Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4

Библия Комментарий Культурно-исторический

Иоиль 1

1:1–12  Нашествие саранчи

1:2. Обращение к старцам. Обращение к старцам, приведенное здесь, позволило многим исследователям высказать предположение об отсутствии царя в то время. На основании этого некоторые исследователи датируют данную книгу серединой IX в. до н. э., когда Иудея управлялась нечестивой царицей Гофолией (см. коммент. ко 2 Пар. 22,23), а праведные в стране отказывались признавать законность ее правления. Такое толкование сталкивается с трудностью: дело в том, что книга Иоиля представляет собой классическое пророчество, а этот этап пророческого движения наступил только в VIII в. до н. э. (см. коммент. к 4 Цар. 14:27). Если же обращение к старейшинам народа действительно указывает на отсутствие царя, то книгу можно датировать послепленным периодом (возвращением иудеев из вавилонского плена). Это далее подтверждается в 3:3, где о рассеянии говорится в прошедшем времени. Вместе с тем, время написания книги представляет собой сложную проблему.

1:4. Нашествие саранчи. Нашествие саранчи на древнем Ближнем Востоке было явлением широко известным из–за тех опустошений, которые она приносила. Источником распространения саранчи является Судан. Миграция насекомых начинается в феврале–марте, когда они попутными ветрами переносятся в Египет или Палестину. Одна особь саранчи в день поглощает количество пищи, равное собственному весу. Стаи (рои) саранчи могут покрывать площадь до 400 квадратных миль, при этом плотность насекомых на одну квадратную милю может составлять более 100 млн особей. Если саранча откладывает яйца до того, как они могут быть снесены ветрами в море, тогда в их развитии проявляется цикличность. Одна особь, которая откладывает свои яйца в июне, может за четыре месяца дать начало 18 млн потомков.

1:4. Описание саранчи. Поскольку саранча была хорошо знакома сельскому населению древнего Ближнего Востока с его аграрной экономикой, она описывается подробным языком. Четыре термина, которые использованы в этом стихе (а всего их в Ветхом Завете девять) для описания саранчи, лишь бледное отражение богатства аккадской терминологии (восемнадцать терминов). Исследователи выделяют четыре слова, которые описывают разные стадии развития саранчи: 1) личиночная (черная, бескрылая, скачущая форма); 2) черная и желтая форма с крыльями и челюстями; 3) желтая и полностью развитая форма; 4) половозрелая особь. Иногда этими терминами описываются разные виды саранчи (gregaria и solitaria).

1:6. Метафорический язык. В древней ближневосточной литературе войска нередко сравнивались со стаями саранчи. Такие метафоры встречаются в шумерских текстах, например, в «Проклятии Аккада», в угаритском эпосе об Акхате, в египетских текстах 19–й династии и в новоассирийских текстах. Здесь перед нами совершенно иная картина — стаи саранчи изображаются как нашествие вражеской армии (как явствует из 2:4,5). Обычное для ближневосточной литературы сравнение саранчи со львом объясняется сходством цвета и строения челюстей.

День Господень

В Месопотамии ежегодно (а нередко и дважды в год) отмечался праздник восшествия на престол царя богов, верховного божества. В процессе этого праздника akitu, бог определял судьбы своих верноподданных и вновь утверждал порядок, который он установил некогда, в некую отдаленную эпоху, когда он одолел силы хаоса. Во время торжеств обычно читался миф о сотворении мира из эпической поэмы «Энума элиш», которая повествует о победе Мардука над Тиамат и его инаугурации как верховного божества, главы пантеона богов. Хотя праздник akitu нигде не называется «Днем Мардука», нельзя не заметить его сходства с Днем Господним. День Господень описывает воцарение на престоле Яхве, Который обуздывает силы хаоса и приносит справедливость в мироздание. Судьбы Его народа определяются следующим образом: праведные получают награду, а нечестивым воздается соответственно их злодеяниям и греху. В Израиле, насколько позволяют судить имеющиеся данные, не было постоянного ритуала такого рода, скорее это было историческим ожиданием грядущего. Как это часто бывает в таких случаях, в Израиле обрело некоторые черты историчности то, что относилось к области мифологии и ритуалов. День Господень также несет в себе элементы теофании, обычно связанные с образом Небесного воителя, который одолевает деструктивные силы (см. коммент. к 1 Цар. 4:3–7). Иногда теофания сопровождается космическими явлениями (см. коммент. к 3 Цар. 19:11–13). В космических явлениях мир часто изображается в перевернутом виде (см. коммент. к Иер. 4:23–26). День Яхве был величественным событием, и подобного рода явления обычно сопровождают такие торжественные моменты. Все это помогает нам понять суть Дня Яхве с позиций древнееврейского мышления и пророческих посланий, которые тесно переплетаются с широким спектром особенностей культуры. Оригинальность литературы Израиля определяется не нововведениями, а необычными путями сочетания и применения известных идей.

1:7. Виноградная лоза и смоковница. Саранча не жалует эти растения, а потому уничтожает их только тогда, когда все остальное уже съедено. Это указывает на масштабы бедствий. Кроме того, виноград и смоквы были символами безопасности и процветания, поэтому их уничтожение символизирует уныние среди населения. Идиллическая картинка мира и процветания на Ближнем Востоке — каждый сидит под своей виноградной лозой и смоковницей. В египетской надгробной живописи, на ассирийских рельефах и у библейских авторов обычно используется этот образ по отношению к людям, которые контролируют собственную судьбу, не допуская постороннего вмешательства, и способны обрабатывать землю, которую Бог/боги даровали им (3 Цар. 4:25; Ис. 36:16). Эти деревья давали не только плоды, но и отбрасывали тень, в которой можно было укрыться, а это свидетельствует о том, что прошло несколько лет до достижения этими деревьями возраста плодоношения.

1:7. Ободрал догола. Саранча, как известно, не только поедает листья растений, но и дочиста обгладывает кору деревьев. Если кора серьезно повреждена, то растение может не выжить, а если выживет, то не сможет нормально плодоносить.

1:8. Молодая жена. Здесь речь идет о женщине, которая еще официально не покинула дом своего отца. Она, возможно, уже обручилась с «мужем», и брачный контракт был подписан, если был отдан выкуп за невесту, но брак еще не совершился окончательно. Метафора, использованная здесь, относится к женщине, которая была обручена, но потеряла своего мужа.

1:9. Прекращение приношений. Ассирийский гимн времен Саргона II (конец VIII в. до н. э.) обращен к богу (Нанне) с просьбой положить конец нашествию саранчи. Как и Иоиль, автор гимна упоминает несколько категорий саранчи и сокрушается, что они прекратили приношения богам.

1:10–12. Нашествие саранчи опустошает поля страны. Экологическая катастрофа может нарушить экономику страны на многие годы. Иногда структура почвы нарушается столь основательно, что ее плодородие сильно уменьшается. Вред, нанесенный деревьям, в еще большей степени нарушает экологическое равновесие. Земля, лишенная деревьев, страдает от палящего солнца, а возникающая в результате этого сильная эрозия верхнего слоя почвы приводит к потере нормального воспроизводства леса, что в свою очередь чревато серьезными последствиями — превращением благодатной земли в пустыню. Некоторые фруктовые деревья (напр., финиковая пальма) начинают плодоносить лишь на двадцатом году жизни. Опустошение сельскохозяйственных земель и вырубка лесов были обычной тактикой оккупационных войск — наказать побежденных и скорее привести их к осознанию своего поражения. В ассирийских письменных источниках и на рельефах детально изображаются сцены наказания, например: вырубка деревьев, уничтожение лугов и ирригационных сооружений.

1:13–20  Призыв к покаянию

1:13. Вретище. Вретище делалось из козьей или верблюжьей шерсти и было грубой и неудобной одеждой. Во многих случаях вретище прикрывало лишь бедра. На саркофаге Ахирама изображены плачущие женщины, на которых, вероятно, надеты вретища, опоясывающие их по бедрам, поверх юбок.

1:14. Святой пост. В небиблейских источниках древнего Ближнего Востока о посте говорится мало. Обычно пост соблюдали в связи с трауром. В Ветхом Завете пост имеет религиозное значение и, как правило, сопровождает просьбу перед Богом. Принцип заключается в том, что важность просьбы требует от человека сосредоточения всех духовных сил, так что физические потребности отходят на второй план. В этом свете пост можно рассматривать как процесс, ведущий к очищению и смирению перед Богом (Пс. 68:11). Призывая к покаянию, Иоиль тем самым призывает народ поститься, чтобы удалить любой грех или другие препятствия, которые привели к бедствиям, от которых они страдают.

1:14. Священное собрание. Священные собрания служили цели совместного поклонения Богу. Они чаще всего проходили во время ежегодных праздников, но могли созываться и в другое время по требованию обстоятельств. В данном контексте, вероятно, речь идет о собрании старейшин, где могли приниматься некоторые решения и совершаться определенные ритуалы.