Комментарий Дж.Дарби

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25

Комментарий Дж.Дарби

Иисус Навин 1

Давайте приступим к изучению данной книги.

Из первой главы мы узнаем о том, что Господь делает Иисуса Навина Своим служителем и повелевает ему перейти через Иордан в землю, которую Он дал сынам Израилевым.

Давайте остановимся на этом и немного обсудим это поручение, исходящее от Господа. Моисей здесь занимает положение не живого посредника, а написанного Слова. Все то, что Иисус приказывал, исходило от Бога и явно было словом Божиим для Израиля. Иисус Навин был той силой, которая привела израильтян к завладению обетованным.

Прежде всего перед нами принцип, на основании которого происходит овладение землей. Речь идет не просто о проявлении божественной силы, той, какая возымеет место в конце, но о силе Духа в связи с ответственностью, возлагаемой на человека. Указаны границы земли обетованной; однако было недостаточно знания одних только границ, обозначенных Богом: Бог определил их очень точно, однако помимо этого было поставлено условие, при котором сыны Израилевы могли владеть землей. "Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам..." Израильтяне должны были пойти туда, преодолев препятствия с помощью и силою Божиею, и вступить во владение землей, и фактически именно так и случилось. Им так и не удалось завладеть всей землей обетованной. Однако нет сомнений в том, что верные завладеют ей. "Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей". Сила Духа Божия, сила Христа от Его Духа (истинная сила верующего) вседостаточна. Ибо это фактически сила Самого Христа, Который всемогущ. И в то же время во всей своей силе остается обещание, что Израиль не будет ни забыт, ни покинут (Втор. 31,6.8). Именно на это можно полагаться в служении Господа - на такую силу Его присутствия, что никто не сможет устоять пред Его рабом, на силу, которая никогда не покинет его раба. До конца ободряемый этим, всякий человек, водимый Духом, призван быть сильным и мужественным.

После этого следует призыв Господа в стихе 7. "Только будь тверд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой..." (этим именем всегда величается Моисей). Духовная сила и энергия, мужество веры необходимы для того, чтобы сердце было достаточно смелым в покорности Богу, чтобы оно было свободным от всяких влияний, страхов и тех побуждений, которые действуют на плотского человека, стремясь заставить верующих свернуть в сторону с пути покорности Богу, для того, чтобы человек мог прислушаться к Слову Божьему.

Нет ничего более безрассудного для мира сего, чем это хождение, представленное нам в Слове, и ничто так не выявляет ненависть князя его. Ведь если бы Бога не было с нами, то не было бы ничего более безрассудного, более неумного. Если же Он с нами, нет ничего более мудрого. Если бы Он не укреплял нас Своим присутствием, мы не осмелились бы прислушаться к Его Слову, и в таком случае мы должны были бы остерегаться вступления в войну. Однако, имея то мужество, какое всемогущая сила Божия внушает через Его обетование, мы можем держаться доброго и драгоценного Слова нашего Бога: Его самые суровые предписания учат мудрости, умению распознать плотское и наставляют тому, как умертвить плоть, чтобы не позволить ей ослепить нас или помешать нам.

Самый тяжелый путь - тот, который ведет к самой острой борьбе. Однако это и путь к победе и покою, заставляющий нас лучше познать Бога. Именно этим путем мы сообщаемся с Богом, с Тем, Который является источником всякой радости. Это залог и предвкушение вечного и безграничного блаженства.

Если только это слово от Бога, то Господь услышан - "...не уклоняйся от него ни направо, ни налево, дабы поступить благоразумно во всех предприятиях твоих". Какая радость для того, кто благодатью Божией откликается, чтобы исполнить дело Божие!

Затем Господь призывает Иисуса Навина тщательно изучить книгу закона: "...Тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно..." Именно в этом заложены два великих принципа духовной жизни и деятельности: во-первых, уверенность в присутствии всемогущей силы Божией, так что ничто не может помешать Его рабу; во-вторых, принятие Его Слова, подчинение Его Слову, тщательное изучение Его Слова, восприятие его как единственного путеводителя. Мужество поступать так зиждется на обетовании и призыве Божием.

Короче говоря, Дух и Слово Божии во всех отношениях способствуют духовной жизни. Имея такую силу, верующий идет прямо, укрепленный ободряющим Словом нашего Бога. Бог имеет путь в этом мире, по которому, если мы будем идти, сатана не сможет коснуться нас. Именно по этому пути и следовал Иисус Христос. Сатану называют князем мира сего, но через этот мир пролегает божественный путь, и нет другого, и там сила Божия. Слово является ключом к нему. По нему Бог направляет сильного человека. Он действовал силою Духа и использовал Слово. Дух и Слово нельзя разъединить, не скатываясь к фанатизму с одной стороны или не впадая в рационализм с другой, не выходя из положения зависимости от Бога и не лишаясь Его руководства. Одни могли оказаться в плену у рассудка, другие - у воображения.

Более того, ничто так не склонно к фантазированию, как лишенный управления рассудок. И в результате этого враг души овладевает и рассудком и воображением человека. И тогда человеком управляет уже не Бог, а сатана. Печальная замена, поскольку человек неверующий успокаивается и тешит себя надеждой, что нет ничего выше достигнутого им предела, а все из-за того, что он сводит все к пределам своего собственного разума! На мой взгляд, нет ничего более жалкого, чем такое неверие, позволяющее себе думать, что в духовной и умственной сферах нет ничего, что могло бы превзойти мыслительные способности человека, и что отрицает способность человека принять свет от более возвышенного разума, от того единственного источника, который возвышает человека над ним самим и в то же время совершенствует его в нравственном плане, приводя к покорности через ощущение превосходства иного.

Благословим Бога за то, что существуют такие, кто благодатью Божьею, сообщившей человеку о Его совершенной мудрости, извлек для себя пользу! Даже будучи несовершенным сосудом, который, приняв эту мудрость, несколько ослабил ее сущность и совершенство, они тем не менее извлекли из нее пользу, осознав и заняв свое истинное место. Счастливое место пред лицом Того, познать Которого - бесконечная и вечная радость!

"Вот Я повелеваю тебе!" (Иис. Н. 1,9). В этих словах необходимо увидеть важный и полезный принцип. Если мы не сознаем, что исполняем волю Божию, если прежде, чем начать действовать, мы еще не убедились в этом пред лицом Его, то мы не посмеем совершить это действие. Может, и на самом деле мы делаем это по воле Божией, однако, не осознав это, мы действуем неуверенно, колеблясь, без радости; мы отказываемся от этого при малейшем противодействии нам. Напротив, когда мы уверены, что исполняем волю Его, и в том, что Он сказал нам: "Вот Я повелеваю тебе!", ничто уже не способно потревожить нас, помешать нам, ибо благодать помогает нам.

Тем не менее я добавлю еще кое-что, или скорее обращу внимание читателя на то, что говорит Бог, ибо, хотя заповедь Божия и вселяет в нас мужество, которого у нас без нее не было бы, однако никакое откровение само по себе не придает сил для действия. Но Бог добавляет: "...будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда не пойдешь".

В Новом Завете мы имеем яркую иллюстрацию этого принципа. Павел был восхищен до третьего неба, где он слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Было ли это его силой в борьбе? Несомненно, в духовном плане это расширило его кругозор и повлияло на всю его деятельность. Однако это не было в нем физической силой для совершения действия. Напротив, это способствовало бы развитию плотской самоуверенности; по крайней мере, плотский человек использовал бы это для самовозвеличивания.

Подобные откровения способствовали выработке необходимого смирения и передали от Бога, если не новые блага (хотя все было благом), то нечто такое, что смирило апостола Павла и сделало плоть его слабой и презренной в его глазах {Пустое любопытство задается вопросом о том, что такое "жало во плоти". Мы же не проявляем такого любопытства. Возможно, в каждом отдельном случае Бог посылает особое жало. Оно всегда подбирается с целью усмирить того, кто нуждается в этом. Для нас в плане духовного наставления достаточно знать с помощью Слова, что в случае с апостолом Павлом речь идет о немощах, которые делали лично его презренным, не давая ему превозноситься в благовествовании (смотрите Гал. 4,14; 2 Кор. 10,10). Цель Божия, преследуемая Им в подобном испытании, очевидна для каждого духовно мыслящего человека, поэтому нет смысла подробно останавливаться на этом}. Ведь, будучи слабым, он иным способом обретает силу; она заключается не в использовании или осознании откровений, которые бы сделали его слабым, способствуя возвышению плоти, а в благодати и силе Христа, которая совершается в этой немощи. В этом заключается его единственная сила, и Павел благодушествовал в немощах, в которых сила Христова совершалась в нем. Она предоставляла случай явить эту силу и, доказывая, что Павел был немощен, показывала, что Сам Христос действовал вместе с Павлом. Мы всегда нуждаемся в силе, исходящей непосредственно от Христа, если действуем на Его стороне. И эта сила совершается в немощи, чтобы исполнить дело Его, ибо без Него мы ничего не можем сделать. Давайте будем помнить эту истину.

Но добавлю еще кое-что в конце данной главы. Именно христиане (не могу сказать оправданные Богом) занимают место на этой стороне Иордана, иначе говоря, на стороне власти смерти и воскресения, примененными к душе Духом Божиим. Место их поселения не Египет; оно за пределами Чермного моря; оно за пределами владений израильтян - за пределами Египта и этого берега Евфрата, реки Вавилонской. Но это и не земля Ханаана. Речь идет о земле, которую они избрали для пастбищ и владений своих; они поселили на ней своих детей и жен. Не Иисус Навин покорил эту землю; она не является местом, свидетельствующим о власти Духа Божия - той земли Ханаанской, что за Иорданом.

Однако, хотя детям и семьям воинов было разрешено поселиться там, тем не менее сами воины обязаны были, желали они того или нет, принять участие в битвах сынов Божиих, которые не обретут покоя до тех пор, пока не войдут туда, где власть Божия, то есть в землю Ханаана, в места небесные, откуда будут изгнаны все враги. И, действительно, когда грех израильтян, результатом которого явилась их слабость, способствовал успеху в борьбе их врагов, врагов Божиих, эта земля первой попала в руки противников. "Знаете ли, что Рамоф Галаадский наш?" Этот вопрос не связан с благословением народа, страдающего по причине потери этой земли. Некоторое время все было нормально, то есть до тех пор, пока колено Рувимово, Гадово и половина колена Манассииного оставались под властью Иисуса Навина, а через него Бог управлял Своим народом. Они сказали Иисусу Навину те же слова, что и Бог говорил ему: "Только будь тверд и мужествен!"

Как часто у сынов Божиих просматривается какой-то принцип или какая-то линия поведения, по сути своей много уступающие этому замечательному делу, которое продолжается согласно намерению Божию, но которая, однако, до тех пор, пока сила Божия действует согласно этому намерению, не отменяется, так сказать, этим делом, но выступает еще более отчетливо, принося беспокойство и горе! Однако, когда этот божественный поток мелеет в результате человеческого неверия, появляются горькие плоды, духовные отклонения, слабость, недовольство, разделения и прямая уступка силам зла, что происходит из-за невозможности примирения духовного с плотским и осуществления духовного свидетельства при одновременном одобрении мирских путей.

Но это свидетельство относится к другой стороне Иордана. Эти два с половиною колена могут следовать этим путем, если пожелают, но мы не можем выйти из земли Ханаана чтобы соединиться с ними. Увы! Эти прекрасные луга, такие удобные для пастбищ, были разделены по жребию на многочисленные уделы, в которых (на свою беду) поселились сыны колен Израилевых. Такие мели, когда они встречаются на пути странствия христиан, возможно, легче преодолеть при полноводье, но при малых водах потребуется искусное маневрирование, чтобы избежать мелей и всегда плыть в струе благодати Божией, по каналу, который она проторила для себя. Но есть надежный и непоколебимый лоцман, и мы в безопасности, если решимся следовать за ним. Бог дал нам все необходимое для этого. Возможно, мы удовлетворимся лишь небольшой лодкой - верный кормчий окажется в ней.

Поначалу Моисею не понравилось предложение двух с половиной колен. Это, конечно, было возможным. Однако, вообще говоря, первые мысли верующих - лучшие, ибо только они связаны с обетованиями, предусматривая все результаты этих обетований и помыслы Божии. Последующие мысли уже не связаны с этим.