Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28

Библия Комментарий Культурно-исторический

Левит 1

1:1-17 Жертва всесожжения

1:1,2. Скиния собрания. До того как была сооружена скиния, Богявлялся Моисею в скинии собрания, расположенной вне стана (см. коммент. к Исх. 33:7—10). Но после установки скинии ее тоже стали называть скинией собрания.

1:1,2. Откровение о ритуалах. Не вызывает сомнения, что на древнем Ближнем Восто ке жрецы утверждали, будто источником сведений о порядке совершения ритуалов является бог, хотя в сохранившихся документах с описанием этих ритуалов они не представлены как результат божественного откровения с такой же определенностью, как здесь. Некоторые ритуальные процедуры были установлены в результате гадания или пророческих высказываний, но они не всегда регулировались с помощью этих механизмов. Например, в древнейшей шулерской литературе изображена богиня-мать, дающая повеления об очищении, прошении и умилостивлении.

1:2. Жертвопг инишения животных. О мировоззрении, пн вставленном системой жертвоприношений, существует множество теорий. В одних культурах жертвоприношение рассматривалось как средство обеспечения божества пищей. Другие видели в жертвоприношении дар, призванный доставить божеству удовольствие и снискать его покровительство. Третьи рассматривали жертвоприношение как средство завязывания отношений с божеством. И это лишь немногие из более десятка возможных вариантов. Проследить историю жертвоприношения животных довольно затруднительно. В одном из древнейших произведений шумерской литературы — эпосе о Лугальбанде — происхождение жертвоприношения (точнее, «ритуального заклания») объясняется необходимостью узаконить употребление мяса в пищу. Древнейшие археологические данные о жертвоприношениях восходят к Убейдско- му периоду (Месопотамия, IV в. до н. э.). На протяжении всей истории *Ассирии и 'Вавилона ритуальное заклание совершалось с целью получения внутренностей, необходимых для предсказания будущего.

1:3,4. Жертва всесожжения. Жертва всесожжения — это всегда животное мужского пола, полностью сжигаомое на жертвеннике, за исключением кожи. К этому типу относится жертвоприношение, которое совершил Ной, и в качестве которого предполагалось выступить Исааку. Как явствует из Библии, другие народы также приносили жертвы всесожжения (напр.: Чис. 23:14,15), а 'угаритские и 'хеттские тексты подтверждают существование этого обычая в Сиро- Палестине. С другой стороны, пока не имеется никаких доказательств существования этого типа жертвоприношений в Египте и Месопотамии. Жертва всесожжения служит средством а бращения к Господу с просьбой. Просьба может касаться военных успехов, милосердия, прощения, очищения, благоволения и целого ряда прочих благ Целью жертвы всесожжения является склонение божества к ответу. За народ Израиля ежедневно приносилась, по меньшей мере, одна жертва всесожжения. Особые церемонии и религиозные праздники также сопровождались принесением жеотвы всесожжения.

1:3. Мужского пола. Особи мужского пола были и более ценными, и более расходуемыми. В стаде достаточно держать всего несколько самцов, чтобы самки могли приносить потомство. Это означает, что большую часть родившихся самцов можно использовать в пищу или для жертвоприношений. С другой стороны, ценность тдорочых сильных самцов заключается в том, что их генетические особенности передаются потомству, пополняющему стадо.

1:4. Возложение рук на голову. Возложение рук на голову животного — важный элемент ритуала жертвоприношения. Эта процедура не имеет целью «передать» грех, так как совершается в жертвоприношениях, нг связанных с грехом. Возможно, жертвоьатель каким-то образом отождествлял себя с животным (замещающим его) или давал понять, что животное принадлежит ему. Многие упоминания этого ритуала подтверждают, что здесь имеет место либо замещение, либо обозначение (или и то, и другое), но не всегда ясно, что именно подлежит замещению или обозначению, и в различных ситуациях смысл может быть разным.

1:4. Очищение. Целью этого, как и многих других жертвоприношений, является «искупление» (NIV). Однако в настоящее время многие ученые сходятся во мнении, что слово «искупление» неточно передает эту концепцию и на ритуальном, и на теологическом уровне. Пожалуй, наиболее убедительным является тот факт, что в ритуальных текстах объектом искупления является не грех или человек, а некий священный предмет, связанный с присутствием Бога, например, ковчег или жертвенник. Следующее важное наблюдение заключается в том. что в ряде случаев это «искупление» необходимо даже тогда, когда не был совершен грех (напр., ритуальная нечистота женщин каждый месяц). По этой и другим причинам современные ученые отдают предпочтение переводу «очищение». Таким образом, жертвенник должен был очиститься за жертвователя, грех или нечистота которого ритуально осквернили его. Целью этого действа было coxpai .ение святости, позволяющей Богу пребывать среди израильтян. Подобно дезинфицирующему средству ритуал применяется в лечебных целях, но может использоваться и для профилактики. Действующей силой обычно является кровь, хотя и не всегда. «Обеззараживание» святыни придает жертвователю чистоту и подготавливает почву для его примирения с Богом. Очищение различных объектов (в том числе городов, зданий, храмов или людей) от ритуального осквернения или дурного влияния посредством намазывания какого-либо вещества было распространенной практикой на древнем Ближнем Востоке, хотя »та процедура была связана главным образом с магическими ритуалами.

1:5—9. Роль жрецов. Некоторые элементы этого ритуала исполняли священники, ибо юлько священники имели доступ к жертвеннику и к святому месту. (См. коммент. к Исх. 28:1.) На древнем Ближнем Востоке жрецы совершали не только жертвоприношения, но и другие магические обряды, а также занимались толкованием различных предзнаменований. Кроме того, жрецы произносили заклинания и давали общие рекомендации, касающиеся умилостивления богов. Считалось, что жрецы знают, какие ритуалы необходимо совершить для получения желаемых результатов и в какой последовательности должны производиться те или иные ритуальные действия.

1-5. Значение крови. В Древнем Израиле кровь служила средством ритуального очищения — представление, не разделявшееся его ближневосточными соседями. Кровь символизировала жизнь или жизненную силу животного, поэтому, для того чтобы крсвь возымела действие, животное следовало умертвить.

1:5. Окропление жертвенника. Окропление всех сторон жертвенника кровью является символическим использованием смерти животного для очищения от любой скверны, которая может стать помехой просьбе, высказываемой при жертвоприношении. Кровь символизирует жизнь/смерть животного, а жертвенник символизирует свлтыню (присутствие Бога) и является тем единственным местом, где к Богу можно обращаться с просьбой.

1:8,9. Части. Части включали голову и нутряной жир (жир, окружающий внутренние органы). Водой омывались только внутренности и ноги жертвы, чтобы на жертвеннике не оказалось никакой скверны.

1:9. Приятное благоухание. Характерной особенностью жертвоприношений является приятный запах жареного мяса. Хотя в подобном выражении, несомненно, проявляется антропоморфизм (приписывание Богу человеческих свойств), обычно мясо использовалось только в общих трапезах, устраиваемых по особому поводу, поэтому представления, имевшие большое значение для общины, ассоциативно связывались с этим запахом. В этом смысле угождение Богу приятным благоуханием ничем не отличается от приятного зрелища или звука. В мировоззрении окружавших Древний Израиль ближневосточных народов антропоморфизм был значительно сильнее, поскольку тамошние боги нуждались в пище для п задержания своего существования, и аромат жертвоприношения был для них предвестником трапезы.

1:10—13. Северная сторона жертвенника.

Очевидно, северная сторона жертвенника указана по той причине, что там было больше места для совершения этой операции.

1:14—17. Птицы в качестве жертвы. Птицы, главным образом домашние голуби, приносились в жертву теми, кто был слишком беден, чтобы позволить себе отказаться от более крупных животных, или не имел их вообще. Тексты из *Алалаха и 'Анатолии свидетельствуют о том, что у соседних народов птицы также считались приемлемым жертвоприношением. Согласно новейшим исследованиям, у птиц удалялся не зоб, а crissum, включающий кишечник, анальное отверстие и хвост. Эта операция связана с необходимым при подготовке к жертвоприношению очищением жертвы.

1:16. Восточная сторона, где пепел. По мнению раввинов, куча пепла находилась на восточной стороне жертвенника по той причине, что это было наиболее удаленное от святилища место, однако текст не дает оснований для подобных умозаключений.