Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Культурно-исторический

Бытие 9

9:1-17 Завет с Ноем

9:2-4. Потребление мяса в Древнем мире.

Мясо не было обычным блюдом на обеденных столах древних людей. Животных держали ради их молока и шерсти, а не ради мяса. Поэтому мясо становилось доступным только в тех случаях, когда животное умирало или приносилось в жертву. Несмотря на то что отныне мясо вошло в перечень разрешенных продуктов питания, запрет на употребление мяса с кровью сохранился. В древности кровь считалась средоточием жизненной силы (Втор. 12:23). Запретное предписание требовало не полного отказа от употребления крови, а только сливания крови перед употреблением мяса. Считалось, что таким образом жизненная сила животного возвращается Богу, который дал ему жизнь. Подчиняясь этому запрету, люди признавали, что лишили животного жизни с позволения Бога, и пользуются Его щедростью как гости. Смысл сливания крови мало отличается отблагодарственной молитвы, произносимой перед принятием пищи в наше время. Ничего похожего на этот запрет в Древнем мире, по-видимому, не существовало.

9:5,6. Смертная казнь. Жизнь человека, созданного по образу Божьему, находится под защитой Бога. Ответственность перед Богом за сохранность человеческой жизни возлагается на людей, и это послужило основанием для учреждения кровной мести в Древнем мире и смертной казни в современных обществах. В израильском обществе право кровной мести принадлежало семейству жертвы.

9:8-17. Завет. *3авет (договор) — это официальное соглашение между двумя сторонами. Основным разделом договора является раздел условий, куда могут входить также требования к каждой из сторон. В этом завете Бог предъявляет требования не столько к Ною и его семейству, сколько к Себе. В отличие об заключенного позднее завета с Авраамом, а также заветов, основанных на завете с Авраамом, этот завет не подразумевает избранности и не знаменует новый этап откровения. Он заключается со всякой живой душой, а не только с людьми.

9:13. Знамение радуги. Утверждение радуги в качестве знамения завета не означает, что это была первая радуга, увиденная человеком. Функция знамения связана с закрепленным за ним значением. Сходном образом *обрезание было утверждено в качестве знамения с Авраамом, хотя это был древний обычай, хорошо известный Аврааму и его семейству. В эпосе о Гильгамеше богиня *Иштар называет лазурит (темно-синий полудрагоценный камень с вкраплениями золотистого пирита) своего ожерелья основой обета, по которому она никогда не забудет дней потопа. На ^ассирийском рельефе XI в. изображены две руки, простирающиеся с неба, одна из которых посылает благословение, а другая держит лук. Ввиду того, что радуга обозначается тем же словом, что и это оружие, указанное изображение представляется весьма интересным.

9:18-28 Предсказание Ноя о своих сыновьях

9:21. Потребление вина. Древнейшие свидетельства о виноделии восходят к эпохе неолита. На территории Ирана (в районе Загроса) археологи обнаружили кувшин, датируемый второй половиной 6-го тыс. до н. э., с остатками вина на дне.

9:24-27. Предсказания патриархов. Узнав о нескромном поведении Хама, Ной проклял Ханаана и благословил Сима и Иафета. В Библии предсказания патриархов обычно касаются судьбы сыновей в связи с плодородием земли и плодовитостью рода. Примеры подобных предсказаний можно увидеть в Быт. 24:60; 27:27-29,39,40; 48:15,16; 49:1—28. Анализируя этот обычай, можно прийти к некоторым заключениям, касающимся данного фрагмента. Прежде всего, проступок Хама следует рассматривать не как «причину» проклятия, а лишь как повод, вызвавший его. Возьмите для сравнения эпизод, в котором Исаак обещает Исаву благословение, если тот приготовит кушанье; кушанье не было причиной благословения, но создавало для него благоприятную обстановку. Во-вторых, нам не следует беспокоиться по поводу того, что проклятие пало на Ханаана без видимой причины. У нас есть все основания полагать, что проклятие было гораздо более обстоятельным и содержало какие-то нелестные высказывания о Хаме. Библейский автор не считал необходимым сохранять все подробности; он отбирал то, что отвечало его цели и живо интересовало его читателей, поскольку хананеи были хамитами, с которыми израильтяне были прекрасно знакомы. В-третьих, эти предсказания не следует воспринимать как пророческие откровения, идущие от Бога. Они не предваряются формулой «так говорит Господь...» Это предсказания патриархов, а не Бога (ср. использование первого лица в 27:37). Нои как таковые они воспринимались очень серьезно и считались влияющими на ход истории и индивидуальные судьбы.