Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Культурно-исторический

Бытие 34

34:1-31 Дина и Сихем

34:2. Евеи. Основываясь на упоминаниях евеев в различных рассказах, можно предположить, что они жили в центральной части горной местности, простирающейся от Гаваона близ Иерусалима (Нав. 9:1—7) до Сихема и далее к северу до горы Ермон (Нав. 11:3; Суд. 3:3). Происхождение евеев неизвестно (потомки Хама в Быт. 10:17), но не исключено, что они имеют отношение к "хурри- там или "хеттам, селившимся в Ханаане с середины 2-го до начала 1-го тыс. до н. э.

34:2. Насилие над женщинами. Очевидно, изнасилование как средство добиться заключения брака было распространенным явлением на древнем Ближнем Востоке. Установления, касающиеся этого обычая, можно найти в Исх. 22:16,17, Втор. 22:28,29, в законах Среднеассирийского царства и хеттских законах. Согласно этим установлениям, насильник должен был платить особенно большой выкуп за невесту и терял право на развод. В "шумерском законе 7, как и в Быт. 34, разбирается случай насилия над молодой женщиной, покинувшей родительский дом без разрешения. В результате родители решили выдать ее замуж за насильника без ее согласия.

34:7. Концепция универсального закона. Из представленных в древней ближневосточной литературе сводов законов этого и более раннего времени явствует, что запреты, касающиеся безнравственного сексуального поведения, появились задолго до Синая. Нормы поведения, которым следовали люди в то время, обнаруживают большое сходство с законами, запечатленными на Синае, и свидетельствуют о присущем им универсальном нравственном чувстве. И в законах, и в менее формализованных установлениях отражено стремление защитить честь рода, достоинство личности и безопасность в обществе.

34:11,12. Выкуп за невесту и дары. Величина выкупа за невесту и ценность даров, преподносимых семейством жениха, нередко зависели от желательности брака. Если семейство невесты имело более высокий социальный статус, чем семейство жениха, или существовали иные причины (напр., красота невесты), то стоимость выкупа повышалась. В текстах из "Нузи обычный выкуп за невесту составляет от тридцати до сорока сиклей серебра.34:13—17. *Обрезание. В период учреждения обрезания (Быт. 17) и взрослые мужчины, и младенцы подверглись этой процедуре, символизировавшей их принадлежность к общине. Хотя обрезание широко практиковалось на древнем Ближнем Востоке как обряд возмужалости и плодородия, его совершали не все народы. Мужчины Сихема согласились подвергнуться обрезанию, чтобы получить возможность жениться на дочерях Иакова. Процедура обрезания, совершаемая над взрослыми мужчинами, очень болезненна, потому вполне возможно, что все взрослое мужское население на несколько дней «вышло из строя».

34:20. Городские ворота. Участок возле городских ворот был местом заключения торговых сделок и решения правовых вопросов. Кроме того, здесь проводились городские собрания, вызывавшие интерес у всех жителей города. В небольших городах, каковыми являлись почти все древние города, дома стояли вплотную друг к другу, а улицы были узкими. Открытые пространства были только на рынке и на площади возле ворот, но рынок был неподходящим местом для решения общественных вопросов.

34:25—29. Газграбление города. Переговоры между сторонами касались размера компенсации (выкупа за невесту), с учетом того, что Дина была взята силой. Как оказалось, компенсация, которую братья Дины считали удовлетворительной, состояла в лишении жизни и разорении целого города. В поэме «Илиада» точно так же поступают греки, осаждающие Трою, чтобы освободить Елену.

35:1-15 Возвращение Иакова в Вефиль