Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Культурно-исторический

Бытие 35

35:1. Устройство жертвенника. Авраам создавал жертвенники на пути своего странствия (12:6—8) не для жертвоприношений, а для призывания имени Бога. Такую же цель, по-видимому, преследовал Иаков, так как о принесении жертв в тексте ничего не сказано. Некоторые исследователи полагают, что жертвенники создавались в знак принадлежности прилегающей территории определенному божеству. С другой стороны, жертвенники могли быть памятниками имени Господа.

35:2-5. Избавление от чужих богов. Призыв избавиться от чужих богов равносилен призыву полностью посвятить себя Яхве. Это не означает, что члены дома Иакова понимали и разделяли философскую концепцию монотеизма, но они действительно признавали Яхве своим богом-покровителем. Вера в личного бога, который защищает род и заботится о его процветании, получила распространение в Месопотамии в начале 2-го тыс. до н. э. Такое божество не замещало в сознании верующих великих космических богов, но именно оно было для индивидуума главным объектом поклонения и религиозной преданности.

35:2. Очищение. Как правило, очищение предшествовало совершению ритуальных действий, но в данном случае оно могло быть связано с кровопролитием, описанным в гл. 34. Обыкновенно очищение состояло из омовения и перемены одежды. Кроме того, подготовка к богослужению требовала избавления от всяких признаков верности другим богам. Все это было сделано в Сихеме, где происходили события гл. 34, примерно в 20 милях к северу от Вефиля. Акт богослужения представлен в виде паломничества, на что указывает терминология ст. 1. Связь серег со служением другим богам неясна. Известно, что серьги использовались для изготовления идолов (Исх. 32:2; Суд. 8:24) и составляли часть добычи, захваченной в разграбленных городах, но сами по себе эти факты не могут служить объяснением. Высказывают предположение, что серьги были своеобразными *амулетами, и на них даже было оттиснуто изображение божества, но никаких сведений об использовании серег в подобных целях не существует. Впрочем, найдена одна серьга, относящаяся к периоду Ур 111 (ок. 2000 г. до н. э.), с посвятительной надписью некоей богине.

35:4. Закапывание под деревом. Идолы и серьги были закопаны под дубом близ Сихема, который, возможно, фигурирует также в 12:6, Нав. 24:23-27 и Суд. 9:6,37. Священные деревья играли важную роль в народной религии, склонной рассматривать камни и деревья как обители богов. В хананейской религии деревья символизировали плодородие (см.: Втор. 12:2; Иер.3:9; Ос. 4:13), хотя археологические и литературные сведения, которые могли бы прояснить роль священных деревьев, очень скудны. 35:14. Освящение памятника. Подобно камню, воздвигнутому и освященному в Вефиле в 28:18, Иаков ставит еще один памятник и совершает на нем жертву возлиянием в память о Богоявлении. В воздвижении нескольких священных столбов в одном месте не было ничего необычного.

35:16-29 Смерть Рахили и Исаака35:16—18. Повивальные бабки. Повивальные бабки просвещали молодых женщин в сексуальных вопросах и занимались родовспоможением. Кроме того, они участвовали в ритуале наречения и учили матерей ухаживать за новорожденными.

35:16—18. Смерть при родах. Смерть природах была нередким явлением в Древнем мире. Сакральные тексты из "Бавилона содержат ряд заклинаний, защищающих мать и ребенка в процессе родов, в частности, заклинание против Ламашту, женщины-демона, которая, по поверьям, нападала на женщин и детей.

35:18. Наречение детей. Будучи при смерти, Рахиль нарекает свое дитя именем, в котором отражено ее страдание. Обстоятельства, связанные с родами, часто давали повод назвать ребенка тем или иным именем. В данном случае Иаков изменяет имя по праву отца. «Вениамин» означает либо «сын правой стороны», т. е. «счастливый», «удачливый», либо «сын юга», так как юг в традиционном мышлении израильтян находился с правой стороны.

35:19,20. Надгробный памятник Рахили. Рахиль умерла на пути из Вефиля в Ефрафу, расположенную примерно в 12 милях к северу от Вифлеема, на границе будущих владений Иуды и Вениамина. Другой пример установки надгробного памятника можно найти во 2 Цар. 18:18. Упоминание памятника Рахили в Мер. 31 свидетельствует о том, что он оставался популярным местом паломничества вплоть до окончания периода царства. Позднейшие предания обнаруживают некоторую несогласованность, помещая гробницу Рахили то близ Вифлеема, то севернее Иерусалима.

35:21. Башня Гадер. Название этого места означает «башня стада» — сооружение, используемое пастухами для защиты своих животных от хищников. Если после погребения Рахили Иаков продолжал двигаться на юг, то башня Гадер должна была находиться близ Иерусалима. В пользу такой идентификации можно привести упоминание «башни стада» в Мих. 4:8. Однако позднейшая традиция помещает башню Гадер ближе к Вифлеему.

35:21,22. Сын н наложница отца. "Наложницы — женщины, не имеющие приданого, в обязанности которых, помимо прочего, входило принесение детей в семью. Деторождение играло важную роль в Древнем мире, где шансы на выживание рода, да и на выживание вообще, были, в лучшем случае, невелики. Поскольку наложница была сексуальным партнером, сын, воспользовавшийся наложницей, считался виновным не только в кровосмешении, но и в посягательстве на власть патриарха.