Комментарий Дж.Дарби

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Комментарий Дж.Дарби

Бытие 9

Главы десятая и одиннадцатая представляют нам мир таким, каким он был заселен и установлен после потопа, а кроме того пути человека в этом новом мире; величественная сцена полного развития человеческого рода, населившего этот мир после потопа, а также основные законы и обетования, на которых он был основан. Глава 10 содержит факты; глава 11 - рассказывает нам, как это попадает под осуждение Божие; затем описано признание этого семейства Господом, предначертание этому роду дать миру сосуд исполнения обетований, и Божий порядок в мире. Потомство Ноя дано в родах и народах (для земли это новое явление), из недр которых, в роде Хама, возникает первая земная власть, удерживающаяся на своей собственной силе и основывающая империю, ибо то, что от плоти, появляется в первую очередь. Параллельно с этим мы видим единодушное объединение людей, имеющих целью восстать против Бога и сотворить себе имя независимо от Него {Мысль о том, что люди хотели сотворить высокую башню, дабы спастись от второго потопа, никоим образом не относится к данному повествованию: их попытка была усилием гордыни людей, объединившихся для того, чтобы создать себе место и имя без помощи Бога. Появление государственной власти и имперского правления, где воля и энергия индивида одерживают верх, появляются вслед за этим. Это два этапа человеческих усилий в безбожии} - усилия, отмеченные Им печатью Вавилона (смешение), когда Он смешал все их планы, приведшие только к наказанию и рассеянию человеческого рода, представители которого с тех пор становятся зависимыми и враждебными друг к другу {Пятидесятница - прекрасное свидетельство этому. Бог поднимается над всем этим смятением и судом над ним и находит даже в результатах его средство приблизиться к сердцу человека. Так что благодать отменяет суд даже тогда, когда она не осуществляется в силе, которая возродила бы мир}; затем перед нами родословная семьи, призывавшей Бога по Его имени - Бог; ибо о Симе было сказано: Благословен Господь Бог Симов {В главе 9 Он по-прежнему зовется просто Элохим, Бог, вплоть до стиха 26, где Он назван Иеговой, Богом Симовым}.

Нескольких слов будет достаточно, чтобы дать почувствовать важность этих глав: предыдущие излагали (после сотворения) основные принципы развращения человека, приведшие к наказанию, положившему конец старому миру. Здесь же мы видим историю нашего настоящего мира, причем, как всегда в Бытии (которое приоткрывает корни всего, что должно было быть, для откровения помыслов Бога и распространения Его власти), в его основополагающих принципах и его первоисточниках, характер которых отпечатывается на результатах вплоть до того, что другое наказание со стороны Бога стирает все, за исключением ответственности человека, и дает место другому, более совершенному миру.

Результатом этой истории стало разделение мира на семьи народов. Обычаи этого мира стерли память о данном факте и понимание его, но действие его сохраняется. Он имеет свои корни в определениях Бога, и по мере того, как форма, принятая этим миром, стирается, этот факт проявляется все с большей отчетливостью, как он теперь действует в реальности. Отцов этих семейств три, и названы они впервые в таком порядке: Сим, Хам и Иафет; первый - тот, который даст начало народу, в котором должен быть установлен завет на земле и с которым Бог соблаговолит вступить в отношения; затем тот, который станет враждебным народу Божию, и, наконец, хотя он был старшим и более надменным, Иафет, Язычник.

В пояснении Иафет назван первым. Острова язычников - это знакомые нам страны; большая часть Северной Азии населена потомками Иафета. Но самые глубокие вопросы совести и сила добра и зла продолжали иметь место, и тогда зло возобладало над добром, ибо это был день человеков.

Восток, как мы его знаем, оказался в руках Хама. Именно там власть впервые была установлена по воле человека, Нимрода, бывшего великим охотником: он употребил силу и ловкость, чтобы привести под свое господство непокоренных людей и животных. Стали подниматься города, но Вавилон стал началом его царства. Другие были посланы, чтобы строить или захватывать. Тогда появились хорошо известные Египтяне, Мицраим. На другую ветвь этого рода указывается как на состоящую из племен, хранивших наследие, предназначенное Богом Своему народу.

Сим появляется последним; он станет отцом евреев; он брат того, кто, обладая правом старшинства, долго его презирал. Таков главный результат заселения мира под водительством Бога.

И вот как это происходило: человек пытался сделать себя центром в этом мире; Адам, живя на земле, смог бы стать его центром и быть связующим звеном с Богом, как Христос будет им впоследствии, что всегда было намерением Божиим, ибо Адам был образом того, кто должен был прийти. Но своеволие видит только самое себя. Ной, пример которого был добрым, не появляется в истории, начиная с его жертвоприношения, за исключением того события, когда он утратил свое главенствующее положение, принадлежавшее ему, впав в грех и потеряв контроль над самим собой {Это поразительный факт в связи с характером истории человека после потопа. Мы имеем здесь полное и ясное изложение того, чем он стал}. С тех пор своеволие оставляет свою печать на всем, но что пользы от множества воль, ни одна из которых не может стать центром? Были попытки найти общий центр и общий интерес, независимо от Бога и исключая Бога. Люди должны были наполнить землю, но они не могли согласиться с тем, чтобы распространяться в мире и стать, таким образом, ничего не значащими. Они хотели сделать себе имя, чтобы стать центром, и Бог через наказание рассеивает и разделяет на народы тех, кто не хотел наполнять землю в мире. Языки и народы должны были добавиться к родам для различения людей на земле. Проклятым становится место проявления воли человеческой, - отступнической власти; Вавилон стал началом царства. Языки стали поводьями для людей, железными путами вокруг их.

Симом начинается история Бога. Он Иегова, Бог Сима. Нам известны даты и эпохи, ибо как бы сильна ни была воля человека, Бог правит, а мир должен подчиняться; человек принадлежит Богу. Здесь мы опять видим, начиная с какого времени срок жизни людей стал сокращаться, а земля делиться, потому что, в конце концов, всем этим располагает Бог. Жизнь человека потеряла половину той длительности, она была сокращена, и это уже после того, как произошло подобное сокращение сразу после потопа. Народ Бога всегда был в центре известной истории. Она восходит к Аврааму. Кроме того, новая стихия зла приобретает всеобщий характер, по крайней мере в практической жизни; здесь мы хотим сказать об идолопоклонстве (см. И.Нав.24,2), пусть даже пока о нем ничего не было сказано. Перед нами человек в миру, а с Симом связаны тайные и провиденциальные планы Бога. И все же в конце возобладает зло, даже в семье Сима.

Мы видели злобу и жестокость человека, его восстание против Бога и ухищрения сатаны, чтобы привести его к такому итогу, но здесь сделан великий по своему значению шаг; ужасная форма зла выступает на сцену. Сатана силой завладевает умом человека, подменяя в нем идею Бога, ставя себя между Богом и человеком, да так, что последний начинает поклоняться демонам, как Богу. Писание не говорит нам, когда началось идолопоклонство, но стих, указанный выше, показывает, что оно запятнало даже род Сима и ветви этой семьи, родословную которой Писание представляет нам как родословную Бога на земле, - в эпоху, до которой мы дошли. Там можно увидеть людей благочестивых, но связь, которая соединяла Бога с миром, была прервана. Люди оказались подвержены культу и власти сатаны, даже в роде Сима, который происходил от Бога по своей природе. Какая картина человеческой природы! Какая картина терпимости Бога!

И здесь нам предстоит целиком и полностью поменять систему и образ мыслей. Речь идет об одном основополагающем принципе, который, без сомнения, играл свою роль с самого начала, но который до сих пор совершенно не проявлялся как основа порядка вещей на земле. Теперь он провозглашен и проявился в истории земли. Авраам призван, избран и становится индивидуальным хранителем обетований. Но заметьте, для того, чтобы великий принцип призыва и выбора оставался в своей чистоте как деяние Бога, сам повод, который предваряет все это, либо факт, на который мы только указали, здесь не упоминается. Мы видим его в И.Нав.24. После наказания Бог простирает в Своей высшей благодати руку, чтобы указать на род, принадлежащий Ему по призыву благодати: это и есть принцип наибольшей значимости.

Одновременно не помешало бы отметить, что это, действительно, была чрезвычайно важная эпоха в истории путей Божиих с миром, где начинается собственно история веры. Но как Адам был главой падшего рода, так Авраам был отцом верных, главой рода Божия на земле как по плоти, так и по Духу. Мы знаем Христа, полноту всякого благословения, в Ком мы имеем намного более высокие благословения, чем открылись в Аврааме. И все же в путях Божиих на земле Авраам был главой принятого рода. Идолопоклонство же, как мы видим, в это время укоренилось в семействе самого Сима. За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам (И.Нав.24,2). И ведь эти боги были демонами (1Кор.10,20; и подобная ситуация во Втор.22,17). Это позволяет нам увидеть, что, начиная с эпохи, когда Бог вмешался Своим судом и Своей силой, демоны овладевают умом человека, представляясь в его глазах источниками власти (всего, что вызывало поклонение) и благословения, еще не истощившегося, а также виновниками свалившихся на людей проклятий. Итак, перед нами демоны, стремящиеся к развращению и без того извращенного сердца человека, и человек, приписывающий им право отвечать на его желания или предотвращать вещи, которых он боялся, дошел до того, что стал отдавать им почести в своем поклонении, в признании и преклонении из праха. Это был уже не просто человек, совращенный и восставший против Бога, это была уже целая религия, которая его развращала, это был человек, сотворивший сам себе, по своей развращенности, религию. Демоны заняли место в его уме и душе, и, используя превосходство, которого они достигли в его совести, они стали огрублять человека и извращать таким образом, что он стал носителем порочной религии, а ниже этого пасть некуда. Какое несчастье! Какое безумие! И доколе, Господи!

Но если род человеческий подобным образом опускается во тьму, принимая демонов за своих богов, если в неспособности поддержать себя этот род подменяет враждебность Богу на содействие тому, кто в этой враждебности зашел гораздо дальше, отдаваясь злу в роковую зависимость, то Бог восстает и возносит нас над этим злом: Своим призывом Он вводит нас в Его собственные замыслы, гораздо более великие, чем восстановление того, что пало. Он избирает Себе народ и дарует ему упование на славу и любовь Того, Кто его призвал; Он помещает его в непосредственной близости от Себя, куда благословение мира, управляемого Им, никогда бы его не поместило; Он стал его Богом; Он общается с ним способом, связанным с тайной, и вот мы впервые слышим, как произносится слово о вере (15,6), основанной на этом общении и прямых свидетельствах о Боге, хотя на самом деле она могла бы существовать уже с самого начала.