Библия Далласской БС Комментарий

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Марк. Лк. Иоан. Деян. Иаков. Петр. Петра. Иоан. Иоан. Иоан. Иуд. Рим Римлян. Кор1. Кор2. Гал. Еф. Фил. Кол. Фесс. Фес. Тимоф. Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Далласской БС Комментарий

Бытие 35

г. Возвращение в Вефиль (35:1-15)

Две темы проходят через 35-ую главу: подведения итогов и нужды в исправлении. Итоги в ней подводятся в том смысле, что Иаков снова был дома, в Обетованной земле, со всем своим семейством и богатством своим; победа была одержана, цель достигнута, и обетование исполнено. В то же время в ней звучит мысль о необходимости исправления, ибо не все еще в семье целиком держались пути веры: предстояло "похоронить" идолов и решить вопрос с Рувимом.

35:1. Первые 15 стихов повествуют о возвращении Иакова (тем завершившего исполнение своих обетов; см. 28:20-22) в Вефиль, который был расположен километрах в двадцати двух двадцати четырех от Сихема. Эти обеты, принесенные в Вефиле ранее, включали обещание испо-ведывать Иегову своим Богом, а Вефиль — сделать Божиим домом, а также обязательство давать Богу десятины (28:20-22). Бог призвал Иакова обратно в землю его отцов (28:13-15; 31:3), но его путешествие сильно затянулось. И тогда Богу пришлось напомнить Иакову о забытых им обетах. По-видимому, его равнодушие к ним как-то связано с "осквернением" Дины и последующей трагедией в Сихеме (гл. 34). Иакову следовало продолжать свой путь в Вирсавию, в дом родителей (28:10), не останавливаясь в Сихеме.

35:2-5. Исполнить обеты, не подвергшись предварительно освящению, Иаков не мог. Его семья должна была избавиться от всех своих идолов, представлявших богов чужих. Описание очищения (удаление идолов, омовение себя и перемена одежды) было поучительным для Израиля, которому позднее, при входе в Обетованную землю (Иис. Н. 5:1-9), понадобится такое же освящение. После того как в Сихеме были погребены идолы (а вместе с ними и серьги, видимо, нанявшиеся какими-то колдовскими амулетами), Иаков и его семья двинулись на Вефиль. Люди окрестных городов, прослышав о резне, учиненной в Сихеме (Быт. 34:25-29), исполнились ужаса перед Иаковом и не преследовали его, как он опасался (34:30).

35:6-8. Прибыв снова в Вефиль (который раньше назывался Луз,28:19), Иаков воздвиг жертвенник, как повелел ему Бог (35:1). Между тем, умерла Девора, кормилица Ревекки, матери Иакова. Этой смертью, видимо, завершается еще одна часть истории патриархов. В память о старой кормилице дуб, под которым ее погребли, был назван дубом плача.

35:9-15. В Вефиле Бог подтвердил обетование, данное Им там же ранее (32:28). Доказательством ему служило теперь новое имя Иакова — Израиль. И то, что Бог назвал Себя здесь Всемогущим (Эль Шаддай: см. ком. на 17:1), тоже звучало как заверение в том, что Свое обетование Он исполнит (ср. с 28:3). Теперь, когда патриарх снова был в Обетованной земле, вновь подтверждалось и обещание относительно народа ("семени"), царей и земли (ср. с 12:2-3; 15:5, 18; 17:3-8; 22:15-18; 28:13-14). Действия тут Иакова почти идентичны тому, что он делал, когда был в Вефиле впервые: он воздвиг камень (памятник каменный), возлил на него елей и вновь назвал это место Вефиль, т. е. "Дом Божий" (ср. с 35:6-7,14-15; 28:16-19). И оба раза Бог обещал Иакову многочисленное потомство в этой земле (28:13-14; 35:11-12).

д. Пополнение семьи и развращение Рувима (35:16-29)

35:16-20. По прибытии в землю семья пополнилась последним ребенком — Вениамином (интересно, что одиннадцать из двенадцати родоначальников колен Израилевых родились за пределами земли обетования, а именно в Месопотамии; см. 29:31-30:24). Рахиль умерла от родов. Это была вторая смерть в дороге, о которой говорится в гл. 35 (см. ст. 8).

Имя, которое она сама дала ребенку, а именно Бен-Они ("сын моей скорби"), звучало слишком печально, и Иаков переименовал сына в Вениамина ("сын моей десницы"). Ведь прискорбное обстоятельство (смерть матери) ознаменовало собой и радостную перспективу, которую сулило рождение сына; тем более, что появление его на свет было ответом на молитву Рахили (30:24) о втором сыне (имя, которое она дала первому сыну, — Иосиф ("йосеп") происходит от "йасап" — прибавлять). Так что новорожденный заслуживал имени, которое свидетельствовало бы о радости, а не о скорби.

Над гробницей любимой жены Иаков поставил каменный столб (памятник; ср. с 28:18; 31:45-47; 35:1-4); Рахиль была погребена при дороге, которая вела из Ве-филя к Вифлеему (Ефрафа — прежнее название Вифлеема; ср. с "Вифлеем-Ефрафа" в Мих. 5:2, а также с Руф. 4:11 и I Пар. 2:50-51).

35:21-22. Тол(е)дот (родословие) Исаака завершается стихами 21-29, которые содержат несколько коротеньких сообщений. В первом лаконично сказано о бесчестии, которое нанес отцу Рувим, старший сын Иакова от Лии, переспав с Валлою, наложницею патриарха и служанкою Рахили (от Баллы у Иакова было два сына—Дан и Неффалим; 30:2-8). Это преступление было совершено на пути между Вифлеемом и Хевроном (где Израиль раскинул шатер свой за башнею Гадер). Возможно, Рувим таким образом намеревался преждевременно заменить отца как патриарха. Но заплатил за свой поступок потерей первородства; см. 49:3-4; ср. с 1 Пар. 5:1-2).

Заметим, что в Быт. 35:21-22 Иаков дважды был назван Израилем (ср. с 32:28; 35:10).

35:23-26. Здесь перечислены двенадцать сыновей Иакова, которые стали родоначальниками израильских племен, положивших, в свою очередь, начало великому народу (см. таблицу "Семья Иакова" в ком. на 29-ую главу). Это перечисление служит подтверждением благонадежности обетовании Божиих.

35:27-29. Глава заканчивается "сообщением" о смерти Исаака, который прожил сто восемьдесят лет. Это третья смерть, зафиксированная в гл. (см. ст. 8 и 18). (Полагают, что Исаак жил тогда вблизи Хеврона, южнее его, в Вирсавии; ср. ст. 28:10.) Иаков и Исав сообща погребли его. Не исключено, что братья встретились (по этому случаю) в первый раз после того, как расстались по приходе Иакова в землю из Месопотамии (33:16-17).

События, описанные в гл. 35, указывали Иакову на исполнение полученных им обетовании (он возвратился в Ханаан!). Однако время самоуспокоенности для него отнюдь не наступило, ибо исполнившееся знаменовало начало новой жизни.

Смертью Деворы, Рахили и Исаака отмечен конец исторического периода, имевшего для народа большое значение. Тяжко согрешил Рувим и лишился отцовского благословения (см. 49:3-4). Были "погребены" идолы, и члены семьи совершили ритуал — освящения — во имя исполнения обета, данного Иаковом в Вефиле. Двенадцать сыновей его, родоначальники будущих племен, положили начало народу в обещанной ему земле. Наступал великий переходный период, когда вере в Бога предстояло в масштабах целого народа — исполниться новой силы, ибо без этого не могли бы осуществиться в истории отношения между Богом и Израилем в рамках Завета. Вот почему нарочито подчеркнуты в гл. 35 обеты Иакова и обещание Бога.