Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Культурно-исторический

Бытие 38

38:1-30 Сыновья Иуды

38:1. Одоллам. Расположенный в Шфеле, Одоллам отождествляется с селением Телль- эш-Шейх-Мадхур (esh Sheikh Madhkur), к северо-западу от Хеврона (см.: 1 Цар. 22:1; Мих. 1:15). Поскольку Одоллам находился на меньшей высоте, чем Хеврон (3040 футов над уровнем моря), выражение «Иуда спустился» (в русском переводе — «отошел») вполне уместно.

38:6-26. Левират. Обычай бракосочетания вдовы с братом мужа, левират, позволял предотвратить распыление наследства в случае смерти мужчины, не успевшего родить наследника. Как явствует из описания этого обычая в Быт. 38, брату умершего мужчины полагалось оплодотворить вдову, чтобы имя брата (его доля наследства) перешло к сыну, рожденному от этого принудительного акта. Сходное установление имеется в хеттском законе 193, а некая разновидность этого обычая представлена в Руф. 4. В более подробном изложении закона о левирате во Втор. 25:5—10 сказано, что деверь может отказаться от этой обязанности, приняв участие в публичной церемонии, на которой вдова его опозорит. Вероятно, в этом была необходимость в ситуациях, подобных той, с которой столкнулся Иуда: жадный брат (Онан) отказывался оплодотворить Фамарь, так как это уменьшило бы его долю наследства.

38:11. Вдовы. В обществе, подверженном болезням и войнам, неизбежно появляются вдовы. В Древнем Израиле эта проблема решалась посредством левирата и повторного замужества молодых вдов по окончании траурного периода. Вдовы носили особые одежды, свидетельствующие об их вдовстве. Поскольку вдовы не имели прав наследования, были разработаны специальные законы, позволявшие им собирать колосья после жатвы (Руф. 2) и защищавшие их от притеснений (Втор. 14:29; Пс. 93:1-7). Только овдовевшая дочь священника могла с честью возвратиться в отчий дом (Лев. 22:13).

Основные торговые маршруты на древнем Ближнем Востоке

Торговля играла жизненно важную роль в экономике народов древнего Ближнего Востока. Имеются сведения, что уже в 5000 г. до н. э. по всему Ближнему Востоку велась торговля обсидианом из Северной Анатолии. Несмотря на то что сухопутные путешествия занимали много времени (15—20 миль в день) и были сопряжены с опасностями, потребность в экзотических, да и просто полезных товарах была так велика, что купцы охотно шли на риск, чтобы получить высокую прибыль (минимум 100 процентов). В деловых документах из архивов Каниша (2100—1900 гг. до н. э.) и Мари (1800—1700 гг. до н. э.) упоминаются торговые караваны, насчитывающие 200—300 ослов и совершающие переходы из Малой Азии в Северную Сирию. Они шли по маршруту, ведущему от Ашшура на реке Тигр к Таврским горам, в торговый город Каниш, расположенный на западе центральной части Малой Азии. Затем этот маршрут шел через Киликию в Антиохию, Филадельфию, Сарды, Пергам и Трою на Ионическом побережье. В каждом из этих городов предприимчивые купцы находили приют и прекрасный рынок сбыта своих товаров.

Прокладываемые маршруты диктовались топографией различных регионов (караваны избегали болот с их вредными испарениями, а также неровной или сильно изрезанной горной местности), политической ситуацией и возможными рынками. Дороги расходились во все стороны от крупных населенных центров. Так, из Египта шла дорога, известная под названием «Приморский путь», начинавшаяся в Мемфисе на Ниле, пересекавшая Синайский полуостров, поворачивавшая на север, в приморскую долину Ханаана, затем на восток, через Изреельскую долину к Мегиддону и далее на север, к Асору. Оттуда дорога вела на северо-восток, к Дамаску, проходила через Эблу и Алеппо в Сирии и приближалась к северо-западному притоку Евфрата, служившему в то время ориентиром для движения в южном направлении к крупным городам Месопотамии. По другой большой дороге, так называемой «Царской», караваны шли из Аравии, пересекали Транс- иорданию от порта Ецион-Гавер на Красном море до Эдома, Моава и Аммона и доходили до Дамаска, где Царская дорога соединялась с Приморским путем.

Поскольку центральную и северную части Аравии занимали унылые пустыни, торговые маршруты огибали их, направляясь на север по долинам Тигра и Евфрата, затем на запад, к Пальмире и Дамаску, и далее на юг по Приморскому пути через Палестину или по Царской дороге в Транс- иорданию. Караваны, груженные пряностями, благовониями и индиго, шли вдоль западного побережья Аравии, переправлялись в Эфиопию и, оказавшись в Египте, следовали вверх по Нилу. В конце концов, эти купцы достигали глубоководных морских портов (различные порты, использовавшиеся между 2500—100 гг. до н. э.: Библ, Тир, Силон, Акко, Угарит, Акаба, Александрия), которые давали им доступ к рынкам и природным богатствам (напр., к медным копям на Кипре) Средиземноморья (Крит, Кипр, Эгейские и Ионические острова, берега Турции и Северной Африки). Кроме того, торговые корабли курсировали вдоль берегов Аравийского полуострова и Восточной Африки. В морской торговле ведущую роль играли Угарит (1600—1200 гг. до н. э.) и Финикия (1100—600 гг. до н. э.). Корабли ходили вдоль берегов и плавали между островами Средиземного моря, покрывая около 40 миль в день.

 38:13. Фамна. Из этого рассказа местоположение города неясно. Судя по перечню распределения земель и сказанию о Самсо- не (см.: Нав. 15:10,56 — Фимна; Суд. 14:1,2 — Фимнафа; 2 Пар. 28:18), это было хорошо известное место на территории Иуды в южной горной местности (возможно, Телль-эль-Баташи, в 3,5 милях к востоку от Экрона).

38:13,14. Одежда вдовства. Вдова, как и замужняя женщина, не носила покрывала. У нее была особая одежда, указывающая на ее вдовство. Эта одежда позволяла ей пользоваться привилегиями, предусмотренными законом для вдов (напр., правом собирать колосья и получать часть десятины).

38:14,21. Енанм. Два упоминания этого места в рассказе о Фамари свидетельствуют в пользу того, что это географическое название, а не «открытое пространство» (KJV) или «развилкадорог» (Вульгата, Таргумы). Возможно, это то же, что и Ен-1анним (Нав. 15:34), — название, обязанное своим происхождением местным источникам. Тем не менее, помимо самого общего указания на территорию Иуды, о местонахождении этого пункта ничего неизвестно.

38:15-23. Блудница. В хананейской культуре проституция использовалась как средство, способствующее повышению плодородия. Жрицы богини *Иштар или *Анатжили в святилищах и носили покрывала, так как считались символическими невестами 'Ваала или *Эла. Мужчины посещали святилища и пользовались услугами культовых блудниц накануне сева, перед стрижкой овец или в период ягнения. Имитируя священный брак, они оказывали почтение богам и обеспечивали плодородие своих полей и стад.

38:18,25. Печать, перевязь и трость. Отличительным свойством оформления документов на древнем Ближнем Востоке было использование цилиндрических печатей. Вырезанное на их поверхности зеркальное изображение оставляло четкий след на глиняных или вощаных табличках. Множество цилиндрических печатей, сделанных из драгоценных или полудрагоценных камней и относящихся почти ко всем периодам после 'ранней бронзы, находят в археологических раскопках. Иногда печати нанизывали на кожаный шнур и носили на шее. На печатях, найденных в Палестине, изображение обычно выгравировано на плоской стороне. Другой предмет, по которому можно было определить его владельца, — трость. На нее опирались при ходьбе, ею погоняли животных и даже использовали ее как оружие. Поскольку трость была предметом личного пользования, она была украшена резьбой и отполирована, так что узнать, кому она принадлежит, было нетрудно.

38:24. Блуд как преступление, караемое смертной казнью. Обычно подобные преступления карались побиванием камнями (Втор. 22:23,24). Приговор Фамари к смертной казни через сожжение является исключением. Подобное наказание предусматривалось только для дочери священника уличенной в блуде, или для виновных в кровосмешении (Лев. 20:14).