Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

Библия Комментарий Культурно-исторический

Ев Марка 1

1:1–15 Представление Того, Кто несет Дух

Во вступлении древние авторы обычно намечали главные темы своего произведения. Евангелие от Марка начинается с представления Иисуса как глашатая и носителя *Царства Божьего. В данном отрывке Иисус, исполненный Духа, вступает в противоборство с *сатаной и одерживает над ним победу; в остальных главах этого Евангелия рассказывается о противодействии, оказанном Иисусу, изгоняющему бесов и исцеляющему больных, религиозными и политическими пособниками сатаны, и об окончательном поражении, нанесенном сатане *воскресением. Вступление предвещает, что Иисус наделит Своих последователей таким же Духом, необходимым для преодоления сопротивления, с которым они столкнутся на пути провозглашения Божьего царства.

1:1. Греческое слово «евангелие», означает радостную, или Благую, весть, которую несет глашатай или вестник, и в греческом переводе Книги Пророка Исайи это же слово использовано для обозначения Благой вести о намерении Бога восстановить Свой народ и утвердить *Царство Божье. (Поскольку в древности книги часто получали название по первому слову или словам, некоторые исследователи полагают, что «Евангелие [Благая весть] Иисуса Христа» — это название книги Марка; но эти слова могут и просто открывать книгу, как в данном случае.)

1:2,3. Еврейские учителя часто объединяли несколько текстов или их частей, особенно если в них присутствовало общее ключевое слово или фраза (в данном случае — «приготовить путь»). Поскольку они очень хорошо знали Писания, им не надо было уточнять, откуда взята цитата, и часто подразумевали соответствующий контекст, не упоминая исходного текста. Таким образом, Марк здесь одновременно цитирует Исайю (40:3) и Малахию (3:1). Текст Ис. 40:3 посвящен приготовлению пути для Бога, Который грядет, чтобы возродить Свой народ. Текст Мал. 3:1 связан с пришествием Бога для очищения Своего народа и свершения суда. Марк применяет оба текста к Иисусу.

1:4,5. Как и у других древних народов, у евреев существовал обычай ритуального омовения. Но ритуальным омовением, совершавшимся только один раз в жизни, было полное погружение в воду, которому подвергались язычники при обращении в иудаизм. Вероятно, этот обряд совершался под наблюдением некоего сведущего в религиозных вопросах человека. Иоанново *крещение соответствует этому образцу.

Кроме того, в случае совершения греховного поступка евреи практиковали *покаяние, моля Бога о прощении и твердо обещая измениться. (*Ветхозаветные пророки, призывая к покаянию, опирались на древнееврейскую концепцию «отвращения» от греха, подразумевающую нечто большее, чем простое «изменение образа мыслей», каково буквальное значение использованного здесь греческого слова.) Но лучшим доказательством покаяния, или решительного поворота от греха к праведности, было для язычников принятие решения о послушании заповедям Бога Израилева.

Объявить евреям, что они должны креститься и покаяться точно так же, как это делают неевреи, означало глубоко задеть их религиозные чувства, поскольку это касалось самой сердцевины их веры в спасение. Они считали, что тот, кто рожден в еврейской семье и не отверг Божий закон, будет спасен. И вдруг Иоанн потребовал, чтобы они обратились к Богу тем же путем, что и язычники. Смысл Иоаннова крещения в том, что пути к Богу одинаковы для всех без исключения.

Река Иордан была самым подходящим местом, где Иоанн мог совершать крещение, заставляя людей полностью погружаться в воду, но в то же время это место вызывало в памяти историю спасения Израиля (Нав. 3,4). Пребывание Иоанна в «пустыне» также могло напомнить об израильской истории, особенно потому, что Исайя (40:3) предсказывал, что вестник нового исхода придет из пустыни, и многие евреи представляли грядущего *Мессию как нового Моисея.

1:6. Многие бедняки во времена Иоанна Крестителя одевались так же, как он, и питались акридами (саранчой) и диким медом (в *Свитках Мертвого моря даже приводится инструкция о том, как надо есть саранчу). Но главное, почему автор упоминает здесь эти подробности, заключается в том, что, согласно Ветхому Завету, так одевался Илия, который, как и Иоанн, вел независимое от общества существование (ср.: 3 Цар. 17:4,9). Возвращения Илии ждали перед концом света (Мал. 3:1; 4:5,6).

Евреи считали, что Малахия был последним истинным пророком и что пророческое служение возродится только перед концом света. Но Марк убеждает нас, что Иоанн — истинный пророк.

1:7. Ученики часто служили своим учителям как рабы, за исключением самой лакейской работы, такой, как снимать обувь с ног господина. Иоанн считает себя недостойным быть даже рабом *Мессии.

1:8. В Ветхом Завете излитие Духа иногда сопоставляется с живительными потоками воды. Такие тексты относятся главным образом ко времени Божьего *Царства, когда Бог очистит Свой народ и даст ему способность пророчествовать от Своего имени (Ис. 44:3; Иез. 36:25–27; Иоил. 2:28,29). В иудаистской традиции времен Иисуса по–прежнему не ослабевала надежда на то, что Дух произведет очищение и помажет на служение пророков в конце времен.

1:9,10. О том, что *Царство близится, могут свидетельствовать и разверзающиеся небеса (Ис. 64:1; 65:17). Хотя у древних авторов образ голубя был многозначным символом, здесь он может напомнить о Божьем обетовании нового мира (Быт. 8:10—12).

1:11. Еврейские учителя, которые считали, что Бог больше не говорит через Своих пророков, верили, что теперь Он обращается к ним с помощью гласа небесного (bat kot), хотя это не приравнивалось по значимости к *пророчеству. Здесь Марк показывает, что и голос с неба, и пророчество Иоанна свидетельствуют об Иисусе.

В еврейских преданиях голос с неба иногда цитировал Писание, и многие исследователи считают, что здесь небесный голос ссылается на два или три отрывка из Писания: Пс. 2:7 — о царственном *Мессии, *Сыне Божьем; Ис. 42:1 — о страждущем рабе; и Быт. 22:2 — об Аврааме, приносящем в жертву своего возлюбленного сына. Текст Мк. 1:11 обнаруживает наибольшее сходство с Пс. 2:7 и Быт. 22:2.

1:12,13. Существовало поверье, что бесов особенно привлекали купальни, кладбища и пустыни. Поэтому, вероятно, читатели с напряженным интересом наблюдали за битвой Иисуса с *сатаной на собственной территории последнего. Остаться невредимым, живя «со зверями», означает находиться под Божьим покровительством (Иез. 34:25; Дан. 6:22).

1:14,15. Краткое изложение проповеди Иисуса охватывает и все содержание Евангелия от Марка, или Благой вести (1:1): люди должны обратиться к Богу (о *покаянии см. в коммент. к 1:4,5), если они верят в радостную весть о том, что Бог готов исполнить все обетования, данные Им Своему народу.

Иудеи признавали, что Бог правит вселенной, но постоянно молились за установление Его * Царства, Его власти над всеми народами земли. И тогда, полагали они, каждый подчинится Его воле. Утверждая, что Иисус должен придти дважды, Евангелия признавали, что Царство будет установлено в два этапа: в жизни тех, кто предан Богу, Его грядущая власть устанавливается в настоящем, а над всем миром — после второго пришествия Иисуса. Иоанн, однако, еще не мог выделить эти два этапа.

1:16–20 Нисхождение по лестнице социальной иерархии и призыв Иисуса

Древние авторы любили пояснять свои учения примерами, и Марк поступает так же. Рассказав о том, как Иисус призвал народ обратиться к Богу, он приводит примеры, показывающие, как откликнулись на этот призыв некоторые последователи Иисуса.

В еврейской Палестине богатых людей было немного, и среди населения преобладали люди сравнительно бедные. Некоторые, например рыбаки, занимали положение где–то между богатыми и бедными (эти социальные различия в Галилее были выражены не столь резко, как в других частях Римской империи). Иаков и Иоанн, вероятно, были людьми состоятельными, поскольку имели работников (ст. 20), чего не могли себе позволить бедняки. Петр и Андрей, по всей видимости, работали вместе с Иаковом и Иоанном (Лк. 5:7–10); нам известны и другие примеры кооперации рыбаков в те времена. Как явствует из этого текста, ученики оставили свой промысел не потому, что дела у них шли плохо — напротив, они пожертвовали прибыльным делом.

Многие еврейские учителя во времена Иисуса наибольшей заповедью считали почитание родителей. Внезапный уход из родного дома и семейного дела по меркам того времени был большой жертвой, противоречащей всем культурным традициям.

Ученики обычно сами искали учителей. Поскольку ученичество требовало временного отказа от прежнего образа жизни и разлуки с женой и детьми, решение выбрать учителя обычно принималось после долгих размышлений, особенно если учитель был странствующим.

1:21–28 Власть над духами

Рассказ о рыбаках показывает силу воздействия Иисуса на жизнь Его последователей, а из следующих стихов мы узнаем, что власть Иисуса распространяется и на злых духов (ср.: 1:12,13). В Ветхом Завете упоминается единственный человек, который мог изгонять бесов, — Давид (1 Цар. 16:23). Хотя блуждающие бесы часто встречаются в еврейской литературе, в Евангелиях бесы (за исключением сатаны — Мк. 1:13) появляются только в связи с одержимыми ими людьми (или свиньями — 5:12). Упоминание места, где Иисус впервые сталкивается с бесом, должно быть, поразило читателей Марка: это была синагога!

1:21. Большинство *синагог были общинными центрами, а также помещениями для молитв и изучения закона. Когда в город приходили странствующие учителя, их обычно приглашали в синагогу, особенно в субботу. Археологи обнаружили в Капернауме участок, на котором стояла синагога, построенная из базальтовых плит. Хотя позднейшие синагоги отличались большим удобством, в этой синагоге I в. люди в основном сидели на подстилках на полу.

1:22. Служение в синагоге осуществляли священники или те, кого сейчас называют «лидерами мирян», которые проявляют себя как знатоки Писания, наиболее глубоко и тонко разбирающиеся в нем; они вносили свою лепту, когда возникала необходимость объяснить те или иные ветхозаветные тексты. Многие местные старейшины были деревенскими *книжниками, которые, помимо прочего, занимались толкованием закона и составлением юридических документов для жителей деревни; некоторые из них проводили библейские занятия с детьми. Большинство учителей пытались толковать *закон, объясняя правильный способ его прочтения и применения или обращаясь к преданиям. Очевидно, подход Иисуса существенно отличался от подобного метода толкования.

1:23,24. Бесы (которые именуются также «нечистыми духами», напр., в *Книге Юбилеев, 10:1) часто ассоциировались с колдовством, и маги пытались подчинить себе духов, взывая к ним по именам. Если, как полагают некоторые исследователи, бес пытается здесь подчинить Иисуса, используя свои приемы («Я знаю, кто ты» — формула магического заклинания для подавления духов), то это уловка не возымела действия. Древние признавали, что бесы имеют доступ к высшему знанию; неудивительно, что эти бесы разгадали сущность Иисуса, чего людям было еще не дано понять. Эпитет «Святой» всегда прилагался к имени Бога, но «Святый Божий» здесь, по–видимому, означает «правую руку Бога»; согласно древнему поверью, бесы осознавали свою неспособность причинить вред тому, кто близок к Богу.

1:25—27. Бесов усмиряли такими повелениями, как «замолчи» (*3авет Соломона). Ни в Ветхом Завете, ни в других произведениях древней литературы изгнание бесов никогда не сопровождалось властным повелением. Изгнанные бесы обычно производили много шума, чтобы показать, что они уходят, невзирая на статус того, кто их изгонял. Хотя «экзорцисты» — люди, пытавшиеся изгонять бесов из одержимых, — также произносили такие слова, как «выйди вон такой–то!», это была только малая часть пространных магических заклинаний. Обычно они действовали двумя основными способами: 1) устрашали беса или создавали невыносимые условия для его дальнейшего пребывания в человеке (напр., подносили к носу одержимого зловонный корень, надеясь, что бес не выдержит запаха); 2) призывали имя духа более высокого ранга, чтобы избавиться от беса низшего ранга. Поэтому люди удивились, что Иисус добился желаемого результата, просто повелев бесу выйти. Иудаистская традиция превозносила учителей, достигавших озарения при толковании закона, и приписывала некоторым из них способность творить чудеса, но Иисус, как видим, завоевывает подобную репутацию самостоятельно («новое учение»).

1:28. Между галилейскими селениями были небольшие расстояния, и новости распространялись там чрезвычайно быстро.

1:29–34 Слава целителя

1:29—31. Молодожены обычно жили в семье мужа до тех пор, пока у них не появлялись средства приобрести собственный дом. Многие родители умирали, когда дети еще были молодыми; так что Симон и Андрей могли унаследовать этот дом от своих родителей. Вероятно, тесть Симона уже умер, и Симон с женой взяли его вдову к себе в дом. Забота о родственниках в те времена была делом чести, в отличие от наших дней.

1:32—34. Суббота заканчивалась после захода солнца. Марк отмечает, что это произошло «при наступлении вечера», поскольку всякий, кто принес бы больного раньше, нарушил бы субботу. Весь город собрался «к дверям», потому что в большинстве домов Капернаума была лишь одна комната, и даже более просторный дом едва ли мог вместить много людей. Как правило, в галилейских городах двери домов открывалась на улицу или во внутренний двор, общий для нескольких домов. Учителя, славившиеся умением творить чудеса, быстро собирали вокруг себя толпы народа.

1:35–39 Молитва в уединении

1:35–37. Растущая популярность создавала другую проблему: невозможность найти уединение. В древних городах с их узкими улочками люди жили иногда по десять–двадцать человек в доме, состоявшем из одной общей комнаты; большинство городских кварталов было образовано четырьмя домами, обращенными фасадами во внутренний двор. Так же плотно была заселена Галилея, и деревни располагались здесь очень близко друг к другу. Но уединенное место можно было найти рано утром, на холмах за деревней. Люди вставали на работу с восходом солнца, поэтому Иисус поднялся задолго до рассвета и вышел из дома, чтобы уединиться для молитвы.

1:38,39. Словом «города» здесь, вероятно, обозначаются крупные сельские поселения, подчинявшиеся обычному деревенскому управлению; в этих местах еще не слышали Иисуса. Он, по всей вероятности, привлекал огромные толпы народа в *синагогах в базарные дни и по субботам, а также во второй половине дня или вечерами, когда заканчивался рабочий день.

1:40–45 Очищение прокаженного

Проказа была ужасной кожной болезнью, и Библия предписывала отделение больного от общества (Лев. 13:45,46), хотя и не заходила так далеко, как многие еврейские учителя, утверждавшие, что болезнь послана прокаженному в наказание за грех (особенно за клевету и злословие). Прокаженные были, таким образом, отрезаны от остального общества, и здоровые люди предпочитали их не замечать. Прикасаться к больному проказой запрещалось, и большинство людей содрогнулись бы при мысли о таком поступке.

Прокаженный подходит к Иисусу со смирением, как и предписывает Ветхий Завет приближаться к Богу с молитвой, хотя сам факт приближения этого человека к Иисусу говорит о присущей ему священной дерзости. Признание того, что Бог имеет право отказать человеку в его молитвенной просьбе, и что каждый зависит от Его милости, ни в коей мере не свидетельствует об отсутствии веры (Быт. 18:27,30—32; 2 Цар. 10:12; Дан. 3:18).

Закон предписывал особые жертвы в случае исцеления от проказы (Лев. 14:1—32). Подчиняясь этим правилам, Иисус не нарушает закон и не оскорбляет священников.

(Позднейшие еврейские законы также предписывали человеку, переболевшему проказой, пройти проверку у местного священника, прежде чем снова посещать храм, однако неизвестно, действовали ли эти правила во времена Иисуса.)

Учителя, за которыми закрепилась слава чудотворцев, собирали вокруг себя огромные толпы, потому что больных было много; об этом свидетельствует популярность горячих источников в Галилее, куда стекалось множество народа в надежде на избавление от своих недугов. Иисус, Который совершал чудеса, не прибегая к обычным языческим заклинаниям, привлек к Себе столько народа, что иногда толпы не могли уместиться внутри города (ст. 45).