Библия Комментарий Далласской БС

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4

Библия Комментарий Далласской БС

Наум 1

I. Заголовок (1:1)

1:1. Фраза Пророчество о Ниневии в сущности и является заголовком, точнее "подзаголовком" книги; в ней собраны откровения о Ниневии свыше, воспринятые пророком духовным зрением (книга видений). Подробнее о Науме и Ниневни см. во Вступлении к этим комментариям.

II. Божий суд над Ниневией совершится (1:2-15)

А. Бог изольет гнев Свой на Ниневию, и милость — на Свой народ (1:2-8)

1:2. Здесь и далее раскрывается мысль о высшей справедливости Бога, являющей себя как в Его отношении к народу завета, так и к жестоким угнетателям его. Причина приговора, вынесенного Им Ниневии, — в беззакониях ее, достигших последнего предела. И, следовательно, приговор этот отмене не подлежал. В свете упомянутой божественной справедливости (не знающей "изъяна") надо понимать и слова ревнитель и мститель, прилагаемые в ст. 2 к Творцу. Первое из них неоднократно встречается в Ветхом Завете — в книгах Исход, Второзаконие, Иисус Навин. И там и здесь это, конечно, метафора, взятая из сферы человеческих — супружеских — отношений (ср. с Чис. 5:14-30). Любя жену, муж ревнует ее. Но ведь именно супружеским уподобляются взаимоотношения между Иеговой и Израилем на страницах Библии (см., к примеру, Иез. 16). Как и в случае человеческого брака, в котором супруг ревниво хранит собственную честь, ревниво блюдет Свои честь и славу Иегова, связавший Себя узами завета (как бы брачными узами) с Израилем. Красной нитью проходит эта мысль через книги Ветхого Завета: лишь Он, Иегова, имеет право на любовь и верность избранного Им народа и потому не может допустить почитания нм, наряду с Собою, других богов (того, что на человеческом языке называется синкретизмом). Как не может мириться и с греховным, безнравственным поведением Израиля, с преступлениями, совершаемыми им (см. Иис. Н. 24:19). Однако (с другой стороны), любя Свой народ, Иегова не может равнодушно взирать на происки других народов против него, мириться со злом, чинимым ему. Он — Бог живой и деятельный (в отличие от бессильных языческих богов), Который печется ("ревнует") о целости земли Своей и о сохранении, спасении Своего народа (см., к примеру, Втор. 32:43; 4 Цар. 19:31; Иоил. Я 2:18). И в этом смысле враги Израиля — Его противники, которых Он не пощадит. Применительно к Ассирии это решение ее исторической участи, которую и возвещает пророк Наум.

Из ревности же (ревностной любви) вытекает (как уже сказано выше) и милостивое отношение Иеговы к народу, избранному Им, и прежде всего к тем людям из этого народа, которые действительно уповают на Него (см. ст. 7).

Обратимся к понятию "мститель": нельзя не видеть, что оно вытекает из понятия "ревнитель". "Ревнуя" во всех перечисленных выше смыслах, Иегова обрекает ассирийцев уничтожению именно потому, что меру беззаконий своих они довершили уничижением того народа, который избрал Он, Иегова Ревниво охраняя Свой завет с Израилем извне и изнутри, Иегова выступает как "Бог отмщений" (см. Пс. 93:1) по отношению ко всем и ко всему, что враждебно Его народу и противно чистоте Его завета с ним. Именно в этом смысле слова, записанные во 2-ом стихе книги Наума, звучат в унисон с теми, что читаем в книге Второзаконие: "У Меня отмщение и воздаяние... отмщу врагам Моим, и ненавидящим Меня воздам" (Втор. 32:35,41).

Заметим, что троекратное повторение · одного и того же слова (либо слова одного с ним корня) являлось характерной особенностью древнееврейского языка, в котором так передавалась превосходная степень того или иного понятия (здесь это дважды повторенное "мститель" и рядом слово "мстит").

1:3а. Будучи "Богом отмщений", Господь, однако, долготерпелив. Это свойство Бога подчеркивается на страницах Св. Писания (см. Исх. 34:6; Чис. 14:18; Неем. 9:17; Пс. 85:15; Иоил. 2:13; Ион. 4:2). Оно означает, что порой совершение заслуженного людьми "суда" Он откладывает надолго. Вероятно, с точки зрения иудеев такая "медлительность Бога на гнев" и позволяла ассирийцам бесчинствовать, не страшась никого и ничего. Может быть, кто-то склонен видеть в этом "слабость" Всевышнего. Но не о слабости свидетельствует долготерпение Божие, а о горячем желании Господа, в Его безмерном сострадании к людям, дать им время для покаяния. Нес тем ли, за 100 лет до Наума, послал Он к ассирийцам Иону? Трудно сказать о долготерпении Божием полнее, чем сделал это ап. Петр (см. 2 Пет. 3:9).

Мысль, переданная в первой половине стиха 3, прозвучит яснее для современного читателя, если первый союз "и" в нем заменить на "хотя": Господь долготерпелив, хотя велик могуществом (другими словами: "хотя и велика сила Господа, и Он в одночасье мог бы уничтожить нечестивых, Он не делает этого по долготерпению Своему"), а второй союз "и" — на "но" ("но и без наказания Он в конечном счете не оставляет).

1:3б-5. Величие Божией силы явствует из управления Им всеми силами природы — это передано, на языке метафор, во второй части стиха 3 и далее.

Запретит Он морю — и оно высыхает (ст. 4) — здесь намек на известный эпизод, имевший место при исходе евреев из Египта (Исх. 14:21; ср. с Ис. 50:2; 51:10), и на другой — при переходе их через реку Иордан (Иис. Н. 3:13, 15-17). Все эти "примеры" чудесной помощи свыше Израилю проходили перед духовным взором Наума. И, наряду с ними, — иного рода свидетельства могущества Божьего, гневного "шествия" Его, от которого не только "воды высыхают", но и плодороднейшие земли, покрытые пышной растительностью, лесами.

Васан был территорией, лежавшей восточнее Геннисаретского озера (в Галилее); Кармил — горный хребет, поднимающийся близ сегодняшней Хайфы; Ливан (на севере от Израиля) славился, благодаря обилию влаги, плодородием, кедровыми, кипарисовыми, миртовыми лесами. Мысль здесь та, что если Бог силен "иссушить" их, то трудно ли Ему опустошить Ассирию, произведя "суд" над нею!

Продолжение метафоры в ст. 5. Горы... и холмы — символ крепости и стабильности — трясутся пред Ним и... тают. И земля колеблется пред лицем Его... и все живущие во вселенной. Составит ли исключение Ниневия?

1:6. Следуют два риторических вопроса, предполагающих одни ответ: никто не устоит перед гневом Его, вызванным людским нечестием. Несколько десятилетии спустя один из сановников ассирийского царя Сеннахирима бросит — от имени своего господина — вызов иудейскому царю Езекии. Ответ на его самонадеянные вопросы — "Кто из богов соседних стран сумел спасти их от меня?" "Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей?" (см. 4 Цар. 18:17, 33-35) — был в сущности дан Наумом. Вскоре ассирийцам предстояло на опыте узнать, что "последнее слово" за Господом, а не за ними! (4 Цар. 19:35-36).

1:7-8. Резким контрастом выступает стих 7 на фоне предыдущего и последующего, и контрастностью этой подчеркиваются как милость Бога к благочестивым людям, ищущим защиты у Него (для них Он — убежище в день скорби), так и неумолимость суда Его, грядущего на нечестивых (ассирийцев). После метафор, содержащихся в стихах 3-6, этот стих как бы говорит: нет, Господь — не слепая разрушительная сила, и милость и гнев Его имеют под собой глубокую нравственную основу.

"Всепотопляющее наводнение" — обычное для библейских авторов иносказание вражеского нашествия (ср. с Ис. 8:7-8; Иер. 47:2; Дан. 9:26; 11:40). Но в ст. 8 может подразумеваться и реальное наводнение: как установлено археологами, реки Тигр и Казр, выйдя из берегов, разрушили часть городской стены Ниневии (см. Наум. 2:6, 8 и таблицу "Исполнение пророчеств Наума" во Вступлении к этим комментариям) и тем "способствовали" падению ассирийской столицы.

Мрак символизирует духовное состояние врагов Божиих, но — и военное поражение их, и в конечном счете их гибель в вечности(ср. с Иов. 17:13; Пс. 81:5; 87:12; Прит. 4:19; 20:20; Ис. 8:22; 42:7; Иер. 23:12; Мат. 4:16; 8:12; Иоан. 3:19; Кол. 1:13; 1 Пет. 2:9; Иуд. 6; Отк. 16:10).

Б. "Замыслам" Ниневии против Господа положен будет конец (1:9-11)

1:9. Вопрос Наума как бы обращен к ассирийцам. Тут подразумевается попытка Сеннахирима разрушить Иерусалим; издевательская "речь" его сановника прозвучала тогда не только в адрес иудейской столицы, но и самого Иеговы (см. 4 Цар. 18:29-35). Во второй части стиха пророк обещает иудеям, что то бедствие, которое отвел от них Иегова (погубив в одну ночь множество ассирийцев), больше не повторится. Попытки "ниневитян" овладеть Иерусалимом более действительно не повторялись, да и само их царство доживало последние десятилетия (см. ст. 10-12).

1:10-11. Ибо... В ст. 10 на языке метафоры поясняется, почему Ассирия обречена на гибель. Подобно отросткам колючего терновника (ср. с Ис. 27:4; Иез 2:6), ассирийцы "переплелись" между собой — образ "сплоченности"во зле (каковое выражалось и в крайней развращенности членов их сообщества и в упорной вражде их, одержимых гордостью и самонадеянностью, ко всем ближним и дальним народам, включая народ Божий). Вторую причину надвигавшейся на ассирийцев гибели пророк называет прямо: это безудержное пьянство. Заметим, что на ассирийских памятниках часто встречаются изображения "застолий"; имеется также историческое свидетельство, что решающий удар по Ниневии персам удалось нанести именно потому, что ассирийский царь и его вельможи буквально не вставали из-за "пиршественных столов".

В ст. 11 подразумевается тот же исторический факт, что в ст. 9. В глазах Иеговы "умысел" Сеннахирима уничтожить Его народ есть умысел против Него Самого. В этой связи интересно отметить, что словом нечестивый переведено еврейское белийал, которое в Ветхом Завете всегда подразумевает сопротивление порядку вещей, установленному Богом, богопротивное поведение (по-русски передается разными словами — такими, как "мерзость", "негодный" и др.; см. Втор. 13:14; Суд. 19:22; 1 Цар. 2:12; 3 Цар. 21:10). В Новом Завете слово "белийал", звучащее в греческой его форме как "Велиал" или "Велиар", сделалось одним из имен собственных сатаны.

В. С гибелью Ниневии прекратятся страдания Иуды (1:12-15)

1:12-13. О неотвратимости суда над Ассирией свидетельствуют торжественные слова Наума Так говорит Господь, употребленные им только здесь. На протяжении нескольких столетии многочисленное население Ассирии жило в безопасности (и полагало, что так будет всегда!). Враги ни разу не прорвались сквозь стены ее городов, ассирийцы считались непобедимыми. Однако Господь решил иначе: они будут посечены, говорит Он устами пророка, и исчезнут. Примечательно, что еврейское нагоззу ("посечены"), собственно, означает "острижены", "обриты" (позорно, подобно овцам). Скажем в этой связи, что как ассирийское войско в своих походах на Иудею действовало, словно "бритва", брившая (опустошавшая) все дочиста и, так сказать, не оставлявшая волос не только на голове и ногах, но и на бороде (см. Ис. 7:20), что на древнем Востоке было знаком бесчестия (см. 2 Цар. 10:5), так будет позорно "обрита" догола сама Ассирия. "Обрита" и уничтожена.

Могучая эта держава была лишь орудием в руках Господа, посредством которого Он отягощал Свой народ. Это было в 701 году до P. X., когда Он попустил ассирийскому войску подойти под стены Иерусалима. И когда в правление царя Манассии Иудея вынуждена была платить Ассирии дань, и когда сам этот царь был уведен ассирийцами в плен (2 Пар. 33:11). Обещание, которое дается иудеям здесь, не является, однако, обещанием безопасности "на все времена", но лишь на какое-то время и от конкретных врагов — ассирийцев. Вавилонское пленение (после разрушения халдеями Иерусалима и храма) уже решено было свыше (см. Ис. 6; 39) и должно было совершиться. Так что ярмо... и узы, о которых говорится в ст. 13, подразумевали лишь "отягощение" Иудеи Ассирией.

1:14-15. Все ассирийцы, в их неистребимой вражде к народу Господа, были обречены Им на гибель. Тут все они олицетворяются Ассуром, национальным богом Ассирии, главным жрецом которого был сам царь. Напомним, что по представлениям жителей древнего Востока постепенный упадок и последнее падение того или иного народа (страны) свидетельствовали о том, что теряет и, вот, потерял силу бог, хранящий его (или боги) — см. Ис. 36:18. Самый храм Ассура, бога, который станет презренным, превратится в его могилу.

Благовестника, возвещающего мир (ст. 15), Наум уже видит в духовном созерцании своем. Начало мирному времени положит весть о падении бесчеловечной Ассирийской монархии. Для Иудеи наступит время политической и религиозной свободы. Время принесения благодарений Иегове, принятия и исполнения обетов, празднования ежегодных праздников ее (Опресноков, Урожая, или Пятидесятницы, Кущей — см. Исх. 23: ΜΙ 7). Ибо не будет более проходить по тебе нечестивый (снова "белийал"!).

Остается сказать (точнее повторить), что Ниневия после разрушения своего так и не была восстановлена. Каких-нибудь 200 лет спустя греческий писатель Ксенофонт, проходя мимо "места ее", принял развалины Ниневии за руины какого-то другого города. И Александр Македонский, возглавивший битву близ этих развалин, не осознал, что сражается рядом с бывшей Ниневией.