Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4

Библия Комментарий Культурно-исторический

Аввакум 1

1:1–11  Первое сетование и ответ на него

1:2–4. Сетование по поводу социальной несправедливости. Хотя Аввакум обращается к народу Иудеи в конце VII в. до н. э., его обличение социальной несправедливости напоминает весть пророка Амоса в VIII в. до н. э. народу Северного царства Израиля. Оба порока осуждают самодовольных и продажных вождей своего народа (см. также коммент. к Ам. 2:8). Обвинения в социальной несправедливости типичны для египетской «литературы премудростей». Писатели стремятся поставить высокую нравственную планку для вождей народа, а также выявить и осудить коррупцию в высших эшелонах власти, что жизненно важно для сохранения национальной культуры. Так, в Египте в эпоху Среднего царства (2050–1800 гг. до н. э.) произведение, известное под названием «Спор господина с рабом», вскрывало социальные язвы, которые практически разрушили египетское общество в Первый переходный период (2258—2050 гг. до н. э.). Человек, который ищет спасения в смерти путем самоубийства, жалуется, что «все воры» и «алчные души» и что «преступления никого не оскорбляют». В этот смутный период появилась также «Повесть о красноречивом поселянине», герой которой говорит, что правителям Египта следует контролировать действия судей и надзирателей, которые «одобряют разбой» и «закрывают глаза на коррупцию». Он призывает судей не брать взяток и не судить предвзято. В древности на Ближнем Востоке справедливость считалась одной из фундаментальных и необходимых предпосылок существования общества. Поддерживать справедливость в обществе было обязанностью царя. В широком смысле завет с Яхве требовал, чтобы справедливость поддерживалась в Израиле как на персональном, так и на общественном уровне.

1:6. Хронология. Чтобы пророчество Аввакума воспринималось как крайне удивительное и невероятное (1:5), оно должно было появиться до того, как Вавилон был стерт с лица земли. По этой причине представляется, что книгу следует датировать временем до сражения при Кархемише в 605 г. до н. э., так как в противном случае предсказание Аввакума о том, что Яхве «поднимет халдеев», выглядело бы неуместным. Вавилоняне стали представлять серьезную угрозу для Иудеи только после 605 г. до н. э., а в 597 г. до н. э. они уже захватили Иерусалим и взяли в плен царя Иехонию (см. коммент. к 4 Цар. 24:10–14). Вавилон стал независимым государством в 625 г. до н. э. и начал свою политику экспансии в 620 г. до н. э. Предложить более точную датировку пророчеств Аввакума затруднительно.

1:6. Халдеи (вавилоняне). Халдеи впервые упоминаются в месопотамских источниках в IX в. до н. э. Несмотря на этническую связь с другими арамейскими племенами Южной Вавилонии, они сохранили свою самобытную племенную структуру. Когда Ассирийская империя начала клониться к закату, халдейские вожди, включая Набопаласара и Навуходоносора, в конечном итоге обрели независимость от нее и учредили после 625 г. до н. э. нововавилонскую династию. Навуходоносор получил в наследство эту могущественную державу в 605 г. до н. э., став самым выдающимся ее царем. Он перестроил Вавилон, утвердил свой контроль над всем Ближним Востоком и даже пошел войной на Египет (хотя не добился там успеха). Его долгое правление длилось до 562 г. до н. э. После него на престоле были три царя, которые в общей сложности правили шесть лет. Последним царем этой династии был Набонид, вероятно, один из высокопоставленных царедворцев Навуходоносора. Он оставался на престоле до 539 г. до н. э., когда Вавилон был захвачен персидскими войсками под предводительством Кира Великого.

1:8. Вавилонская конница. Принимая во внимание быстроту коней в этом описании, можно предположить, что здесь изображены всадники, вооруженные копьями, а не луками. На ассирийских рельефах из дворца Сеннахирима в Ниневии показано, как быстро эти вооруженные всадники могут продвигаться по горам и лесам. Своим внезапным появлением они наводили ужас на местных жителей. На открытых местах действовала кавалерия на колесницах, перед которыми двигалась платформа с лучниками, составлявшими передовую ударную силу. Конные стрельцы излука и копьеносцы сражались на флангах, защищая войско от нападения с тыла.

1:10. Осадный вал. См. коммент. к Ис. 29:2 и Иер. 32:24; 33:4.

1:12 — 2:20 Второе сетование и ответ на него  1:12. Скала. Метафора, в которой божество сравнивается со скалой, подчеркивает его важнейшие функции: обеспечение защиты и предоставление убежища. Большая скала может давать тень, а в горных районах в ней могут быть пещеры для укрытия. Такая метафора не свойственна культурам речных стран — Египта и Месопотамии с их обширными аллювиальными равнинами (см. статью «Метафоры, используемые для описания Бога» в коммент. к Псалтири). Возможно, понятие «скала» было не только метафорой, поскольку оно появляется в личных именах как составной элемент, занимая то же место, что и божественное имя (напр., Илия означает «Яхве мой Бог», откуда по аналогии Елицур [Чис. 1:5] означает «Цур [Скала] мой Бог»). Этот элемент встречается и в личных именах аморреев и арамеев из Сирии.

1:15,16. Рыболовные снасти. Судя, по крайней мере, по царским надписям и изобразительному искусству, рыбу ловили с помощью плетеных корзин, а не удочек (см. коммент. к Иез. 12:13 и Ам. 4:2). Естественно, что подоплека этой метафоры политическая, она описывает всесилие правителя, который может поймать своих врагов в сеть, как рыбу или птицу (см. коммент. к Ос. 5:1).