Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Культурно-исторический

Бытие 41

41:1-32 Иосиф толкует сны фараона

41:1—55. Имя фараона. Имя фараона в истории Иосифа неизвестно. Некоторые подробности повествования указывают на то, что эти события происходили либо во времена гиксосского владычества (1750— 1550 гг. до н. э.), либо в *амарнский период (XIV в. до н. э.), когда, согласно египетским источникам, в Египте обосновалось большое количество семитов, в том числе занимавших важные государственные посты. Современные знания о египетской истории и обычаях подтверждают это предположение как наиболее логичное и правдоподобное. Однако библейская хронологическая информация указывает на более ранний период — 12-ю династию Среднего царства (1963—1786 гг. до н. э.). Не имея более точных исторических ориентиров, связать этот рассказ с правлением определенного царя невозможно. Следует заметить, что автор(ы) Книги Бытие никогда не называют фараонов по имени. Возможно, это делается умышленно, поскольку в Египте фараон считался богом, и израильтяне не хотели называть его по имени.

41:1-7. Повторяющиеся сны. На древнем Ближнем Востоке сновидения считались сообщениями богов. Некоторые из них были очень просты и прямолинейны (см. сон Иакова в Вефиле, 28:10—22), но если дело касалось царя или фараона, повторяющимся сновидениям придавали особое значение. Так, здесьфараону приснились два сна, предупреждающие о наступлении голода в Египте. Известно, что у *шумерского царя Гудеа также были повторяющиеся сны, в которых он получил повеление строить храм. В обоих случаях сны царственных особ истолковывались волхвами, или представителями бога. В тексте из *Мари говорится об особом значения сна, который повторяется на следующую ночь. В эпосе о 'Гильгамеше и в поэме о невинном страдальце троекратное повторение сна подтверждает его достоверность.

41:8—16. Волхвы и мудрецы. И в Египте, и в Месопотамии, и в Хеттском царстве существовали гильдии магов и чародеев, в задачу которых входило истолкование знамений и снов, а также приготовление снадобий для разрешения различных медицинских проблем магическими средствами. Эти профессионалы занимались изгнанием бесов, произносили заклинания и призывали проклятия, чтобы направить зло на определенного человека или место (как явствует из египетских «Текстов проклятий» и Иер. 19:10—13). На Ближнем Востоке обнаружено множество текстов, содержащих защитные заговоры и описания способов изготовления 'амулетов и кукол, а также гадальных чаш и миниатюрных статуэток, предназначенных для причинения вреда врагам. В Месопотамии магия разделялась на черную и белую, поэтому соответствующих специалистов называли либо чародеями, либо мудрецами. В Египте подобного разделения не проводилось. Основной сферой деятельности египетских мудрецов была медицина, но нередко они занимались и таким недостойным, с точки зрения богов, делом, как составление заклинаний, с помощью которых души умерших избегали наказания в загробном царстве («Книга мертвых»). То, что фараону потребовался толкователь снов, для Египта весьма необычно. Поскольку фараон считался богом, боги общались с ним с помощью снов, содержание которых обычно представлялось ему совершенно ясным. Древнееврейское слово, использованное для обозначения специалистов, призванных фараоном, производно от египетского термина, обозначающего, по мнению некоторых ученых, толкователей снов. Этот термин использован по отношению к знаменитому сановнику Имхотепу в одной позднейшей надписи (II в. до н. э.), рассказывающей о его совете фараону по поводу семилетнего голода.

41:14. Он остригся. Чтобы предстать перед фараоном в более приличном виде, Иосиф «остригся». Вероятно, под этим подразумевается бритье головы (Чис. 6:9) и лица (Иер. 41:5). Таким образом, Иосиф изменил свою внешность, чтобы походить на египтянина. Из египетской настенной живописи видно, что обычно египтяне были чисто выбриты.

41:27-32. Голод в Египте. Несмотря на то что благодаря регулярным разливам Нила Египет был наиболее устойчивым производителем зерна на древнем Ближнем Востоке, иногда его поражал голод. Подобное бедствие упоминается в «Пророчестве Неферти», египетском документе, датируемом временем правления Аменемхета I (1991—1962 гг. до н. э.). Как и в рассказе об Иосифе, толкование некоего видения предвещает здесь национальное бедствие.

41:33-57 Возвышение Иосифа

41:33—40. Создание запасов продовольствия.

Перед лицом надвигающегося голода Иосиф советует запасать пятую часть зерна, собранного в урожайные годы, чтобы выдавать его народу, когда в этом возникнет необходимость. Последовав его разумному совету, фараон приказал строить склады и хранилища (см.: Исх. 1:11; 3 Цар. 9:19).

41:35. Города для запасов. Умение использовать разливы Нила и их предсказуемость превратили Египет в житницу древнего Ближнего Востока. «Города для запасов» свидетельствовали о процветании народа, который задумывался о будущем и осознавал необходимость предусмотрительности на случай засухи. Города запасов строились в центре каждого географического региона.

41:40. Второй после фараона. На право называться вторым после фараона могли претендовать многие египетские вельможи. Такому положению соответствует несколько различных титулов, в том числе «приближенный владыки двух земель» и «первый среди придворных», встречающиеся в древнеегипетских надписях.

41:41—45. Положение Иосифа. Вверенные полномочия и церемония введения в должность позволили Иосифу занять положение, сравнимое с положением «великого визиря» или «начальника дворца», которые упоминаются в египетских документах (см.: 3 Цар. 16:9; Ис. 22:15,19-21 об использовании последнего титула в государственном аппарате Израиля). Изображение подобной карьеры, начиная с пожалования титула и кончая получением перстня и особой одежды из рук фараона, встречается в настенной живописи египетских гробниц. Иосиф выполнял примерно такие же обязанности, как и «Смотритель хранилищ Верхнего и Нижнего Египта». Назначение неегиптянина на столь высокий пост было невозможно вплоть до периода гиксосского владычества (1750—1550 гг. до н. э.), когда на государственной службе в Египте появилось множество семитов. Ко времени правления Эхнатона (Аменхотепа IV) относится гробница семитского сановника Туту, которому был пожалован титул «высшие уста государства», связанный с полномочиями, сопоставимыми с полномочиями Иосифа. Дошедшие до нас образцы египетских биографий, например, «Повесть о *Синухете», дают исчерпывающую информацию о жизни сановников фараона. Нередко бывало, что высокого положения при дворе добивались выходцы из социальных низов. В «Повести о Синухете» герой, высокопоставленный вельможа, бежал из Египта во время смут и жил на чужбине много лет, но по возвращении был принят с почетом. Таким образом, возвышение Иосифа можно рассматривать как типичное явление для Египта того времени.

41:42. Перстень с печаткой. Цари и царские управляющие пользовались для утверждения официальных документов перстнем с печаткой. Каждый такой перстень был единственным в своем роде и содержал имя царя (в Египте — в картуше). Тот, кто скреплял документы подобным перстнем, выступал от имени царя (см.: Чис. 31:50; Есф. 3:10; Тов. 1:20; 1 Мак. 6:15). Золотая цепь и виссонные одежды, врученные Иосифу на церемонии введения в должность, свидетельствовали о его положении и должности.

41:43,44. Привилегии Иосифа. Предоставление второй колесницы фараона с отрядом стражников, расчищавших путь и провозглашавших «преклоняйтесь», было высочайшим знаком отличия (см.: 2 Цар. 15:1; Есф. 6:7—9). Все, кроме фараона, были обязаны кланяться второму лицу в стране, или наместнику (акк. terdermu; Ис. 20:1 — tartan), обладавшему чрезвычайно большой властью. Более того, поскольку сам фараон проявил Иосифу благосклонность, никто не смел «поднять на него руку» или не подчиниться его распоряжениям (ср.: Езд. 7:21—26).

41:45. Египетское имя. Наречение Иосифа египетским именем завершает процесс превращения, происходящий во время церемонии введения в должность. Уподобившись египтянину, Иосиф повысил свои шансы быть принятым египетским народом и при дворе. Из источников известно, что при фараоне Мернептахе (1224—1208 гг. до н. э.) некий семитский чиновник также получил новое имя. Значение египетского имени Иосифа неизвестно, хотя, возможно, оно означает «Бог сказал, и он будет жить» или «тот, кто знает».

41:45. Жрец Илиопольский. Устроенный по инициативе фараона брак связал Иосифа с одним из наиболее влиятельных жреческих семейств в Египте. С 1600 по 1100 г. до н. э. только жрецы Птаха в Мемфисе обладали большим влиянием. Жрец Гелиопольский совершал богослужение на всех главных праздниках и руководил жрецами, служившими богу Ра в храмовом городе Гелиополе (в 10 милях к северо-востоку от Каира).