Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8

Библия Комментарий Культурно-исторический

Михей 1

1:1–16  Суд против Самарии и Иерусалима

1:1. Морасфит. Расположенный примерно в 6 милях к северо–востоку от Лахиса в Шфеле, Морасфит (Tell el–Judeideh, в 20 милях к юго–западу от Иерусалима) был одним из пригородов филистимского города Гефа (Tell es–Safi). После установления царства Давидова он, наряду с Одолламом и Марешей (2 Пар. 11:7,8), служил крепостью. Все эти города, а также «бесчисленные» селения были разрушены войсками Сеннахирима в 701 г. до н. э.

1:1. Хронология. Поскольку редактор приводит имена царей Иудеи, на время правления которых приходится служение Михея, его пророчество можно датировать концом VIII в. до н. э. Первое пророчество Михея (Мих. 1:2–7), посвященное судьбе северной столицы Израиля Самарии, вероятно, было произнесено непосредственно перед разрушением этого города ассирийцами в 722 г. до н. э.

1:3. Господь наступит на высоты земли. Величие и грандиозные масштабы Богоявления отражены здесь в образе Яхве, Который «исходит от места Своего». Символика, заключенная в слове «наступит», т. е. «будет попирать», часто используется при описании победы над врагом (Втор. 33:29; Пс. 107:10). Но в данном случае Бог скорее демонстрирует Свою власть над творением, шествуя по горам, как по ступеням (Ам. 4:13). Сходный образ встречается в угаритском эпосе о Ваале и Анат, где посланники богов быстро перемещаются, перепрыгивая через вершины гор. Города обычно строились на возвышенных местах, что обеспечивало их безопасность, а войска выбирали высоты как стратегические пункты контроля над местностью. Метафора, связанная с попранием высот, говорит также о победе и безопасности.

1:5. Самария. Самария была построена Амврием как столица Северного царства Израиля в начале IX в. до н. э. Она находилась в 12 милях к западу от старой столицы, Фирцы, на пересечении важных дорог, открывавших путь к Изреельской долине на севере, к Сихему на юго–востоке и к Средиземному морю на западе. Самария лежала вблизи основных меридиональных магистралей, проходивших к западу от Иордана. Раскопками на месте городища обнаружены остатки дворца на акрополе, который, как считают, принадлежал Амврию, а также фрагменты стены, отделявшей акрополь от нижнего города. Стена была около 5 футов толщиной и построена с использованием самой современной на тот момент техники кладки из тесаного камня. Ахав добавил к этим укреплениям стену каземата толщиной более 30 футов.

1:6. Падение Самарии. В ассирийских источниках описывается «опустошение» Самарии (ок. 724—721 гг. до н. э.), которая, возможно, символизировала всю страну. Некоторые свидетельства такого разрушения были обнаружены в ходе археологических раскопок в израильском городе Сихеме. Это вполне согласуется с обычной ассирийской тактикой опустошения территории, после чего следовала осада главного города, который был уже тем самым отрезан от источников снабжения. И Сеннахирим, и Навуходоносор II использовали такую тактику против Иерусалима. Трехлетняя осада Самарии показывает, что она была сильно укреплена, поскольку ассирийцы не знали себе равных в искусстве военной осады. Город пал в 722/721 г. до н. э. Хотя в Библии говорится о завоевании Самарии Салманасаром III, его преемник Саргон II в ассирийских источниках выставляет покорителем Самарии себя. Кроме того, Саргон утверждает, что он перестроил Самарию.

1:6. Низрину в долину камни. Сила гнева Божьего против Самарии сравнима с разрушительной силой землетрясения. Поскольку города обычно строились на возвышенных местах, при разрушении городской стены ее фрагменты с грохотом падали вниз, в прилегающие долины.

1:7. Дары. Многие дары, приносимые в храм, были приобретены в обмен на услуги храмовых блудниц (см. коммент. к Втор. 23:17,18). Это могли быть золотые и серебряные вещи (которые нередко использовались как материал для изготовления идолов), зерно или животные. С другой стороны, не исключено, что Михей, как и Осия (Ос. 4:10–15), просто отождествляет идолопоклонство и проституцию. Почитание ложных богов в языческих храмах свидетельствовало о неверности народа своему Богу, Яхве. Истуканы, которым поклонялись в этом капище, будут уничтожены наряду с теми, кто им поклонялся, а награбленные в храме богатства позволят захватчикам продолжать свои злодеяния.

1:8. Ограбленный и обнаженный. На Ближнем Востоке в древности было несколько видов траурных ритуалов. В некоторых из них совершались жертвоприношения, как об этом свидетельствуют таблички из Эблы, и они составляли часть царского культа мертвых. В других случаях траур отмечался непрерывными рыданиями и плачем скорбящих по утрате (как это описывается в угаритском эпосе о Керете). Когда скорбящие разрывают (Пл. 2:10) и сбрасывают свою одежду и обувь (ср. наглядное пророчество Исайи в Ис. 20:2), они демонстрируют тем самым, что отвергают свой прежний статус, принимая свое поражение (ср. запрет на участие в траурных ритуалах в Иез. 24:17). Таким образом, они признают, как в свое время Иов, что пришли в этот мир нагими (Иов. 1:21).

1:8. Шакал и сова (☼ в русском переводе — «страус»). Вой шакалов и крик совы часто раздаются в заброшенных и пустынных местах (Ис. 34:13; Иер. 50:30, «пророчество Валаама» из Дейр–Алла). Эти жуткие звуки леденили душу и предвещали смерть (интересно, что в образе шакала почитался египетский бог смерти Анубис).

1:10–15. География. Все города и селения, упоминаемые в этих стихах, находятся в холмистой местности, известной под названием Шфела. В отчете Сеннахирима о походе в Филистию содержится подробная информация о сражениях, но мало сведений о Шфеле. В частности, там упоминаются Елтеке, Фимна и Экрон. Это указывает на то, что его армия остановилась всего лишь в нескольких милях к северу от Гефа, готовясь вступить на территорию Иудеи. Если в Мих. 1 представлен маршрут, по которому перемещались ассирийские войска, то можно предположить, что они шли с севера на юг через Геф, затем по дороге, проходившей в 2 милях к западу от Лахиса (самой мощной крепости в этом районе), после чего повернули на юг, чтобы обойти Лахис с юго–востока. После Лахиса дорога вела на северо–восток к Иерусалиму, и в стороне оставался только Мореш. Очевидно, весь регион Шфелы подвергся серьезному опустошению. Археологические съемки показали уменьшение числа населенных пунктов на этой территории от почти трехсот в начале VIII в. до н. э. до менее пятидесяти в VII в. до н. э. Население в целом резко сократилось за этот период и составило всего 15 процентов от прежнего его числа. Геф, вероятно, находился на месте современного Tell es–Safi. Уникальной особенностью этого текста является игра слов, построенная на значениях перечисленных здесь географических названий. Так, Офра (означает «пыль», «прах»), Шафира («рог»; местонахождение неизвестно, хотя иногда указывают на Tell 'Eitun), Ецель («место стоянки»; местонахождение не установлено), Цаан («она выходит»; возможно, Ценан в Нав. 15:37) и Марофа («горечь»; местонахождение не установлено). Лахис, самый крупный из городов, расположенных на этом пути, заслуживает отдельного рассмотрения. Морешеф–Геф — родное селение Михея (см. коммент. к 1:1). Оно находится в центре круга радиусом в 10 миль, внутри которого, по–видимому, располагаются все указанные пункты. Игра слов построена на буквальном значении этого названия и подразумевает «бегство» его жителей. Ахзив (возможно, Tel el–Beida, к северо–востоку от Лахиса) уподобляется «ложному потоку», так как эта крепость не выполнила своего назначения и не послужила защитой царю. Название селения Мореш, расположенного к северо–востоку от Лахиса, созвучно слову, которое означает «наследник», и смысл каламбура заключается в том, что у этого селения нет будущего. Одоллам (Tell esh–Sheik Madhkur) также лишен будущего перед лицом вражеского нашествия.

1:13 Лахис. Лахис, занимавший господствующее положение над местностью в Шфеле и в Западной Иудее, был главным укрепленным пунктом линии оборонительных сооружений иудейских царей. Расположенный между Иерусалимом и филистимскими городами–государствами, Лахис охранял главные дороги, идущие с побережья. В Лахисе (Tell ed–Duweir) сохранились следы поселения бронзового века, а также обширные оборонительные сооружения и впечатляющие городские ворота периода средней бронзы II (когда он был главным хананейским городом) и железного века III (когда он стал западным бастионом после разделения царства; 2 Пар. 11:5–10). Несмотря на выгодное стратегическое положение (холм высотой 150 футов), город пал под натиском войск ассирийского царя Сеннахирима в 701 г. до н. э. (анналы Сеннахирима; дополнительную информацию см. во 2 Пар. 32:9). Ассирийские рельефы из царского дворца в Ниневии наглядно изображают яростные атаки в ходе осады города, о чем свидетельствуют остатки мощного крепостного вала в юго–западной части кургана. Массовые захоронения, в которых обнаружено около 1500 тел, вероятно, также связаны с падением города. Письменные свидетельства о более поздней осаде города вавилонским царем Навуходоносором в 586 г. до н. э. существуют в виде двадцати одного письма на глиняных черепках (остраконах), которые были обнаружены в помещении стражи в городских воротах. В них описывается безысходная ситуация, когда защитники города увидели, как погасли сигнальные огни соседних городов.

1:16. Бритье головы. Существуют разные ритуалы, связанные с трауром, в том числе разрывание одежды, нанесение порезов на тело (см. коммент. к Лев. 19:28), пост (см. коммент. ко 2 Цар. 12:16) и посыпание головы пеплом или пылью (см. коммент. ко 2 Цар. 13:19). Бритье головы было не только знаком траура (Иер. 41:5), но и элементом ритуала очищения (Лев. 14:8,9; Чис. 6:9). Так, ассирийские жрецы брились перед церемонией введения в должность. Герой поэмы «Ниппурский бедняк» (таблички из Султантепе, 2–е тыс. до н. э.), представляясь лекарем, сбривает все волосы. Вероятно, этот обычай был обусловлен гигиеническими соображениями, так как врачи постоянно соприкасались с больными и умирающими.