Библия Далласской БС Комментарий

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Марк. Лк. Иоан. Деян. Иаков. Петр. Петра. Иоан. Иоан. Иоан. Иуд. Рим Римлян. Кор1. Кор2. Гал. Еф. Фил. Кол. Фесс. Фес. Тимоф. Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Далласской БС Комментарий

Бытие 36

Г. Родословие Исава (36:1-8)

Эта глава трудна для понимания, поскольку содержит некоторые загадочные подробности. Тол(е)дот Исаака (25:19—35:29) завершен, и повествование обращается к потомкам его сыновей. Но прежде чем перейти к избранной "ветви" родословного древа (гл. 37; ср. гл. 4 с гл. 5; 10:1-20 с 10:21-31; 21:8-21 с 22:1-18), бегло прослеживаются события, связанные с "ветвью" неизбранной. (Примечательно, что как по окончании истории Авраама в 12-ой главе приводится родословие Измаила, о котором затем в Св. Писанин не упоминается, так и тут говорится об Исаве и его потомстве, которые в дальнейшем из истории спасения "выпадают".)

36:1-8. В этих стихах приведен тол(е)дот Исава. У него было три жены: Ада Оливема и Васемафа. Поскольку имена двух из них не совпадают с теми, что были указаны прежде (26:34; 28:9), надо думать, что либо другие его жены умерли, либо он отдавал предпочтение этим трем из числа шести, или что две взяли себе другие имена.

Оливема была правнучкой Сеира Хорреянина, чьи потомки жили в Едоме, когда там поселился Исав (36:20,25). От этих трех жен у Исава было пятеро сыновей.

В повествовании подчеркнуты два момента. Первый — это то, что сыновья Исава родились в земле Ханаанской (ст. 5) — до того, как он переселился в Сеир (ст. 8). То есть здесь прямое противопоставление Иакову, чьи дети родились за пределами земли, но потом вошли в нее. Второй момент: Исав был Едомом. На протяжении всей главы читателю напоминается об этом. Израилю значение этого напоминания было, конечно, ясно: ведь он то и дело сражался с идумеями (едомлянами — потомками Исава; Быт. 36:43); см. в этой связи пророчество Авдия (кн. Авдия).

В ст. 7 обращает на себя внимание сходство ситуации с той, что описана в 13:5-6, где речь идет об Авраме и Лоте: вместе земля странствования их не вмещала их по множеству стад их. И вот Исав, как некогда Лот, двинулся на восток, на более зеленые пажити (ср. с 13:8-12).

Д. Родословие Исава, отца идумеев (36:9—37:1)

36:9-19. Последняя часть главы 36 (ст. 9-40) также начинается тол(е)дотом (родословием; ст. 9; ср. с ст. 1).

У пятерых сыновей Исава тоже были сыновья, от которых он имел десять внуков (эти прямые потомки Исава стали родоначальниками племен, получивших от них свои названия). Если считать Корея (ст. 16), то у Исава было не десять, а одиннадцать внуков. Возможно, Корей умер вскоре после того, как стал старейшиной. Или, может быть, упоминание этого имени в Быт. 36:16 — ошибка переписчика, попавшая сюда из ст. 14. В еврейском тексте каждый из десяти внуков и трое из сыновей (от Оливемы; всего тринадцать человек) названы "старейшинами" (аллуп, ст. 15, 17-18, — главы племен). Над всеми ними стоит отец их Исав (см. ст. 40-43).

36:20-30. В этих стихах перечислены сыновья (точнее — сыновья, внуки и внучки) Сеира Хорреянина, вероятно, аборигены той земли, т. е. "первоначальные" идумеи, побежденные и изгнанные Исавом (см. Втор. 2:12). Семь сынов Сеира (Быт. 36:20-21) были старейшинами Хорреев (ср. с ст. 29), и от них произошли двадцать "сыновей" или "дочерей" (т. е. племен). Одной из жен Исава была Оливема, правнучка Сеира (см. ст. 2,14, 18, 25; Сеир родил Цевеона(ст. 20), отца Аны (ст. 24), дочерью которого и была Оливема).

36:31-39. Неизвестно, каким образом были связаны друг с другом едомские цари и Исав, но они были царями, которые правили в Едоме. Племенная организация в Едоме, по-видимому, схожа была с таковой у Израиля, который в конце концов тоже поставил над собой царя, избрав его из племенных вождей. Неясно, к какому времени относятся упоминаемые тут восемь едомских царей, и правили ли они после дней Иакова и Исава. Во всяком случае Цари в Едоме появились до того, как появились они в Израиле (ст. 31).

36:40-43. Тут перечисляются старейшины, которые произошли от Исава, по племенам их, по местам их и по именам их. Итак, Исав был могучим владыкой (отцом Идумеев; ст. 43), стоявшим над племенами и регионами (ст. 40); одиннадцать глав племен произошли от него. Таким образом обещание Исаака Исаву в известном смысле исполнилось: уйдя подальше от Иакова, он на время предотвратил возможную зависимость от него, т. е. сверг "иго" его с "выи" (шеи) своей (см. 27:39-40).