Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5

Библия Комментарий Культурно-исторический

Иона 1

1:1—17  Бегство Ионы

1:1. Хронология. Иона известен из 3 Цар. 14:25 как пророк, чье служение приходилось на время правления царя Иеровоама II (первая половина VIII в. до н. э.; см. коммент. к 4 Цар. 14).

1:2. Ниневия. Современный Куюнджик на реке Тигр в Северном Ираке, примерно в 600 милях от Персидского залива вверх по течению реки. В VIII в. до н. э. Ниневия еще не обрела предстоящей ей славы. В начале VII в. до н. э. Сеннахирим сделал этот древний центр поклонения богине Иштар столичным городом, украсив и расширив его площадь почти до двух тысяч акров. Археологи провели успешные раскопки известного дворца Сеннахирима, «которому нет равных». Он знаменит своими настенными рельефами, изображающими сцены осады Лахиса в Иудее. Обнаружены также остатки храма богини Иштар, который находился на попечении царей еще с 2400 г. до н. э.

1:2. Ассирия и Израиль в первой половине VIII в. до н. э. Ассирия представляла серьезную угрозу для Израиля в IX в. до н. э. Израиль входил в коалицию, противостоявшую попыткам Салманасара III расширить свои владения за счет Средиземноморской области (см. коммент. к 3 Цар. 22:1). В 841 г. до н. э. израильский царь Ииуй подчинился Ассирии и стал платить ей дань (см. коммент. к 4 Цар. 10:34). В предшествующие этому десятилетия Ассирия, однако, была существенно ослаблена, а во время правления Иеровоама II многие десятилетия прошли без проявления антагонизма со стороны Ассирии по отношению к Израилю.

1:3. Фарсис. Фарсис был самым отдаленным из известных в то время географических пунктов. Хотя точное его местоположение неизвестно, чаще всего считают, что он находился на юге Испании, хотя ряд исследователей высказываются в пользу Карфагена в Северной Африке. При этом с полной уверенностью можно сказать, что это был крупный порт на западном побережье Средиземного моря.

1:3. Иоппия. Иоппия находилась южнее современного Тель–Авива на Средиземном море. Этот портовый город упоминается в египетских и финикийских текстах, а также в хананейских источниках (письмах из Амарны). В период монархии он часто попадал под контроль филистимского города Аскалона.

1:3. Корабль. Торговые суда были разных размеров и в среднем развивали скорость от двух до четырех узлов. В эпоху Соломона корабли, идущие в Фарсис, не возвращались обратно в течение трех лет. Корабль такого класса мог иметь команду, состоящую не менее чем из двенадцати человек. Перевозили в основном зерно, вино и оливковое масло.

1:3. Плата за провоз. Многие исследователи на основании лингвистических данных приходят к выводу, что Иона нанял весь корабль полностью. Так это или нет, несомненно, что плата за провоз была весьма значительной.

1:5. Каждый взывал к своему богу. Боги–покровители редко бывали космическими божествами, поэтому моряки считали, что бурю вызвали их личные или родовые боги. В Древнем мире, где господствовал политеизм, людям было трудно понять, какой конкретный бог действовал и почему. Члены корабельной команды взывали к своим богам в надежде, что их боги–покровители могут как–то повлиять на другие божества, которые вызвали эту бурю. Они взывали к помощи, но без надлежащего покаяния. Считалось, что чем больше призывов обращалось к богам, тем лучше, поэтому капитан будит спящего Иону, чтобы и он воззвал к своему божеству.

1:7–10. Жребий. Хотя бросание жребия иногда использовалось для установления связи с божеством, во многих случаях обходились просто бросанием монеты или вытягиванием соломинки. В результате, в данном случае жребий бросали не для того, чтобы узнать виновного, но решить, кто первый мог добровольно предоставить о себе информацию, которая помогла бы выяснить, чем оскорблены боги. Вполне понятно, что никто не хотел начинать с себя. Чтобы определить, на кого пал жребий, каждый ставил свой особый знак на каком–то предмете, и все помеченные предметы помещались в ящик или коробку, где они перемешивались и встряхивались, пока не выпадал какой–то один из них.

1:9. Бог небес. Иона, отвечая на их вопрос, называет только свою национальность (еврей) и Бога, которому он служит. Самое главное, что он сообщает о своем Боге — Он Бог небес, Творец, тот Бог, Который и может послать такую бурю.

1:10. Он уже объявил им. Он уже сказал им ранее, что убежал от своего Бога, но это их не касается, это его проблема, впрочем, не из ряда вон выходящая, а вполне обычная. Они приходят в еще больший ужас, когда осознают, что побег Ионы от Бога небес подвергает их всех опасности пострадать от гнева Бога Ионы.

1:11–16. Что мы должны делать? Следующий вопрос корабельщиков касается умиротворения богов. В религиозном мышлении Древнего мира редко возникал вопрос о необходимости покаяния, поскольку трудно было определить, чем руководствовались в своих действиях боги. Поскольку боги не отличались нравственностью или последовательностью в своих действиях, гнев божества мог быть вызван просто его капризами, а в основе его наказаний лежал произвол или необдуманные решения. Поэтому верующие стремились умиротворить гнев бога. С разными богами можно было примириться разными способами, поэтому они советовались с Ионой.

1:12. Бросьте меня в море. Члены команды не спешили выполнить этот наказ Ионы, поскольку они верили, что обычно божества оберегают жизнь тех, кто им поклоняется. Выбросив его в море, они рисковали вызвать гнев и возмездие со стороны Бога Ионы.

1:16. Принесение жертвы. Когда море начало успокаиваться, моряки принесли жертвы. Скорее всего, это было зерно, которое не сжигали на деревянном корабле, но выбросили в море. В другом варианте (поскольку весь груз уже был выброшен за борт) речь может идти о жертве, которую они принесли на суше на обратном пути (никакого смысла продолжать курс на Фарсис не было).

1:16. Дали обеты. Обеты в Ветхом Завете и вообще в Древнем мире обычно сопровождались принесением жертвы. Так, например, моряки могли дать обет о принесении некоей памятной жертвы в честь Яхве каждый раз в годовщину этого события. Обеты были признанием того, что моряки испытали на себе действие божественной силы. Данный текст не обязательно указывает на то, что они оставили своих богов и поверили в единого Бога Яхве. Признание силы одного бога не исключало возможности почитания других богов.