Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Культурно-исторический

Бытие 6

6:1-4 Сыны Божьи и дочери человеческие

6:2. Сыны Божьи. Выражение «сыны Божии» используется в Ветхом Зав ;те по отношению к ангелам, но представление о богосыновстве распространяется на всех израильтян, и особенно на царей. На древнем Ближнем Востоке считали, что цари связаны с божеством сыновними узами и даже рождены божеством.

6:2. Брали себе в жены. Обыкновение сынов Божьих брать себе в жены, «как-то кто избрал», истолковывается некоторыми комментаторами как указание на полигамию. Хотя существование полигамии не вызывает сомнений, невозможно представить, чтобы упоминание об этом имело какой-то смысл, поскольку полигамия была в ветхозаветные времена обычным явлением даже в Израиле. Более вероятно, что это указание на «право первой ночи», — жестокий обычай царей, упоминаемый в эпосе о Гильгамеше. Как представитель богов, царь мог воспользоваться своим правом провести брачную ночь с любой женщиной, выдаваемой замуж. По-видимому, это*, обычай преподносился как обряд плодородия. Если здесь действительно подразумевается этот обычай, то это проливает свет на характер преступления, вызвавшего негодование Бога.

6:3. Сто двадцать лет. Наиболее вероятно, что предел в 120 лет относится к сокращению продолжительности человеческой жизни, поскольку он помещен в контекст утверждения о смертности человека. Хотя этот стих чрезвычайно труден для перевода, современные ученые склоняются к варианту «Не вечно Мой дух будет пребывать в человеке», подтверждающему смертность человека. И если информация из эпоса о *Гильгамеше помогает истолковать характер преступного поведения людей, то это утверждение соотносится с непрекращающимися поисками бессмертия — поисками, составляющими главную тему эпоса о Гильгамеше. Несмотря на то что Гильгамеш жил после потопа, лейтмотив повествования о его судьбе созвучен опыту существования каждого человека. В сакральном тексте из города *Эмар сказано, что 120 лет — это максимальный срок, дарованный людям богами.

6:4. Исполины (Nephilim). В Чис. 13:34 Nephilim идентифицированы наряду с другими потомками Енака как обитатели Ханаана. Несмотря на то что они названы исполинами, нет оснований полагать, что они действительно были великанами. Более вероятно, что это понятие использовалось для обозначения высокого статного воина — древний прообраз странствующего рыцаря.

6:5 - 8:22 Потоп

6:13. Злодеяния как причина потопа. В эпосе об Атрахасисе боги решили наслать потоп из-за «шумливости» человеческого рода. Если учесть, что «шум» мог возникнуть вследствие злодеяний, то эпическое обоснование потопа немногим отличается от библейского. Кровь Авеля вопиет от земли (4:10) и велик вопль Содомский и Гоморрский (Быт. 18:20). Шум мог быть произведен либо многочисленными обращениями к богам с просьбой откликнуться на злодеяния и кровопролитие, либо криками жертв, в отчаянии взывающих о помощи.

6:14. Дерево гофер. В NIV древнееврейское слово Gopher переведено как «кипарисовое дерево». Это неизвестный тип материала, хотя, несомненно, речь идет о какой-то разновидности хвойного дерева, считавшегося очень твердым и прочным. На древнем Ближнем Востоке кораблестроители часто использовали древесину кипариса. А египтяне высоко ценили древесину ливанского кедра, из которой они строили барки для плавания по Нилу, о чем написано, например, в отчете о путешествии *Ун-Амуна (XI в. до н. э.). 6:14. Суда в Древнем мире. Прежде чем люди научились строить корабли, пригодные к плаванию в опасных водах Средиземного моря, лодки изготавливали из шкур животных или из тростника и плавали на них по болотам и рекам. Обычно эти лодки имели не более 10 футов в длину и использовались для рыбной ловли и охоты. Первые парусные суда длиной около 170 футов изображены на египетских фресках Древнего царства (ок. 2500 г. до н. э.) и описаны в *угаритских (1600-1200 гг. до н. э.) и 'финикийских текстах. В Средиземном море археологи нередко находят обломки потерпевших кораблекрушение судов середины 2-го тыс. до н. э. (•поздний бронзовый век). Эти суда также плавали в пределах видимости земли, заходя на острова Крит и Кипр и курсируя между портами на побережье Египта, Персидского залива и Малой Азии.

6:14-16. Размеры ковчега. Учитывая, что один локоть равен 18 дюймам или 45 сантиметрам, размеры Ноева ковчега составляют примерно 450 футов (135 метров) в длину, 75 футов (22 метра) в ширину и 45 футов (13 метров) в высоту. Если у ковчега было плоское дно, то его вместимость должна была втрое превышать вместимость скинии (100 x 50 локтей в Исх. 27:9—13), а его водоизмещение составляло 43 тыс. тонн. Для сравнения, корабль, построенный *Утнапиштимом в *вавилонской версии эпоса о Гильгамеше, имел форму куба или зиккурата (120 х 120 х 120 локтей), а его водоизмещение в три-четыре раза превышало водоизмещение библейского ковчега. Ноев ковчег не был предназначен для плавания — ни руль, ни парус в его описании не упоминаются. Таким образом, судьба тех, кто находился на его борту, была в руках Божьих. Хотя Утнапиштим имел кормчего, форма его ковчега, очевидно, имела магическое значение, поскольку он не мог положиться на то, что боги будут его оберегать.

6:15,16. Меры измерения. Стандартной единицей длины был локоть, составлявший 18 дюймов (45 сантиметров). За его основу была принята длина предплечья человека, от кончиков пальцев до локтевого сгиба.

Остальные меры длины включали пядь, ладонь и перст. Тождества «четыре перста равны одной ладони» и «двадцать четыре перста равны одному локтю» широко использовались на всем древнем Ближнем Востоке. Встречались и некоторые отклонения: в Египте считалось, что один локоть равен семи ладоням, а в Вавилонии *халдейского периода один локоть равнялся тридцати перстам (вероятно, это объясняется использованием шестидесятеричной системы счисления).

6:17. Археологические данные о потопе. В настоящее время наука не располагает убедительными археологическими данными о библейском потопе. Исследования показывают, что илистые отложения в "шумерских городах "Ур, Киш, Шуруппак, "Лагаш и *Урук (в каждом из которых имеются слои со следами обитания человека по меньшей мере с 2800 г. до н. э.) относятся к различным периодам и не отражают того, что все они были одновременно затоплены одним масштабным наводнением. Город Иерихон, заселение которого началось примерно в 7000 г. до н. э., вообше не имеет отложений, связанных с потопом. Климатологические исследования указывают на то, что период с 4500 до 3500 г. до н. э. отличался в этом регионе значительной влажностью, но этого явно недостаточно, чтобы делать какие-то выводы. Поиски остатков Ноева ковчега сосредоточились на вершине горы Агри-Даг (17 тыс. футов) близ озера Ван, в Турции. Однако в библейском рассказе не упоминаются никакие другие горы из Араратской гряды, а найденные там обломки дерева датируются радиоуглеродным методом не ранее чем V в. н. э.