Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22

Библия Комментарий Культурно-исторический

Судьи 1

1:1 2:5 Попытка овладеть обетованной землей

1:1,2. Вопрошание Господа. Прежде чем начать какую-либо военную операцию, на древнем Ближнем Востоке было принято осведомляться о воле богов и заручаться их поддержкой (см.: 20:18). Например, одна ассирийская царская надпись гласит, что война произошла «по повелению бога Ашшура». Для того чтобы выяснить характер божественного повеления, использовались самые разнообразные способы гадания: исследование внутренностей животных, бросание жребия, наблюдение за полетом птиц или формой облаков и т. п. Ответ божества, или оракул, определял, следует ли проводить сражение в тот же день и какой тактики необходимо придерживаться.

1:3. Территория Симеона и Иуды. Удел, полученный Симеоном в Нав. 19:1—9, находился в южной части Палестины «среди удела» Иуды. В данном эпизоде разделение этих колен логически оправдано. Но в конечном счете Симеон был поглощен более сильным и многочисленным коленом Иуды. Таким образом, предложенная Иудой помощь в завоевании их общего удела положила начало исчезновению Симеона как самостоятельного колена.

1:4. Везек. Место битвы, в которой Иуда и Симеон нанесли поражение хананеям и ферезееям, возглавляемым Адони-Везеком. Географические сведения здесь не приводятся, но название этого места встречается в рассказе о Сауле (1 Цар. 11:8—11), откуда следует, что это была открытая равнина, подходящая для проведения смотра войск, не более чем в 12 милях к юго-западу от Иависа Галаадского (El Maklub). Исследования горной местности между Сихемом и Иорданской долиной позволяют локализовать древний Везек в Khrbet Salhab, где обнаружены остатки поселения железного века.

1:6. Отсечение больших пальцев рук и ног. Как и в 1 Цар. 11:2, увечье наносилось для того, чтобы унизить пленников и исключить возможность их возвращения в строй. Воинам, неуверенно стоящим на ногах и неспособным держать меч, копье или лук, оставалось только молить о пощаде. Такие изувеченные пленники изображены на рельефах времен Салманасара (X в. до н. э.).

1:7. Собирание крошек под столом. Победитель, демонстрируя свое могущество, нередко выставлял напоказ пленников, которые, как собаки, подбирали объедки под столом (угаритская параллель — обращение бога Эла с враждебными богами). По иронии судьбы Адони-Везеку пришлось испытать такое же унижение, какому он сам подвергал прежде семьдесят царей.

1:7,8. Иерусалим. Вопреки сообщению о захвате и сожжении Иерусалима в этом фрагменте, все остальные упоминания этого города и его жителей, иевусеев, в рассказе о заселении Ханаана израильтянами указывают на то, что ни Иуде (Нав. 15:63), ни Вениамину (Суд. 1:21) не удалось захватить Иерусалим. В Суд. 19:10—12 он все еще считается «городом иноплеменников». Скудость археологических данных об этом периоде (лакуна и значительные разрушения в слоях, относящихся ко времени нашествия «народов моря») оставляет многие вопросы без ответа. Некоторые комментаторы полагают, что Иуда захватил и предал огню неукрепленные участки города, но эту гипотезу невозможно доказать. Честь окончательного завоевания Иерусалима принадлежит Давиду, который превратил его в свою столицу (2 Цар. 5:6-10).

1:9. География. Как явствует из этого стиха, израильтяне двигались в южном и югозападном направлении: к Хеврону и северной окраине пустыни Негев, затем к Шфеле и прибрежной равнине филистимлян. Отсюда следует, что они намеревались завоевать как можно большую территорию, выделенную Иуде (Нав. 15:1—12,21—63) и Халеву (15:13-19).

1:10. Хеврон. Хеврон расположен у горы сг-Rumedah, в 23 милях к северо-востоку от Беэршивы и в 19 милях к югу от Иерусалима, на пересечении дорог, ведущих в Шфелу и Негев. Старое название города, Кириаф-Арба (см.: Быт. 23:2; Неем. 11:25), напоминает о том времени, когда он был клановым центром енакимов (Нав. 14:15; 15:13). Дополнительную информацию см. в коммент. к Нав. 10:3.

1:11. Давир. Расположенный к юго-западу от Хеврона на южной окраине Иудейских гор, в начале железного века Давир, очевидно, служил пограничной заставой вторгшихся в Палестину «народов моря» (если енакимы в Нав. 11:21 не были хананеями). См. коммент. к Нав. 10:3,38,39 и 11:21.

11:12. Дочь в награду. Хотя это было нечастым явлением, мысль о повышении статуса посредством заключения брака, невозможного в иных обстоятельствах, казалась некоторым честолюбивым воинам привлекательной. Так, например, Давид женился на дочери Саула, которую царь обещал отдать тому, кто победит Голиафа (1 Цар. 17:25). Как и в эпизоде с Голиафом, предстоящее боевое задание было трудным и опасным, и обещание столь необычной награды должно было воодушевить героя. Как родственник Халева Гофониил и без того имел высокий социальный статус, но, очевидно, хотел добиться большего.

1:15. Источники верхние и источники нижние. Так могли называться источники воды, доступ к которым получали при помощи незначительного углубления русла пересыхающих рек (вади) или рытья глубоких колодцев в тех местах, где уровень грунтовых вод был ниже. Очевидно, эти источники находились в Негеве, но где именно — неизвестно.

1:16. Кенеи. Кенеи — одно из племен, обитавших в пустынных районах Синайского полуострова и на южных окраинах Негева вплоть до залива Акаба (Быт. 15:19; 1 Цар. 27:10; 30:29; 1 Пар. 2:55). Учитывая размещение стоянки Хевера в Суд. 4:11, можно предположить, что кенеи распространились на север до Изреельской долины. Их связь с Моисеем и Иофором восходит к Исх. 3:1. Они были пастухами (Суд. 5:24-27), вожатыми караванов и странствующими кузнецами. Об этой последней особенности свидетельствует само их название, означающее «кузнецы». См. коммент. к Чис. 24:21,22.

1:16. Город Пальм. Судя по приведенному здесь описанию, связанному с упоминанием города Пальм в 3:13, речь идет об Иерихоне, древнем городе-оазисе, расположенном всего в 6 милях к северо-западу от Мертвого моря (Tell es-Sultan). Оазис обязан своим плодородием источникам Айн-эс-Султан и Айн-Дук. Древнейшее поселение возникло здесь в мезолитическую эпоху (9000-8700 гг. до н. э.)., и постепенно значение города настолько возросло, что в период ранней бронзы (2700 г. до н. э.) он был обнесен крепостными стенами из кирпича. Вторжения завоевателей приводили к тому, что временами жизнь в городе прекращалась (в конце периода ранней бронзы , 2500 г. до н. э., и в начале периода поздней бронзы lb, 1350 г. до н. э.). Вероятно, в период судей это малонаселенное место служило пограничной заставой или стоянкой для караванов. Иерихон был восстановлен только в X в. до н. э. (3 Цар. 16:34).

1:16. Арад. Заселение Телль-Арада, расположенного в долине Беэршивы, в 20 милях к югу от Хеврона, началось в период халколита. Благодаря контактам с Египтом, Нижний город, построенный вокруг естественной котловины с водой, на протяжении периода ранней бронзы расширялся и процветал. Верхний город вырос на близлежащем холме на протяжении железного века. Возможно, он был населен кенеями (см.: 1 Цар. 27:10). Расположенный на месте древнего Арада курган насчитывает семь слоев железного века, в том числе крепость и храмовый комплекс, построенные в X в. до н. э. 1:17. (Цефаф) Хорма. См. коммент. к Чис. 21:3 и Нав. 12:14.

1:18. Газа. Расположенная в юго-западной части прибрежной равнины на важном международном пути («дороге филистимской» или «приморском пути», Va Mars), Газа (Tell Harube) в 1550-1150 гг. до н. э. была египетским административным центром. Она упоминается в анналах фараона Тутмоса и в амарнских текстах. После вторжения «народов моря» Газа становится важнейшим из пяти филистимских городов и фигурирует в ряде столкновений этих народов с израильтянами (6:3,4; 16:1—4). Текст, касающийся взятия Газы Иудой, неясен. Септуагинта утверждает, что Иуда не одолел Газу, Аскалон и Экрон, и, по-видимому, это подтверждает 1:19, где говорится о том, что израильтянам не удалось завоевать города долины.

1:18. Аскалон. Расположенный в 10 милях к северу от 1азы, Аскалон был одним из городов филистимского Пятиградия и крупным морским портом. Выгодное стратегическое положение привлекало к нему внимание египтян, которые стремились к господству над Ханааном и торговыми путями на север, начиная с периода средней бронзы (2000—1800 гг. до н. э.), когда название этого города впервые появилось в египетских текстах. На протяжении амарнского периода (XV в. до н. э.) правительАскалона был вассалом Эхнатона, о чем свидетельствуют несколько сохранившихся писем, адресованных им этому фараону. Мернептах также упоминает Аскалон среди прочих завоеваний на своей победной стеле (1208 г. до н. э.) и изображает его захват на стенах храма в Карнаке. Хотя Аскалон был отдан во владение Иуды, этот город, как и остальные города филистимского Пятиградия, не был завоеван израильтянами.

1:18. Экрон. Выделенный Иуде (Нав. 15:45) и Дану (19:43), Экрон лежал на границе между Шфелой и центральной горной местностью. Его отождествляют с Тель-Микне (Mqne), в 20 милях к юго-западу от Иерусалима, в пограничной зоне между Филистией и Иудеей. Раскопки этого места показали, что, хотя следы заселения восходят к эпохе халколита, крупный город появился здесь только в период поздней бронзы. Найденные в этом слое скарабеи и керамика указывают на контакты с Египтом и Кипром. Резкое изменение характера материальной культуры, вызванное вторжением «народов моря» в X в. до н. э., привело к расширению города и появлению нового населения. На протяжении 1-го тыс. до н. э., при ассирийском и вавилонском владычестве, Экрон превратился в крупный промышленный центр, специализирующийся на производстве оливкового масла. Появление Экрона в Суд. 1 указывает на значение этого филистимского города, не завоеванного израильтянами (см.: Суд. 3:1—4).

1:19. Железные колесницы. Использование железных колесниц приписывается врагам Израиля в Ханаане, особенно жителям городов долины, на всем протяжении периода завоевания (см. коммент. к Нав. 17:16 и Суд. 4:3). Свидетельствуя о более высоком уровне развития общества и технологии (см.: 1 Цар. 13:19—21), колесницы представляли большую угрозу успешному завершению завоевания. Собственно железа использовалось, вероятно, очень мало, но одного его вида в украшениях, креплениях или в ободьях колес было достаточно, чтобы посеять смятение в рядах врага. В этом фрагменте упоминание колесниц указывает на реалистическую оценку военной ситуации, вынуждавшей израильтян оставаться в горной местности, где использование колесниц было невозможно. Не вызывает сомнения, что силы израильтян, возглавляемые Богом-Воителем, могли бы преодолеть это затруднение (Нав. 17:18; Суд. 4:7). Однако археологические данные, равно как и признание того, что некоторые области так и не были завоеваны, указывают на то, что эта неудача была обусловлена естественными причинами. Только тогда, когда израильтяне освоили технологию обработки металла и добились военного паритета с филистимлянами, это грозное оружие перестало их пугать.

1:20. Сыны Енаковы. Енакимы принадлежали к местным жителям Ханаана времен завоевания. Занимавшие территорию вокруг Хеврона (Нав. 21:11), они славились высоким ростом (Втор. 2:10; 9:2) и вызывали страх у израильтян (Чис. 13:29,33). Их изгнание из Хеврона Халевом указывает, по меньшей мере, на один успех в деле освобождения земли Иуды от местных жителей. Возможно, впоследствии уцелевшие енакимы нашли прибежище в филистимских городах 1азе, 1ефе и Азоте. См. коммент. к Нав. 11:21.

1:21. Иевусеи. Упоминаемые впервые как потомки Ханаана (Быт. 10:16), иевусеи, повидимому, не принадлежали к семитам, а, скорее, были связаны с хеттами или хурритами, появившимися в этом регионе в начале 2-го тыс. до н. э. Они жили в горной местности вдоль южной границы Вениамина (Нав. 15:8) и в городе Иевусе (Суд. 19:10,11). Иевус, в отличие от Иерусалима, не упоминается в амарнских текстах и не встречается в египетских «Текстах проклятий». Сообщение о том, что сыны Вениаминовы не смогли завоевать город, подтверждается отказом левита остановиться в «городе иноплеменников, которые не из сынов Израилевых», в 19:10—12. После того как Давид завоевал Иерусалим, иевусеи либо ассимилировались, либо, превратившись в рабов, окончательно утратили национальную самобытность.

1:22,23. Вефиль. Выгодное стратегическое положение Вефиля (совр. Бейтин) на скрещении дорог, пересекающих центральную горную местность севернее Иерусалима, не могло не привлечь внимание израильтян, равно как и последующих завоевателей, к этому городу. Упоминание сынов Иосифа (т. е. Ефрема), вероятно, указывает на возникновение новых племенных союзов после выделения Вефиля Вениамину (см.: Нав. 18:22). Роль вефильского святилища имеет в библейском повествовании давнюю историю (см. коммент. к Быт. 28:19), и раскопки обнаружили здесь культовые сооружения средней бронзы. В период разделенных царств Вефиль стал одним из двух главных культовых центров (3 Цар. 12:29-33). Из описания, отсутствующего в Книге Иисуса Навина, следует, что Вефиль был взят благодаря обнаружению потайного входа (подобного тому, что найден археологами в Рамат-Рахеле, к югу от Иерусалима). Раскопки Вефиля указывают на значительные разрушения в слое X в. до н. э.

1:26. Луз в земле хеттеев. «Землю хеттеев» обычно отождествляют с Сирией или Ливаном — регионами, входившими в состав Хеттского царства до вторжения «народов моря» в 1200 г. до н. э. Возможно также, что новый город Луз был построен в пределах Палестины чуть дальше к северо-западу от Вефиля (см.: Чис. 13:30; Нав. 16:2).

1:27. Бефсан. Идентифицируемый как Телль-эль-Хусн (el-Husn), Беф-Сан расположен в восточной оконечности Изреельской долины на севере Ханаана. Как и Мегиддон в западной части долины, он господствует над важной «приморской дорогой», Va Mars. Заселение этих мест началось в эпоху халколита и практически не прерывалось до настоящего времени. У подножия кургана лежит второй город, основанный в эллинистический период среди прочих городов Десятиградия и значительно выросший во времена Римской и Византийской империй (Скифополь). Раскопки показывают, что, в отличие от многих городов поздней бронзы, Беф-Сан не был разрушен «народами моря», и Рамсес сохранял господство над этим важным торговым центром в первой половине X в. до н. э. Саулу не удалось завоевать Беф-Сан (1 Цар. 31:10-12), и он был присоединен к территории израильтян только во времена Соломона (3 Цар. 4:12).

1:27. Фаанах. См. коммент. к Нав. 12:21.

1:27. Дор. См. коммент. к Нав. 12:23.

1:27. Ивлеам. Этот укрепленный город (Khrbet Bel'ameh) расположен в восточной части Изреельской долины. Перечисленный среди городов, которые не удалось завоевать колену Манассиину (Нав. 17:11,12), он тем не менее играл определенную роль в качестве форпоста израильтян в период разделенных царств (4 Цар. 9:27). Его стратегическое значение подтверждается упоминанием в перечне завоеваний Тутмоса (XV в. до н. э.).

1:27. Мегиддон. См. коммент. к Нав. 12:21. 1:29. Газер. См. коммент. к Нав. 12:21.

1:30. Китрон. По всей вероятности, этот выделенный Завулону город находился в северо-западной части Изреельскойдолины. Гипотезы, приверженцы которых помещают его в долине Акко (Tell Qurdaneh и Tell elFar) только потому, что эта местность благоприятствовала применению хананейской военной тактики, не соответствуют имеющейся на сегодняшний день информации.

1:30. Наглол. Хотя местонахождение этого города из удела Завулона точно неизвестно, иногда его отождествляют с Tell en-Nahl, в 5 милях от Средиземного моря близ Хайфы. Сходство названий и остатки материальной культуры начиная с периода ранней бронзы свидетельствуют в пользу такой идентификации, но расположение города на территории Асира порождает географическую проблему, которая пока не решена.

1:31,32. Территория Асира. См. коммент. к Нав. 19:24-31.

1:33. Вефсамис. См. коммент. к Нав. 21:16. 1:33. Бефанаф. Местонахождение этого города точно неизвестно. Наиболее вероятный претендент — Safed el-Battkh в Верхней Галилее. Если Бефанаф лежал на пути из Асора в Тир, то, возможно, он упоминается в египетских анналах Тутмоса , Сети и Рамсеса .

1:34—36. Аморреи. См. информацию об этом народе в Чис. 21:21. Аморреи, создавшие высокую цивилизацию Вавилона Хаммурапи и сохранившие свою национальную идентичность (по меньшей мере, в некоторых регионах) до начала железного века, пожалуй, оказали наиболее значительное влияние на культуру и язык Месопотамии, Сирии и Палестины.

1:35. Гора Херес. «Гора солнца» часто отождествляется с Беф-Шемешем (см.: Нав. 21:16) или Ир-Шемешем (Нав. 19:41). Полной определенности, однако, нет, и с этим местом можно отождествить несколько селений к юго-востоку от Аиалона. Будучи частью Данова удела, Херес, вероятно, находился в юго-восточной части Аиалонской долины.

1:35. Аиалон. Город, предназначенный Дану (Нав. 19:42), вероятно, можно отождествить с Yalo, расположенным в 5 милях к востоку от Газера в западной части Аиалонской долины. Важность стратегического положения Аиалона на главном пути в горную местность подтверждается его упоминанием в амарнских текстах и в рассказе о войне Саула с филистимлянами (1 Цар. 14:31).

1:35. Шаалвим. Город на территории Дана (Нав. 19:42) отождествляют с Селбитом, в 3 милях к северо-западу от Аиалона. Позднее он вошел в состав второго административного округа Соломона (3 Цар. 4:9) и, возможно, как и Аиалон, служил крепостью, охранявшей проход через Аиалонскую долину.

1:36. Возвышенность Акравнм («скорпионов»). Так назывался проход у юго-западных берегов Мертвого моря (Neqb es-Safa), которым, возможно, впервые воспользовались египтяне, направляясь к медным рудникам в районе Аравы и Элафа (см.: Чис. 34:4; Нав. 15:3).

1:36. Села. Хотя местонахождение Селы точно неизвестно, упоминание в связи с возвышенностью Акварим позволяет поместить ее на юго-западе Мертвого моря. Из-за названия, означающего «скала», некоторые комментаторы отождествляют ее либо с Петрой, набатейским скальным городом, либо с современной Селой, в 2 милях к северо-западу от Босры. Тем не менее раскопки не обнаружили ни в одном из этих городов материалов, датируемых более ранним, чем X в. до н. э., временем.