ко 2 Пар. 33:11). В 626 г. до н. э. в Вавилоне произошел последний переворот, когда халдей Набопаласар объявил себя царем и установил династию, с которой начинает свой отсчет Нововавилонское царство. Объединившись с мидянами, вавилоняне уничтожили Ассирийскую империю, окончательное падение которой началось с разгрома Ашшура в 614 г. до н. э., Ниневии в 612 г. до н. э, Харрана в 610 г. до н. э. и завершилось сражением при Кархемише в 605 г. до н. э.

1:1. Елкосеянин. Географическое название Елкосея (Элкош) упоминается только в этой книге. Местонахождение родного селения Наума точно не установлено. Иероним помещает его в Галилее (el–Kauzeh или Капернаум). Согласно более поздним преданиям, этот пункт находился близ Ниневии или в Сирии. Ни одно из этих предположений не подкрепляется фактами, позволяющими произвести достоверную идентификацию.

1:2. Бог–ревнитель. Тема Яхве как Бога–ревнителя берет свое начало в десяти заповедях (Исх. 20:5), повторяется в эпизоде обновления завета в Нав. 24:19 после завоевания земли и вновь отражается в видении «идола ревности» (Иез. 8:5), который закрывает доступ в Иерусалимский храм. Слово «ревнитель» подразумевает твердую решимость Бога защищать то, что принадлежит Ему по праву, от любых посягательств. Этот атрибут исключает всякую возможность сопоставления Яхве с другими богами или почитания Яхве наряду с другими богами. Отрицание единственности Бога служит основанием для возмездия.

1:3. В вихре и буре. Как и в Авв. 3:10, Яхве изображается здесь как властелин бури и ветров, которые могут принести как жизнь, так и погибель. Образный язык, с помощью которого описывается величие и могущество Бога, используется также в сценах Богоявления (см.: Иов. 38:1 и коммент. к 3 Цар. 19:11–13) и, вообще, характерен для древней ближневосточной поэзии, особенно эпической. Так, например, в угаритском эпосе о Ваале и Анат бог Ваал именуется «восседающим на облаке», а его голос уподобляется раскатам грома и треску молнии. В вавилонском мифе о сотворении мира «Энума элиш» бог бури Мардук побеждает древнейшую богиню водного хаоса Тиамат, управляя подчиняющимися ему ветрами и молнией.

1:4. Иссушение водных источников. Образ Бога, Который владычествует над источниками вод — реками и морями, — характерен для Древнего мира (ср.: Иисус успокаивает воды на море Галилейском в Мк. 4:39). Наиболее яркий пример в Ветхом Завете — разделение вод Красного моря. Угаритский цикл сказаний о Ваале посвящен грандиозному сражению бога бури за превосходство над Йамму, богом моря, чей образ, несомненно, сложился под впечатлением штормов на Средиземном море близ Угарита. Образ Яхве, «запрещающего» морю, встречается также в Ис. 50:2 и в Пс. 103:7. В каждом из этих текстов совершенно ясно проявляется господство Бога над силами природы и Его способность иссушить в целом плодородные районы.

1:4. Васан и Кармил. Васан и холмистая область вблизи горы Кармил были цветущими и наиболее плодородными районами Сирии–Палестины. Эта территория охватывает северную часть Тринсиорданского плоскогорья к востоку от Галилейского моря и горную местность, простирающуюся к северо–западу от залива Акко на Средиземном море, к югу от Ливана. И Кармил, и Васан славились своими лугами и прекрасными пастбищами. Видеть их утратившими свою свежеть, с поблекшей и увядшей травой, означало, что они потеряли свою былую славу как олицетворение богатства и изобилия. Этот тип пророчествования составляет один из аспектов темы «перевернутого мира», представленной не только в Библии, но и в других древних источниках, например, в пророчестве Валаама (надпись из Дейр–Алла) и в египетском «Видении Неферти» (Древнее царство).

1:5. Свидетельства теофании. Воздействие громоподобного голоса Яхве и Его присутствия напоминает землетрясение. Однако упоминание горной местности и подчеркнутое внимание к власти Бога над бурей указывают на то, что описание этого Богоявления основано на впечатлениях очевидца, застигнутого бурей в горах и ощутившего сокрушительную силу ветра и пугающую близость грома и молнии. Аналогичный пример находим в Пс. 28:3–9, где голос Господа сокрушает мощные ливанские кедры и «заставляет их «скакать подобно тельцу». В угаритском цикле сказаний о Ваале и хеттском мифе «Песнь Улликумме» бог бури, управляющий ветрами и молнией, описан в такой же устрашающей манере.

1:13. Ярмо и узы. В пророческих речах гнет политического господства нередко изображается как ярмо. В письмах из Амарны правители хананейских городов–государств уверяют фараона, что они добровольно возложили на себя ярмо верного служения Египту. В нравоучительной аккадской литературе высказывается мысль, что нести ярмо бога легко, поскольку это приносит определенные выгоды. В эпосе об Атрахасисе боги находят иго Энлиля невыносимым и восстают против него. В ассирийских надписях завоевание чужих земель преподносится как возложение ярма бога Ашшура на народы, а восстания истолковываются как попытки сбросить это иго. Излишне говорить, что пророк использовал образ, известный на древнем Ближнем Востоке каждому.

1:14,15. История Ниневии после ее падения. Согласно вавилонским хроникам, Ниневия была разрушена объединенными силами мидян и вавилонян под предводительством Набопаласара (625—605 гг. до н. э.) весной 612 г. до н. э. после трехмесячной осады. Затопление города, о котором сообщают Диодор Сицилийский и Ксенофонт, вероятно, произошло в результате устройства запруды на реке Хоср, протекавшей между двумя цитаделями Ниневии на восточном берегу Тигра (Куюнджик и Наби Юнус). Город никогда больше не достигал своего прежнего величия, хотя был перестроен, и на его месте сохранились остатки материальной культуры эллинистического, парфянского и римского периодов.

1:14. Ассирийские храмы и боги. Со времен Шамши–Адада (ок. 1813–1781 гг. до н. э.) главными богами ассирийского пантеона были царь богов Ашшур и богиня любви и войны Иштар. Среди других богов были Нинурта (бог войны и охоты), Адад (бог бури), Син (бог луны) и Шамаш (бог солнца), а также множество богов более низкого ранга, каждый из которых имел центр поклонения и штат священнослужителей. Эти храмы получали солидную материальную поддержку со стороны монархии, в основном за счет военных трофеев, захваченных в войнах с соседними странами, которые велись практически непрерывно. Во многих ритуалах и религиозных праздниках использовались более древние обычаи, заимствованные у шумеров и вавилонян. Почти во всех ассирийских летописях, описывающих военные кампании, присутствует формула: «по повелению Ашшура» как приказ к началу военных действий. Запись на «Стеле пира» во дворце Ашшурбанипала II в Нимруде о его военных победах ясно указывает на то, что боги Ассирии обитали в его дворце. Аналогичным образом, полосы текста, которые украшали стены дворца Саргона II в Хорсабаде, включают приглашение «Ашшуру, отцу богов, великому господину, и Иштар, которые живут в Ассирии», найти обитель во дворце. Сеннахирим перенес ассирийскую столицу в Ниневию и перестроил огромный храмовый комплекс богини Иштар, осуществляя проект восстановления культовых центров и строительства дворца, «не имеющего равных». В Древнем мире было принято разрушать изваяния богов и осквернять храмы поверженных вражеских городов. Эти изваяния опрокидывали, отсекая им головы и конечности.

1:15. История Иудеи под властью Ассирии. С 734 г. до н. э. до падения Ниневии в 612 г. до н. э. Иудея была вассальным государством в пределах Ассирийской империи. Царь Ахаз платил дань Тиглатпаласару III и не вступал в заговоры с целью получить независимость, которые привели к разрушению Северного царства Израиля и опустошению многих соседних государств. Езекия попытался предпринять некоторые меры для утверждения независимости (очищение храма, уничтожение языческих высот), но это привело к захвату Иудеи Сеннахиримом (см. коммент. к 4 Цар. 18), разрушению многих городов, например Лахиса, депортации части населения и осаде Иерусалима, что обернулось национальной катастрофой. Длительное правление Манассии (см. коммент. ко 2 Пар. 33) было ознаменовано полным подчинением Ассирии. Помимо многочисленных условий, соблюдение которых подтверждало политическую лояльность, вассальные договоры Асархаддона требовали поклонения богу Ашшуру как верховному божеству. Сотрудничество Манассии с ассирийскими властями способствовало миру и перестройке в стране, но было политическим и религиозным компромиссом, который отмечали библейские авторы, считавшие его самым плохим из иудейских царей. Только политический хаос, последовавший после смерти последнего великого царя Ассирии Ашшурбанипала (см. коммент. к 1:1), позволил Иудее обрести временную свободу в правление царя Иосии.