Библия Далласской БС Комментарий

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Марк. Лк. Иоан. Деян. Иаков. Петр. Петра. Иоан. Иоан. Иоан. Иуд. Рим Римлян. Кор1. Кор2. Гал. Еф. Фил. Кол. Фесс. Фес. Тимоф. Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Далласской БС Комментарий

Бытие 9

2. ЗАВЕТ С НОЕМ (9:1-17)

9:1-4. Бог повелел Ною плодиться, размножаться и наполнять землю (ст. 1, 7), как некогда повелел это Адаму (1:28). Ною, как и Адаму, предстояло владычествовать над миром животных (9:2; ср. с 1:26, 28), которые должны были стать источником их повседневной пищи, наряду с пищей растительной (9:3; ср. с 1:29; 2:16); запрещено было лишь употребление в пищу крови (9:5-6; ср. с 2:17).

9:5-7. С возобновлением начала жизни, олицетворением которого явился Ной, предложен был завет, предусматривавший обязательства со стороны человечества и обетование со стороны Бога. Поскольку люди, свидетели разрушения жизни потопом, могли подумать, будто жизнь не имеет для Бога ценности, и решить на этом основании, что и отнять ее — пустяк в Его глазах, в завете жизнь объявлялась священной: человек не имеет права убивать человека, сотворенного по образу Божию, утверждалось в нем.

В сущности, завет этот был дан для обеспечения устойчивости в природе и стабильности и порядка в мире. Людям предстояло узнать, что они нуждаются в законе, стоящем на страже жизни, и что впредь зло не должно оставаться безнаказанным. Так было положено начало управлению тем обществом, в котором им предстояло жить.

9:8-17. То, что этот завет (ст. 9,11-13, 15-17), заключенный в продолжение того, которым Бог удостоил лично Ноя еще до начала потопа (см. 6:18), теперь принял широкомасштабный, универсальный характер (в нем говорится о "всякой душе живой" и о "всякой плоти" — ст. 10-12, 15-17), видно и из того, что знамениям его Бог избрал радугу (ст. 12-13,17). Дуга ее, простирающаяся через весь горизонт, олицетворяет всеобъемлющий знак Божией верности Его благодатному делу. Как физическое явление, возникающее, после дождя, радуга до потопа не существовала, потому что тогда земля орошалась не дождями, а туманами и росами (см. 2:5-6). Как природный феномен радуга не может возникнуть, если дождь падает сплошной водяной массой, угрожающей "потопом", и, следовательно, "заявляет" о безопасном характере дождя. Когда тучи рассеиваются, солнечные лучи, преломляясь в прозрачной среде, атмосферной воды, создают дивное изображение как бы натянутого лука, обращенного против оставшихся туч. (Евр. слово «квесет» имеет значение как "радуги", так и "лука" — орудия войны.) Можно увидеть в радуге и "лук", мирно висящий среди безопасных туч — во свидетельство о том, что "битва", буря, миновала Радуга таким образом есть символ мира.

Уже в глубокой древности, на том же Ближнем Востоке, договор, заключенный после войны, соответствовал первому шагу на пути к миру. Подобно и Бог, осудив грех человечества посредством потопа, теперь заключал с людьми мирный договор (завет). Израилю предстояло черпать силы при взгляде на небеса, украшенные радугой, которая возвещала о том, что Бог держит Свое благодатное слово. Но верующим израильтянам она говорила и о том, что Божий суд завершен для "нынешнего века". Но в конце времен он совершится вновь (Зах. 14:1-3; Отк. 19:15) — прежде чем окажется возможным утвердить на земле покой Тысячелетнего царства (Отк. 20:6). Итак, в Быт. 9:8-17 предвосхищается то время, когда Израиль "перекует мечи на орала" (Ис. 2:4; Мих. 4:3). А до тех пор жизнь со всеми ее атрибутами будет продолжаться, потому что Божие долготерпение в "общее действие благодати" Его не прекратятся до конца времен.

3. ПРОКЛЯТИЕ ХАНААНА (9:18-29)

При толковании этих стихов возникает несколько проблем, которые не дают покоя богословам. Они имеют прямое отношение к характеру и участи хананеев — противников Израиля.

9:18-23. Вот перечислены сыновья Ноя, и при этом особо отмечено, что Хам был отец Ханаана. От трех сыновей Ноя произошли все народы, населившие землю. Потомками Сима стали семиты, от которых произошел Авраам (см. 10:21-31; 11:10-26).

Ной начал возделывать землю и насадил виноградник. Хотя о вине сказано, что оно "веселит сердце" (Суд. 9:13 и Пс. 103:15) и смягчает скорбь "погибающего и огорченного душою" (Прит. 31:6), несомненно и его пагубное воздействие на состояние человека. Тут нам говорится о Ное, который, выпив вина, опьянел и лежал нагой в шатре своем Злоупотребление алкоголем и связанная с этим половая распущенность имели широкое распространение в языческой среде, и вот создается впечатление, что Ной, поставленный в начале "нового творения", первым допустил себя до состояния, которое для будущих язычников станет чем-то обыденным (ср. с Быт. 6:5; 8:21).

Но главный вопрос касается того, что сделал Хам, меньший (т.е. не младший— им был Иафет — а"меньший", по сравнению с Симом) сын Ноя (9:22,24), и почему Ной проклял Ханаана, сына Хама (ст. 25-27). Много странных и замысловатых ответов предлагалось на этот вопрос Однако из еврейского текста следует только то, что здесь сказано: Хам увидел наготу отца своего (ст. 22),войдя в шатер, где тот, напившись вина, лежал обнаженным. У древних, однако, даже и увидеть своего отца нагим являлось тяжелым нарушением семейной этики. В описываемой ситуации была, следовательно, нарушена священность семейных устоев, и отец, олицетворявший силу и власть, стал посмешищем. Хам, по-видимому, нечаянно стал свидетелем позора отца, но то, что он сделал затем, было вполне осознанным поступком: он вышел из шатра и, словно бы торжествуя, рассказал об увиденном двум братьям своим.

Так случайный инцидент превратился в значительное событие. Из последующих пророческих слов Ноя (ст. 25-27) станет ясно, что природа каждого из троих его сыновей передастся их потомкам.

9:24-29. Результатом происшедшего стало пророчество Ноя о потомках своих сыновей. Он начал без обиняков: проклят Ханаан! Это не значит, что Ной наказывал Хамова сына за сделанное Хамом. Слова Ноя относились к хананеям как народу, который произойдет от Хама через Ханаана. Наглый поступок Хама не мог остаться без последствий. Согласно принципу справедливого возмездия требовалось унижение в той же мере. Хам нанес непоправимый урон семье отца, и потому проклятие должно было пасть на семью его сына.

Высказывалось предположение, что Хам попытался взять верх над своими братьями в интересах собственного рода. Но если такая попытка и имела место, то она не увенчалась успехом, и потомки Ханаана не только не стали выше своих соплеменников, а, напротив, оказались у них в рабстве (ст. 25).

Ной предсказал, что хананеи станут рабами семитов и иафетян (ст. 26-27). Так и случилось, но не по причине поступка Хама, а потому, что хананеи — по примеру Хама — все более деградировали нравственно. Вот почему, благословляя Израиль во осуществление своего плана, хананеев Бог обрекал на уничтожение. Они подлежали Божьему осуждению в процессе завоевания Ханаана Израилем, потому что дела их были так же "злы", как дела их праотца Хама.

Обреченность хананеев порабощению постоянно прослеживается в ветхозаветной истории, начиная с поражения (и последующего порабощения), нанесенного им царем эламским и его союзниками (гл. 14). Одним из примеров является ханаанское племя гаваонитян, которые позже, при Иисусе Навине, рубили дрова и носили воду для скинии (Иис. Н. 9:27).

И все-таки слова Ноя скорее выражали общее, а не конкретное пророчество, и сводилось оно к тому, что род Сима будет благословен, а род Ханаана проклят.

Этот лейтмотив благословения-проклятия имеет решающее значение в книге Бытия. Хананеи будут изгнаны из своей земли израильтянами под командованием Иисуса Навина — для того, чтобы благословение могло прийти на Сима (ст. 26) и чтобы иафетяне могли жить в шатрах Симовых (ст. 27). После многих исторических перепитий потомкам Иафета предстояло жить в дружбе с потомками Сима. Фактически в ст. 24-29 провозглашается основание будущей внешней политики Израиля в Обетованной земле (Втор 20:16-18).

Д. Родословие сыновей Ноя (10:1—11:9)

Семья Ноя

Ной

Сим

Хам

Иафет

Елам

Асур

Арфаксад

Луд

Арам

Куш

Мицраим

Фут

Ханаан

Гомер

Магог

Мадай

Иаван

Фувал

Мешех

Фирас