Библия Комментарий Далласской БС

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Далласской БС

Бытие 4

3. ГРЕХ "ЗАЯВЛЯЕТ О СЕБЕ" В УБИЙСТВЕ АВЕЛЯ КАИНОМ (4:1-16)

Темой четвертой главы являются численный рост и географическое распространение безбожного общества. Мы видим тут человека, восставшего против Бога, человека, который в своем нежелании повиноваться Богу подрывал всякое благочестие и отказывался нести ответственность за это. Нечестивые представлены здесь как живущие в мире (под защитным "знамением благодати"; см. ком. на ст. 15), но не обретшие спасения в вечности. Их чувство вины притуплялось под действием их культурных достижений и в результате распространения их по земле.

Под водительством Моисея Израиль войдет в мир различных культур, которые со всех сторон "обступят" его со своими музыкой и скульптурой и зримыми плодами своей процветающей торговли, промышленности. Однако в эволюции Израиля все это будет играть отрицательную роль, ибо соседние народы станут склонять Божий народ к отвержению его системы жертвоприношений и все более втягивать его в свою жизнь под знаком проклятия. Израиль нуждался в предостережении против столь дерзкого вовлечения его в противление Богу.

В истории Авеля и Каина "семя" жены сталкивается с "семенем" змея (3:15). Каин поддался действию зла и в конце концов "ушел в мир" — создавать безбожное общество, отвергнув путь, предложенный ему Богом. "Путь Каинов" (Иуд. 11) означает отсутствие веры, которое, в частности, проявляется в зависти к людям праведным, угодным Богу, и как следствие этого — в убийствах; которое сказывается в нежелании нести ответственность и в попытках избежать Божьего наказания.

4:1-5. Фраза за фразой — не только в этих стихах, но и по ходу всей главы, усиливается противопоставление Канна и Авеля. (Имя Каина упоминается в ст. 1-6 — 13 раз, а Авеля — 7, и три раза Авель назван"братом".) Грех братоубийства, совершенный Каином, принимает в веках, поистине страшные масштабы (см. 1 Иоан. 3:12, 15).

В личности Каина, земледельца, раскрывается бунтующая натура человека. Хотя на свет он появился как чадо надежды (приобрела я человека от Господа, — произносит при его рождении Ева), проклятие греха настигает его.

Брат его, Авель, был пастухом, кочевником, скотоводом (пастырем овец). Но первое в мире убийство произошло не по причине их разных занятий, а из-за того, что они по-разному чтили Бога. Нельзя не прийти к выводу, что Авель угодил Богу своим даром (что невозможно было бы без веры; см. Евр. 11:6), и потому призрел Господь на Авеля и на дар его, а Каин принес свой дар, не участвуя в этом сердцем, и Бог на дар его не призрел. Приняв дар Авеля, Господь засвидетельствовал о его праведности (Евр. 11:4; ср. с 1 Иоан. 3:12, где о Каине ап. Иоанн пишет, что "дела его были злы"). Отсутствие веры у Канна сказалось и в реакции его на отвержение Богом его дара (см. 4:5). Вместо того, чтобы подумать о том, как угодить Богу и тем "поправить положение", Каин разгневался, и лицо его приняло угрюмое выражение (именно такой смысл имеет вторая фраза в ст. 5, и это отражено в англ. переводе Библии).

Первые сыновья Адама и Евы послужили прототипами всего последующего человечества, ибо два эти типа людей сосуществуют на земле и по сей день.

4:6-7. И так озлобился Каин, что даже Божие увещание не подействовало на него, и он сознательно поддался греху (вспомним, что Еву пришлось "уговаривать" (сатане), чтобы совершила грех). Но Каин "был от лукавого" (1 Иоан. 3:12). Он хотел погубить своего брата типичная для плотского человека реакция на свою неудачу.

Господь подразумевает, что выражение лица свидетельствует о состоянии души. Грех уподобляется Господом зверю, лежащему у дверей сердца. Он стремится проникнуть в самое сердце того, кто не делает доброго, влечет его. Однако человеку нельзя поддаваться ему. Но ты господствуй над ним, вразумляет Бог Канна. Каин, однако, не пожелал дать отпора греху. Здесь отражение вечной борьбы добра и зла. Всякий одержимый духом соперничества и завистью становится жертвой лукавого.

4:8-16. Совершив убийство брата (ст. 8), Каин отвергает попытки Бога пробудить в нем чувство раскаяния и не выражает намерения принять на себя ответственность за содеянное (ст. 9). Божие наказание (грядущее бесплодие земли и предстоящие ему скитания, ст. 10-12) — слишком сурово в его глазах (ст. 13). Характерно, что убийца боятся, что с ним поступят так же, как он поступил со своим братом (ст. 14). Но милостивый Бог отметил его неким знамением, которое должно было удержать потенциального мстителя от возмездия (ст. 15). Что это был за знак, нигде не уточняется. Бог, однако, обрек Каина на постоянные скитания (ст. 12). От лица Бога ему предстояло быть изгнанным (ст. 14), и пошел Каин и поселился в земле Нод (букв, значит "странствия"), на восток от Едема (ст. 16).

Несколько тем, которые прозвучат впоследствии в наставлениях Моисея, встречаем здесь:

1) Жертвы должны предлагаться Богу от сердца и с верою; лучшее из стада или от первых плодов следует приносить Ему (ст. 4).

2) Израильтяне несли ответственность за братьев своих — они должны были быть "сторожами" друг другу и не смели друг друга убивать.

3) Кровь, пролитая убийцей, оскверняет землю, она обвиняет и вопиет об отмщении (ст. 10).

4) Кровная месть отвергается Богом, Который позаботился о том, чтобы в будущем на земле Израиля были построены города-убежища, в которых преступник мог бы укрыться от мстителя. 5) Вина не должна была оставаться безнаказанной, и это легло в основу теократического управления Израилем.

6) Жизнь без Бога — это жизнь в постоянной опасности, вне действенной защиты, лишенная покоя.

7) Иногда старший брат отвергается ради младшего, вопреки принятому в обществе обычаю.

4. РАСПРОСТРАНЕНИЕ БЕЗБОЖНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (4:17-26)

Далее в повествовании прослеживается линия Каина до "полного" ее развития. Что постигает общество, восставшее против Бога, отвергшее Его законы и предписанные Им жертвоприношения? В данном случае оно достигло процветания. Но праведные не должны завидовать нечестивым, ни идти их путем (см. Пс. 48 и 72). Бог допускает преуспевание нечестивых на их сугубо земных путях. Они сочиняют музыку, изобретают оружие и орудия земледелия, возводят города; так возникают и растут культуры. И это то, чем живут люди в мире, на котором тяготеет проклятие.

Но не так с праведными. Некоторые из потомков Сифа, который был дай Еве Богом, вместо Авеля, начали призывать имя Господне. Они — Ной и Авраам в их числе — возвещали своим современникам истину. Мы видим, что какая-то часть людей в каждом поколении (называемая в Св. Писании остатком), отвергая блага "зажиточной жизни", неизменно озабочена вещами духовными. Израилю следовало подражать своему патриарху Еносу (букв, значит "слабый", "немощный" и — как следствие этого — смиренный перед Богом; см. 4:26) — как в духовном отношении, так и в повседневной жизни.

4:17-18. Начало роду Каина было положено в земле Нод (ст. 16). Это название — Нод — связано по смыслу со словами "не знающий отдыха скиталец" (наванад, ст. 14). То есть это была земля "убежавших от Бога". Тут у Каина родился сын Енох, именем которого он назвал построенный им город. (Несомненно, женой Каина была одна из дочерей Адама; ср. с 5:4.)

4:19-24. Седьмым от Адама по линии Каина был Ламех (вероятно, современник праведного Еноха, тоже седьмого от Адама, 5:3-21). Ламех нарушил план Бога, взяв себе две жены. В его роду изготовлялись музыкальные инструменты (гусли и свирели), а также орудия труда и войны из меди и железа. Одни из сыновей Ламеха Иавал — был скотоводом-кочевником (жил в шатрах со стадами). Но, несмотря на процветание и "достижения", зло в их жизни множилось угрожающе. Ст. 22-23, известные под названием "песни Ламеха" — древнейший памятник семитской поэзии, с характерными для нее параллелизмами (т. е. повторами одной и той же мысли, выраженной разными словами). Надменно и зловеще хвастает перед женами Ламех (в распоряжении, которого "железное оружие", изобретенное его сыном Тувалкаином) тем, что убил некоего юношу. Хвалится он и своей, якобы, безнаказанностью, видимо, "уповая" все на то же "железное оружие". Если за Каина отомстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро.

И в такой-то мир предстояло войти Израилю, а позднее — Церкви, чтобы провозглашать в нем праведность Божию.

4:25-26. Безбожному обществу резко противопоставлены праведные. Линия Сифа была линией веры. Сам Сиф был для Евы, не утратившей веры в Бога, подарком от Него. Во дни Еноса, сына Сифова, люди начали призывать (точнее — "возвещать") имя Господа (имя Иеговы).