Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67

Библия Комментарий Культурно-исторический

Исаия 1

1:1–31  Обличение мятежа

1:1. Хронология. Согласно 6:1, призвание Исайи произошло в год смерти царя Озии, ок. 739 г. до н. э. А здесь сообщается, что его служение продолжалось и во время правления Езекии, т. е. после осады Иерусалима Сеннахиримом в 701 г. до н. э. Это были весьма бурные полвека, ставшие свидетелями утверждения господства Новоассирийской империи, в результате чего Северное царство было уничтожено, Самария пала, а Иудее был нанесен существенный урон. Призвание Исайи на служение совпало с возобновлением ассирийской угрозы (информацию о нападениях Ассирии в предыдущем веке см. коммент. к 3 Цар. 22:1 и 4 Цар. 9:14), когда Тиглатпаласар III осуществил свой первый поход на запад в 740— 738 гг. до н. э. Эта военная кампания была направлена на завоевание Арпада в Северной Сирии, но привела к тому, что некоторые южные государства, такие, как Дамаск, Тир, Сидон и Самария, стали платить ему дань.

1:2. Обращение к небесам и земле. В древней ближневосточной литературе богов призывали в свидетели всякого важного события. Здесь Господь обвиняет Израиль, призывая в свидетели необожествленный космос. В одном хеттском договоре к длинному перечню призванных в свидетели богов добавлены горы, реки, море, река Евфрат, небо и земля, ветры и облака. Небо и земля призывались в свидетели при заключении завета Бога с Израилем (см. коммент. к Втор. 4:26), поэтому их призвание в свидетели обвинения по поводу нарушений завета вполне уместно.

1:4. Обвинение народа в грехах. В «Мифе об Эрре и Ишуме» (VIII в. до н. э., Вавилон) рассказывается о разрушении городов, жители которых попирают справедливость, совершая беззакония и замышляя злодеяния. Но это, скорее, исключение, так как обычно гибель знаменитых городов объясняли тем, что их покинули боги. Лишение божественного покровительства рассматривали как расплату за совершенные царями преступления или как предопределение судьбы.

1:7. Поля и земля опустошены. Опустошение земли — неизбежное следствие вражеского нашествия. Снабжение наступающих войск продовольствием было налажено плохо, поэтому они опустошали поля и грабили население завоеванных стран. Все, что завоеватели не использовали в собственных целях, уничтожалось. Помимо того что урожай погибал в огне, разрушалась структура почвы, что приводило к нарушению сельскохозяйственного цикла на несколько лет вперед. Иногда крестьяне сами сжигали свой урожай, чтобы врагам не достались плоды их тяжелого труда. Перечисленные здесь элементы пророчества о божественном возмездии типичны. Бог Эрра в широко известном «Мифе об Эрре и Ишуме», вознамерившись уничтожить человечество, превращает города в пустыни, разрушает горы, уничтожает скот и посевы, сажает на царский престол глупца, напускает чуму и сравнивает с землей царский дворец.

1:8. Дщерь Сиона. Сион — гора, на которой расположен Иерусалим, представляет собой космический плацдарм, с которого Господь осуществляет Свои завоевания и правит. Именно поэтому он ассоциируется с Давидовым заветом и царством, учрежденным Богом. Таким образом, «дщерь Сиона» представляет сам Иерусалим.

1:8. Шатер в винограднике. Шалаши в виноградниках предназначались для сторожей, охранявших готовый к уборке урожай. После окончания уборки эти шалаши оставались пустыми и одиноко стояли посреди голого поля. Таким же опустевшим и беззащитным изображается Иерусалим.

1:9. Содом и Гоморра. Содом и Гоморра в Быт. 19 не были разрушены в результате вражеского нашествия, но это и не является здесь предметом сравнения. В данном случае подчеркивается тотальный характер уничтожения в ходе божественного суда. Как явствует из ст. 10, столь суровое возмездие обусловлено тем, что нынешние грехи народа сопоставимы с грехами Содома и Гоморры. Можно не сомневаться, что равные преступления будут наказаны справедливым Богом одинаково.

1:11. Всесожжения. Всесожжения обычно сопровождали просьбы к Богу. Многие в Древнем мире рассматривали жертвоприношения как средство обеспечения богов пищей. При обращении к богам с конкретной просьбой принесение пищи было обязательным условием. Хотя в Израиле всесожжения также связывались с прошениями, представление о жертве как пище для богов считалось неприемлемым. Однако, как показывают Исайя и другие пророки, этой точки зрении придерживались не слишком строго, и религиозное сознание народа нередко обнаруживало склонность к синкретизму. Проблема умонастроения, допускающего возможность «кормления богов», заключалась в том, что оно исходит из предпосылки, что у Бога есть нужды, которые можно удовлетворить, заслужив при этом Его благосклонность.

1:12. Топтать дворы. Храмы в Древнем мире считались священным местом и доступ туда строго контролировался и охранялся. Простой люд пускали только при необходимости принести жертвы, да и то лишь во внешний двор. Входить в священные пределы разрешалось только со священной целью; все остальное расценивалось как оскорбление святыни.

1:13. Курение. В Древнем мире курение было неотъемлемой частью жертвоприношения. Его благоуханный аромат эффективно заглушал запахи, которые вызывались свершением ряда обрядов. Благовония стоили недешево (см. коммент. к Лев. 2:1), но считалось, что они одобряются богами.

1:13. Новомесячия и субботы. В Древнем Израиле, жившем по лунному календарю, первый день месяца, отмеченный фазой новолуния, считался праздничным (каждые 29 или 30 дней). Как и в субботу, все работы прекращались (см.: Ам. 8:5) и совершались жертвоприношения (Чис. 28:11 — 15). Празднование новолуния не прекратилось и после возвращения из вавилонского плена (Езд. 3:5; Неем. 10:33). В Месопотамии, где праздник новолуния также считался важным событием, его праздновали с конца 3–го тыс. до н. э. до нововавилонского периода в середине 1–го тыс. до н. э.

1:13. Праздничные собрания. У древних евреев было три главных праздника, на которые в Иерусалиме собирались паломники, а также несколько праздников местного значения. Религиозные праздники сопровождались совместными трапезами и народными гуляниями. Но то, что было задумано для прославления Бога, не приносило Ему радости.

1:15. Воздевание рук в молитве. В описании освящения храма во 2 Пар. 6:13 Соломон произносит молитву посвящения, стоя на коленях перед собранием народа с воздетыми к небу руками. Пояснения к заклинаниям и молитвам (напр., посвященным богине Иштар) из месопотамских источников требуют, чтобы молящийся простирался ниц и воздевал руки. Такие же предписания содержатся в хеттских материалах. В аккадской литературе упоминается форма заклинания, известная под названием Shuilla («воздевание рук»). Более подробная информация на эту тему приводится в коммент. к 4 Цар. 5:11.

1:15. Божества, не внимающие молитвам. Сюжет о человеке, молящемся в безысходности, хорошо известен из древней литературы. В качестве примера можно привести «Молитву всем богам», найденную в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии, в которой молящийся высказывает целый ряд просьб, умоляя всех богов о прощении за каждое прегрешение, какое он только мог вообразить. Затем он сетует по поводу того, что, несмотря на свое покаяние, ни один из богов не подал ему руки и не встал рядом с ним— никто из них не слышит его. В «Плаче о разрушении Ура» говорится о том, что Ану и Энлиль приняли решение не обращать внимания на просьбы жителей города о спасении и осуществить свои разрушительные планы.

1:16,17. Этические нормы религии. Основное требование, которое предъявляет всякий бог людям —делать добро. По существу, приведенные здесь наставления абсолютно стереотипны. Они отвечают стандартным требованиям любого цивилизованного общества. Установление справедливости и защита обездоленных — основные признаки мудрого царского правления. Единственное отличие Израиля от остального Древнего мира в этой сфере в том, как эти требования соотносились с религиозным долгом. В древности на Ближнем Востоке на богов возлагалась ответственность вершить справедливость. Отчасти это было обусловлено прагматическими соображениями: угнетенный народ слишком докучал богам своими постоянными просьбами об облегчении своего положения. Их вера, однако, зиждилась на том, что справедливость вплетена в саму ткань мироздания, а его законы охраняются богами. В отличие от других народов, в мировоззрении израильтян справедливость была непреложной чертой Бога, Его атрибутом, а не функцией, которую Он исполнял. Религиозной обязанностью жителей Древней Месопотамии было угождение богам. Это достигалось, главным образом, с помощью всевозможных ритуалов. Религиозной обязанностью израильтян было уподобление Богу. Это достигалось соблюдением этических норм и личной святостью. Жители Месопотамии рассматривали грех как некую материальную нечистоту, от которой можно очиститься, совершив омовение и прочие ритуалы. Для израильтян чистота была духовной категорией, достижимой через покаяние и возрождение личности.

1:18. Образы греха и очищения. Упоминаемые здесь багрец и пурпур — самые прочные и яркие красители, оставляющие наиболее заметные, несмываемые пятна. Это единственное место в Ветхом Завете и во всей ближневосточной литературе, где красный цвет символизирует грех, тогда как белизна традиционно ассоциируется с чистотой.

1:22. Серебро и изгарь. В Древнем мире серебро извлекалось из руды и исследовалось на пробу посредством процесса, известного под названием купеляции. В начальном процессе плавления серебро извлекалось из свинцовых руд (галенита) с содержанием менее одного процента в конкретной пробе. Свинец расплавлялся в неглубоких сосудах, изготовленных из пористого материала, например, из костяной золы или глины. Затем использовались кузнечные меха, которые нагнетали воздух в расплав свинца с образованием в нем окиси свинца (свинцового глёта). Часть окиси свинца впитывалась костяной золой, а часть в виде накипи выступала на поверхности. В идеальном случае в остатке находится серебро. К сожалению, с этим процессом сопряжено много проблем. Если температура слишком высока или в образце содержатся другие металлы (обычно медь или олово), купеляция может оказаться неэффективной. В случае если окись свинца образует накипь, а не приводит к выделению оставшегося серебра, последнее смешивается с другими металлами, а потому становится непригодным к дальнейшему использованию. Именно этот продукт называется окалиной, шлаком, или «изгарью». С другой стороны, не исключено, что в этом тексте говорится об анализе, установлении пробы серебра. Этот процесс включает нагревание образца серебра совместно с большим количеством свинца для удаления разных примесей. В результате может получиться так, что количество свинца будет недостаточным для удаления примесей, а такое неочищенное серебро не качественное. Вместо очищения серебро обретает форму, хуже той, которой обладало ранее. Возможно, именно этот процесс имеется в виду в тексте, и серебро становится негодным, выбрасывается вон. Однако процесс можно повторить и в конце концов добиться хорошего результата (см.: ст. 25).

1:22. Отборное вино. Многие считают, что речь идет не о вине, а о пиве, поскольку использованное здесь понятие родственно аккадскому слову, обозначающему пиво. Самый распространенный вид пива варили из ячменного солода, но нередко использовали также двузернянку (Triticum dicoccum) или даже финики. Сортов вина было много, при этом одни из них ценились выше других. В библиотеке Ашшурбанипала найден текст, в котором перечисляется десять лучших сортов вин (вином самого высокого качества признано вино из Изаллы [Узала]).

1:23. Сироты и вдовы. Важным аспектом израильской правовой традиции была забота о таких группах населения, как вдовы, сироты и пришельцы (см.: Исх. 22:22; Втор. 10:18,19; 24:17–21). В месопотамских сводах законов забота о бедных проявляется уже с середины 3–го тыс. до н. э. и касается главным образом защиты их прав и обеспечения справедливости в судебных делах. Судя по вступлениям к кодексам Ур–Намму и Хаммурапи, цари осознавали, что защита прав бедных, вдов и сирот является важным элементом их роли «мудрых правителей». Сходная мысль выражена в египетской «Повести о красноречивом поселянине», где истец называет судью «отцом сироты и мужем вдовы». Это отражает общее представление, бытовавшее на Ближнем Востоке в древности, о том, что обездоленные нуждаются в защите.

1:25. Образное сравнение. О примеси см. коммент. к 1:22.

1:26. Судьи/советники. Поскольку темой этого раздела является справедливость в обществе, то, скорее всего, упоминаемые здесь судьи — это должностные лица судебной системы, а не предводители народа периода судей. Такое толкование подтверждается использованием этого понятия наряду с понятием «советники», каковое никогда не применялось по отношению к героям Книги Судей. Советники помогали царю разрабатывать и проводить в жизнь внутреннюю и внешнюю политику, а судьи — формулировать и проводить в жизнь законы.

1:29. Священные дубравы и сады. На древнем Ближнем Востоке в садах с фруктовыми и декоративными деревьями часто устраивали святилища под открытым небом или возводили храмы. Деревья играли важную роль в народной религии того времени, поскольку считалось, что в них могут обитать боги. В хананейской религии деревья ассоциировались с культом плодородия (см.: Втор. 12:2; Иер. 3:9; Ос. 4:13), хотя археологические и литературные материалы, которые могли бы прояснить роль священных деревьев, очень скудны. Раскопки в слоях позднебронзового века (Китион) обнаружили храм, возле которого была разбита священная роща с шестьюдесятью ямами для деревьев.