Библия Комментарий Далласской БС

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67

Библия Комментарий Далласской БС

Исаия 1

А. Господь обвиняет народ (гл. 1-6)

1. ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ СЛОВА КНИГИ(1:1)

1:1. Под „видением" Исайя, вероятно, подразумевает все откровения свыше, полученные им в период правления четырех царей Иудейских: Озии, Иоафама, Ахаза и Езекии. Теми, кто впоследствии составлял сборники речей пророка, эта глава (гл. 1) была поставлена в начало книги в виду того, что, будучи сосредоточена на Иудее и Иерусалиме, она касалась главных их проблем.

Трое из царей, перечисленных в ст. 1, хранили верность Иегове, Ахаз же, сын Иоафама, был среди иудейских царей одним из самых нечестивых; от Иеговы он отошел так далеко, что даже собственных детей приносил в жертву идолам. В 4 Царств н в 2 Паралнпоменон читаем, что за это Господь посылал на него врагов; заключив между собой союз, против Иудеи выступили тогда Сирия н Израиль, представлявшие для нее наибольшую опасность.

Речь пророка, представленная в первой главе, была, видимо, произнесена в царствование Ахаза. Исайе хорошо были знакомы Иерусалим, храм и царский двор. Относительное благополучие двух предыдущих царствований сменилось нараставшей угрозой вражеского вторжения. Северное царство (Израиль) доживало свои последние годы: в 722 году оно пало под ударами ассирийцев, стремившихся завоевать всю сиро-палестинскую территорию. Но Исайю больше всего заботила Иудея, которой через сто с небольшим лет (в 586 г. до P. X.) предстояло потерпеть сокрушительное поражение от вавилонян.

Слово Видение, с которого начинается книга, говорит об особом состоянии, охватывавшем пророка в момент получения им откровения от Бога; получавший его как бы „видел" (ср. 2:1) и „слышал", воспринимая духом и разумом (другими словами, на духовном и психическом уровнях) то, что Бог имел сообщить ему. Со слова „видение" начинаются (в еврейском тексте) н пророчества Авдия, Михея н Наума. Биографические данные Исайи см. во Вступлении, в разделе „Автор и дата".

2. ГОСПОДЬ „СУДИТСЯ" С НАРОДОМ (1:2-31)

Эти стихи звучат в форме судебного обвинения против Иуды. В них как бы заключена квинтэссенция глав 1-39.

1:2-3. Можно мысленно воссоздать примерную картину того, как это обвинение было произнесено. Исайя, посланец Божий, пришел во двор храма, чтобы при стечении множества людей объявить Божий вердикт народу Его, который постоянно нарушал Моисеев закон. Он сам, призывавший в свидетели отступления Иуды от Иеговы небеса и землю, чтобы н они ужаснулись неверности иудеев, их духовной слепоте, похож был на Моисея. Он обвинял соплеменников от имени Бога, и от Его имени он предлагал им на выбор: полное прощение тем, кто покается, либо суровый суд — упорствующим в неповиновении. (В 6:9-13 Бог ставит Исайю в известность о том, что не покается большая часть народа.)

Бог уподобляет иудеев Своим сыновьям, которых Он воспитал (посредством законов, религиозных и гражданских, которые дал им) и возвысил (поставив их в особые взаимоотношения с Собой и совершая ради них чудеса, которым изумлялись другие народы). Но они возмутились против Иеговы (здесь подразумевается, что при Ахазе, наряду с Иеговой, они поклонялись языческим идолам и

пренебрегали словами тех, кого Он посылал к ним с предупреждениями).

Израиль (тут в знач. всех 12 колен, включая Иуду) оказался глупее глупых животных, продолжал Исайя. Даже вол и осел знают своих хозяев, питающих их, чего нельзя сказать о жестоковыйном народе израильском, который не разумеет... господина своего.

1:4. В тоне, каким характеризует пророк свой народ, в подборе им безотрадных слов обвинения (сыны погибельные, они обрекают себя на гибель и как национальная общность и в духовном смысле) звучит не только скорбь, но и удивление: как могли они оставить Господа, повернуться от Святого Израилева... назад, к языческим богам!

1:5-7. Во что вас бить еще, продолжающие свое упорство? — восклицает пророк, уподобляя (в серии метафор) все, вероятно, сообщество израильское (но в первую очередь — Иудейское царство при Ахазе) человеческому телу, на котором, что называется, „не осталось живого места". Назначение этих метафор в изображении духовного, но и военно-политнческого состояния народа. В ст. 7 могли иметься в виду результаты сиро-изранльского нашествия на Иудею (см. 4 Цар. 15:37; 16:5). Одновременно это (см. ст. 8-9) могло быть предвосхищением как близкой горестной участи Северного царства (ассирийского нашествия 722 года, которое покончит с ним), так и более отдаленного по времени крушения Южного царства (586 г. до P. X.).

1:8-9. Образ дочери Сиона (подразумевается Иерусалим), уподобленной шатру в винограднике, это образ беззащитности Южного царства. Под „шатром" понималась здесь непрочная времянка, жилище сторожа (то же, что шалаш в огороде). Иерусалим осаждают враги, земли Южного царства „съедают чужие" (ст. 7).

Титул Господа — Саваоф (буквально — „Господь воинств") понимается н в таком частном значении, как Бог войны (ведущий войну в пользу Своего народа, ибо Он повелевает воинствами небесными н земными). Но переводится Саваоф чаще всего как „Вседержитель", или „Всемогущий". Остаток, подразумеваемый Исайей, который сохранен был Иуде Господом Всемогущим, это, применительно к той конкретной ситуации, скорее всего, иерусалимляне и иудеи, спасшиеся от рук врагов. Но и здесь пророком, несомненно, вложен в это понятие духовный смысл: он подразумевает, что иудеи, несмотря на их вину, будут пощажены Господом Саваофом ради „остатка святого семени" (столетия спустя an. Павел именно поэтому сошлется на ст. 9 в Рим. 9:29). В противном случае иудеи уподобились бы Содому н Гоморре (которые, как известно, настолько прогневили Господа,что Он полностью уничтожил их — см. Втор. 29:23; образ содомлян — в связи с духовным состоянием иудеев — возникает у Исайи и в 3:9).

1:10. Уподобление иудеев и их вождей жителям Содома и Гоморры и их правителям продолжается. Иудеям — во всех слоях общества — следует, если они хотят возвратить себе милость своего Бога, слушать слово Господне и внимать закону Его (имеются в виду не только „слова" Моисеева закона, но н откровения Божий, данные через пророков).

1:11-15. Жертвоприношения как выражение религиозного чувства не было неугодно Богу, оно, естественно, признавалось и пророком (см., к примеру, Ис. 29:21), но здесь устами Исайи Бог отвергает подмену истинного благочестия показным, подмену веры — исполнением ритуалов, будь то всевозможные жертвоприношения, включая всесожжения и курение, сопутствовавшее хлебному приношению, многочисленные праздники или многословные молитвы, произносимые не от чистого сердца.

Не имеющие в сердце чистых помыслов и творящие зло (см. ст. 16-17), приходя со своими приношениями в храм, лишь „топчут", по выражению Исайи, дворы Господни (ст. 12). Их „дары" Богу напрасны („тщетны"; ст 13); и по той же причине совершаемое ими курение Ему отвратительно (ст. 13). Аккуратно-лицемерное соблюдение ежемесячных празднеств (о „новомесячиях" см. в Чис. 28:11-14) и суббот (как еженедельных, так и ежегодных — на День искупления и в праздник Кущей; см. Лев. 16:31; 23:34,39), теми, кто творит беззаконие, раздражает Господа. Под „праздничными собраниями", очевидно, подразумевались все религиозные израильские праздники. О Своей ненависти (ст. 14) к ним Господь говорит в значении отвержения Им этих празднеств, не выражающих искренней радости празднующих о Боге. И многие молитвы тех, кто молится неискренне и простирает к Нему руки полные крови, не слышит и не видит Господь (ст. 15).

1:16-20. Исайя призывает сограждан очиститься через покаяние, т. е. не только перестать делать зло перед очами Господними, но и научиться делать добро (покаяние подразумевает перемену образа мыслей и действий). Иудеи ошибочно полагали, что могут продолжать жить так, как им нравится, коль скоро „компенсируют" свой порочный образ жизни жертвоприношениями. Они не столько верили в Бога, сколько в силу религиозного ритуала (ст. 10-15), и такая „вера", естественно, не служила им стимулом к послушанию, которого ожидал от них Бог. Он ожидал от них сострадания и правды и совершения добрых дел. О своей вере в Господа они засвидетельствовали бы (и это оговорено как особое условие в Моисеевом завете), спасая несчастных и преследуемых, защищая беспомощных (сироту... вдову; ср. с ст. 23; 10:1-2; см. Втор. 24:17,19-21; 26:12; 27:19).

Только если покаяние иудеев будет искренним и действенным, смогут они приблизиться к Иегове, говорит от Его имени Исайя, чтобы вместе с Ним „рассудить" свои обстоятельства. Как рассудим переведено евр. йаках — судебный термин, подразумевавший разбор и решение дела в суде посредством выдвижения убедительных доводов в пользу правоты одной из сторон и неправоты другой. В сущности весь стих 18 — это метафора, говорящая о возможности полного прощения Господом грешника, который кается искренне, — как бы ни был велик его грех. Багряное и пурпур — название красных красок, которые получали из раковин моллюсков („отмыть" окрашенные ими ткани было невозможно); здесь это служит символом несмываемой крови, которой (см. ст. 15) были обагрены руки иудеев. Только Бог в силах „смыть" ее, сделав Своих сыновей (см. ст. 2) чистыми (символизируется белизной снега и отмытой добела волной — овечьей шерстью).

В ст. 10-20 — явная игра слов: если добрая воля возобладает в иудеях и они станут слушаться своего Господа, то будут вкушать от богатых урожаев (см. Втор. 28:3-6, 11), если же и впредь будут упорствовать, то сами станут „пищей" для своих врагов, меч которых пожрет их, ибо это сказано „устами Господними" (ср. с Ис. 40:5 и 58:14), и записано в

Моисеевом законе (ст. 20 ср. с Втор. 28:45-57).

1:21-23. Возможно, под временем, когда в Иерусалиме „обитали" правда и правосудие, Исайя подразумевал годы правления Давида и первые годы царствования Соломона (мог он иметь ввиду и время других благочестивых царствований, в частности, большую часть царствования Озии, а после него — „дни" благочестивого Иоафамй). Но вот верная Иегове столица... сделалась блудницею. Образы блудницы, блудодеяния характерны для всех пророческих книг, и в особенности для книг Иеремии и Осии. Это связано с тем, что Иегову пророки изображали как Супруга избранного Им народа (см. Иез. 16:6 и далее; Ос. 1:2). Измена Ему иерусалимлян выражалась не только в неисполнении ими Его требований гражданской справедливости, честности, но и в поклонении их, наряду с Ним, языческим богам (т. е. в духовном блуде). Под „убийцами" в контексте стихов 22-23 (ср. с ст. 15) могли пониматься те, кто наживались на несчастных. Это прежде всего власть имущие. Полагают, что именно о них говорится в ст. 22 как об „испорченных" серебре („изгарь" — осадок, остававшийся в горниле, где выплавлялось серебро) и вине. Они утратили благородство чистого серебра и нравственную крепость (еврейское слово, употребленное здесь по отношению к вину, означает именно лучшее, крепкое вино). Продолжение этой мысли — в ст. 23, где о „князьях", т. е. о правителях народа, говорится как о законопреступниках и пособниках воров, падких на подарки, взяточниках. Вдовы и сироты, не имеющие что дать им, не могут рассчитывать на правосудие ни на защиту с их стороны. Такая ситуация отвратительна для Бога более всего потому, что заветом, которым Он связал Себя с еврейским народом, была предусмотрена и связь иудеев — на основании любви и милосердия — друг с другом. Между тем, сильным народа нет сегодня дела до слабых его, горестно восклицает Исайя.

1:24-26. Начиная с ст. 24 и до конца главы, устами Исайи говорит Сам Господь. В „имени" Его Сильный Израилев выражена идея могучей защиты, которую имеет в Иегове Израиль. Так, и в этом смысле, назвал Бога еще патриарх Иаков (см. Быт. 49:24). Теперь этот могучий Бог говорит, что защитит Свой народ от Своих и его противников в его же среде. Иудеев, непокорных Богу, ожидает строгий суд — таков смысл слов удовлетворю... н отмщу в ст. 24. Не на „сведение счетов" с ними будет направлен Божий суд, а на очищение Израиля, который в ст. 25 уподобляется серебру, очищаемому от свинцовых примесей; процесс этот проходил с употреблением особой растительной щелочи.

В начале народом израильским управляли судьи, которых „поставлял" Бог (ст. 26). Говоря о них, Он подразумевает угодных Ему правителей народа в будущем. Верной Иегове столицей, как прежде (см. ком. на ст. 21), Иерусалим станет в царстве Мессии (подразумевается тот Иерусалим, который явлен будет ап. Иоанну в его видении на о-ве Патмосе).

1:27-31. Сион (Иерусалим) спасется, если возвратится на пути правосудия, и обратившиеся вновь к Иегове сыны его („остаток") найдут спасение на путях правды. Таков, очевидно, смысл стиха 27 применительно ко времени и обстановке, в которой жил Исайя (ср. с ст. 17-18). Но богословы видят в нем и „второй" смысловой план: в грядущие времена спасение к Иерусалиму придет через правосудие, которое будет осуществлено Мессией (столетия спустя ап. Павел напишет о крестной смерти Иисуса Христа именно как об акте Божественного правосудия; см. Рим. 3:25); „правду" толкуют в этом контексте как оправдание, которое распространится и на уверовавших во Христа иудеев.

В ст. 28 неотвратимый Божий вердикт всем отступникам от Господа, всем непокаявшимся грешникам: они истребятся. В ст. 29 обличение пророка звучит в „конкретном ключе" его времени: он говорит (или Господь говорит его устами) об идолопоклонниках тех дней. Они будут постыжены за дубравы... и посрамлены за сады (точнее, за „рощи"; ср. с 65:3; 66:17), которые избрали себе, вместо Иеговы, чтобы там „под каждым ветвистым деревом" (см. 57:5) поклоняться идолам. Почитающие „священные дубы", они сами уподобятся некогда крепкому, но увы! — засохшему дубу, которого лист опал (ср. Ам. 2:9); тот же смысл заключен в образе сада, не орошаемого водой (ст. 30). И в образе сильного, который станет отрепьем (ст. 31), т. е. никому не нужной ветошью. Интересным представляется толкование в этом контексте слова дело; речь может идти об изделиях непокорных иудеев (некогда сильных и крепких), т. е. об изготовленных ими идолах. Они станут искрою, которая подожжет „отрепье" (их самих); и будут гореть вместе, — и никто не потушит этого пламени. Другими словами, идолослужение погубит иудеев; роль неугасимого пламени по отношению к ним, возможно, сыграет вавилонская армия, которая уничтожит Южное царство.