Библия Комментарий Далласской БС

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Далласской БС

Бытие 48

48:1-4. Больной и ослабевший, Иаков, собрав последние силы сел на постели, когда ему сказали, что к нему идет Иосиф. Он пересказал сыну, как Бог всемогущий (эль шаддай; см. ком. на 17:1) явился ему в Лузе, переименованный Иаковом в Вефиль, и пообещал благословить его, произведя от него множество народов и дав его потомству землю ханаанскую в вечное владение (ср. с 28:10-22). Слова этого обетования были для патриарха источником неиссякавшей надежды в странствиях его, и таковым им предстояло быть и для народа, который произойдет от него, ибо народу этому дано было верное слово Бога.

48:5-7. Иаков благословил первородством Иосифа, возведя в положение первородных юношей Ефрема и Манассию, его сыновей (41:51-52), и тем закрепив за Иосифом двойной удел. Ефрем и Манассия "заместили" таким образом Рувима, старшего сына Иакова от Лии (см. 1 Пар. 5:1-2), лишенного первородства за преступление против отца (49:4). Иаков оговорил при этом, что если бы у Иосифа родились в Египте другие сыновья, то им следовало бы присоединиться к коленам Ефрема и Манассии (ст. 6б), но, по всей видимости, больше сыновей у Иосифа не было.

Особое признание Ефрема и Манассии было продиктовано Иакову не только исключительным положением их отца, Иосифа, в Египте и тем, что Иосиф был любимым сыном патриарха от его любимой жены ("усыновляя" Ефрема и Манассию — ст. 5 — патриарх как бы увеличивал число сыновей Рахили), но более всего явилось результатом Божьего внушения. Это признание сыновей Иосифа несомненно сказалось годы спустя—при разделении Обетованной земли во дни Иисуса Навина (Иис. И. 16:17).

48:8-14. Иосиф подвел к старенькому отцу ему двух своих сыновей, и тот выразил радость, что, вот, не чаял увидеть и сына, а увидел и его, и внуков; благословение было произнесено. Как некогда Исаак, благословляя Иакова, был уже слаб зрением, так теперь и сам Иаков. Однако, совершая благословение, Израиль вполне сознательно (и это следует из употребленного тут еврейского слова) "переменил" руки — так, чтобы правая рука его оказалась на голове Ефрема, а левая на голове Манассии хотя Манассия, рожденный первым, должен был быть благословлён возложением правой руки деда. Таковым было решение Иакова, несмотря на то, что Иосиф "правильно" поставил своих сыновей. Иосиф, как это свойственно людям, ожидал действия Божьего в согласии с понятиями, казавшимися ему верными и справедливыми, но убедился, что порой Он благоволит действовать вопреки человеческим обычаям и представлениям. Осознав это, твердо стоящие в вере принимают, что Божий пути — не наши пути. "Воспитательный процесс", направленный на усвоение этого факта Иаковом, продолжался всю его жизнь, и он усвоил его, потому и благословил теперь младшего, даровав ему преимущество над старшим. На протяжении жизни четырех поколений действовал этот "обратный" порядок в роду Авраама: Исаак встал над Измаилом, Иаков над Исавом, Иосиф над Рувимом, и Ефрем над Манассией.

48:15-20. Благословляя самого Иосифа, Иаков трижды воззвал к Богу (ст 15) —как к Богу, пред Которым ходили отцы его Авраам и Исаак (в этом факте Иаков не раз черпал силу для своей веры; см. 28:13; 31:5, 42; 32:9; 46.3), как к Богу, Который был Пастырем его с первых дней его жизни (ср. с 49:24; Исх. 6:6; Пс. 22:1; Ис. 59:20), и как к Ангелу (см. ком. на Быт. 16:19), Который избавлял его от всякого зла. Еврейское слово гаалъ, переведенное как "избавляющий", выражает понятие защиты и перевоспитания. И вот этого-то Бога молил Иаков о милостивом благословении отроков.

Однако Иосиф, когда увидел, что отец намерен благословить Ефрема прежде Манассии, запротестовал. Знаю, сын мой, возразил патриарх, и благословил внуков соответственно Божией воле, а не человеческому обычаю. Он знал, что, вопреки этому обычаю, Богу в свое время угодно было благословить его самого младшего. И этот же принцип должен был действовать теперь, при благословении сыновей Иосифа. Годы спустя Ефрем стал ведушим племенем в Северном царстве, во всех отношениях превосходившем племя Манассии, как и предсказал Иаков.

48:21-22. Убежденный в том, что Бог возвратит всех их в Обетованную землю, Иаков сказал, что Иосифу дает в ней двойной удел: Я даю тебе, преимущественно пред братьями твоими, один участок евр. слово шекем ("участок", "надел") созвучно "Сихем", названию города, в котором годы спустя Иосиф был погребен (см. Иис. Н. 24:32) — в знак того, что эта земля по завещанию принадлежала ему. По-видимому, Иаков завоевал эту землю у Аморреев (ханаанских горцев), хотя более об этом нигде не упоминается, и вырыл там колодезь (ср. с "Сихарь" в Иоан. 4:4, 5).

6. Слово Иакова о коленах (49:1-28)

Основополагающим принципом Божьего домостроительства является непременное "воздействие" жизни и характера патриархов на судьбу их потомков. Многообразие этих судеб в Его народе определялось и нравственными различиями индивидов. Быт. 49 дает именно так воспринять эволюцию Божьего плана. В эту главу входят последние из великих прозрений будущего в кн. Бытия — благословения, проклятия и обетования.

Иаков, силою веры, будучи — по завету — орудием Бога, прозревал будущее завоевание Израилем земли Ханаанской и его расселение в ней, как и славные для народа дни в еще более отдаленные времена. Это пророчество дал Своему народу Бог, чтобы вести его через подчас "унылое бесплодие" дней его—да светит ему в пути сознание, что будущее его запланировано Богом. Для семьи Иакова оно простиралось за пределы рабства в Египте, оно неразрывно было связано с землей обетования. Но насладятся ли они исполнением этой надежды, будет зависеть от верности причастников благословения Богу. Итак, в торжественной обстановке своих последних часов Иаков кратко, но выразительно характеризует своих сыновей — одного за другим, простирая сказанное, с вытекающими из него последствиями, на "колена", которые произойдут от них.