Библия Далласской БС Комментарий

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Марк. Лк. Иоан. Деян. Иаков. Петр. Петра. Иоан. Иоан. Иоан. Иуд. Рим Римлян. Кор1. Кор2. Гал. Еф. Фил. Кол. Фесс. Фес. Тимоф. Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Далласской БС Комментарий

Бытие 32

д. Бог готовит Иакова к встрече с Исавом (32:1-21)

32:1-2. Эта "подготовка" выразилась в том, что Иакову явились в видении ангелы. Патриарх только что расстался с Лаваном и возвращался в землю, где ему предстояло встретиться лицом к лицу с Исавом. И вот читатель становится свидетелем того, как невидимый Божий мир входит в непосредственный контакт с "материальным" миром Иакова. Сцена передана кратко, но выразительно — в четырех (по-еврейски) словах: И встретили Его Ангелы Божии. Приняв их за ополчение небесных сил, патриарх назвал то место Маханаим (что, предположительно, значит "два стана"; вероятно, Иаков имел в виду стан ангелов, посланный охранять его собственный стан при их вступлении в землю Обетованную).

Весьма поучительно сравнение этой "встречи" с той, что произошла у Иакова раньше — в Вефиле (28:10-22). Кстати, словосочетание "Ангелы Божий" встречаются в Ветхом Завете только в 32; 1 и в 28:12. Сравните реакцию Иакова на посланные ему видения там и тут: "Это врата небесные", — говорит он в 28:17, а в 32:2 восклицает: это ополчение Божие! В обоих случаях он сначала "толкует" увиденное, а потом дает соответствующее название месту, где это произошло (28:17; 32:2). Очевидно, что оба текста перекликаются между собой. Имевшее место в Вефиле, когда Иаков покидал землю, повторяется при его возвращении в нее. В минуты духовного прозрения, посланного патриарху свыше, мелькнувшие перед ним Ангелы Божий должны были подтвердить его уверенность в том, что он — под Божией зашитой. Ангелы приветствовали его вступление в Обетованную землю. Небесная "поддержка" пришла к Иакову именно в тот момент, когда он особенно в ней нуждался.

Там, где в "земную ситуацию" вмешивается Бог, ситуация эта обретает духовный характер: вещи совершаются на их духовном уровне. Так было в отношении Иакова, и впоследствии — в отношении Израиля. Так происходит и сегодня. В ангелах, служащих Богу, — источник защиты человека и средство одерживаемой им победы.

32:3-8. Под действием посланного ему видения Иаков направляет вестников к Исаву в Едом. (Евр. слово, переводимое как "ангелы", означает также "вестников".) В этих стихах несколько отправных идей, как и "обыгрываемых" слов и словосочетаний. Взору Иакова только что представились ангелы (Божий вестники), и вот он посылает своих вестников к Исаву. Он воспринял ангелов как стан (маханех) небесных сил и потому назван это место Маханаим (ст. 2), а вскоре, из страха перед Исавом, который шел ему навстречу в сопровождении четырехсот человек, разделил свое семейство на два стана (маханот).

32:9-12. Боясь старшего брата, Иаков молился об избавлении от грозившей ему опасности (см. 27:41). Он все еще был в тисках страха, который сквозил и в его молитве, хотя и сознавал, что Бог отвратит от него угрозу.

К Отцу Небесному патриарх обращался как к Богу отца своего Авраама и отца своего Исаака, напоминая Ему о Его повелении ему, Иакову, вернуться в землю свою и о Его обещании благотворить ему. (Это — желание Бога, чтобы, молясь, люди напоминали Ему о Его словах, ибо так стимулируется их вера.) Затем Иаков исповедался перед Господом в недостоинстве своем, в том, что всех Его милостей и благодеяний он не заслужил; он признавал свою полную зависимость от Него. Но вслед за тем он напоминал Ему о Его обещании "сделать потомство Иакова, как песок морской" (ср. 22:17). Сознание неизменного Божьего присутствия в его жизни не могло не укреплять доверия патриарха к Господу, но в тот момент он, сознавая свою вину, все еще пребывал во власти страха.

32:13-21. Чтобы "смягчить" Исава, Иаков взял "часть своего благословения" и отправил его "впереди себя" брату в качестве подарка (здесь еврейское мин-хах; этим словом назывался дар "вышестоящему" с целью завоевать его расположение). Иаков послал Исаву коз, овец верблюдиц с жеребятами коров волов ослиц и ослов — всего 550 животных, не считая верблюжат! Он надеялся, что пять стад, составленных из них и посланных одно вслед другому, произведут "умиротворяющее" впечатление на Исава (ст. 20). Позднее патриарху предстояло узнать, однако, что Бог избавил бы его от гнева брата и без этих даров. Это следовало познать и народу, что освобождение приходит по вере в Бога, а не ценой "взятки", уплаченной в той или иной форме неприятелю.

И пошли дары пред ним; а он в ту ночь ночевал в стане (ст. 21).

е. Благословение в Пенуэле (32:22-32)

Прежде чем Иаков вошел в Обетованную землю, он встречен был Богом, Который нанес ему физическую травму, но и благословил его. Этим событием был ознаменован поворотный пункт в жизни патриарха.

Для того, чтобы понять значение происшедшего, как оно рассказано здесь, нужно особое внимание обратить на несколько моментов. Во-первых, борение произошло при вступлении в Обетованную землю (река Иавок в Галааде впадает в Иордан близ восточной границы; ст. 22-24). Во-вторых. Иаков стал (и был назван) Израилем (ст. 28). Его новое имя обусловлено описанным событием и объясняется им. Третьим немаловажным моментом является наименование места патриархом (Иаков назван его "Пенуэл") в ответ на свое собственное "переименование" (ст. 30). В-четвертых, примечательно то "диетическое ограничение" для израильтян, которое вводится в повести (ст. 32). Позже оно сделалось в Израиле обычаем, хотя и не стало частью Моисеева закона. Ортодоксальные евреи и по сей день не употребляют в пищу "верблюжью жилу" (сухожилие в задней ноге животного; в русском тексте Библии говорится о "составе (или суставе) бедра").

Упор в повествовании несомненно делается на борении, в результате которого Иаков превратился в Израиля. Более полно это можно понять в контексте личности и обстоятельств Иакова. Взаимосвязанность всех элементов повествования усиливается игрой слов в именах и названиях. Так, с самого начала (ст. 22, 24) перед нами возникают созвучные слова, которые не могли не привлечь особого внимания читателя еврея; это йаакоб (Иаков), Набок (Иавок) и йеабек (боролся) Прежде чем Иакову (йаакоб) дано было пересечь р. Иавок (йабок), чтоб войти в землю Обетованную, он должен был бороться (йеабек). Ему нужно было еще раз попытаться одолеть некоего противника, ибо на границе с землей его встретил Некто, пожелавший быть с ним один на один, и он вынужден был бороться с Ним.

32:22-25. Это произошло после того, как Иаков переправил через Иавок свою семью, слуг и имущество. Тогда Некто напал на него и боролся с ним. Подробностей борьбы, явившейся вступлением к самому главному — к их диалогу, не приводится. Однако борьба была самой настоящей, имевшей для патриарха и чисто физические последствия.

Важное значение имеет и то обстоятельство, что борьба продолжалась, пока не взошла заря, потому что темнотой символизируется состояние Иакова. Страх и неуверенность сковали его. Если бы он понимал, что ему предстоит бороться с Богом, то ни за что не вступил бы в эту борьбу, не говоря уж о том, чтобы продолжать ее всю ночь. С другой стороны, то, что борение продолжалось до зари, говорит о длительности его и решительном характере. По своему внутреннему смыслу оно соответствует духовному борению Иакова, борению веры. с успехом противостоящей всем жизненным тяготам и испытаниям, и в нем" же, одновременно, отражена вся будущность потомков Иакова Фактически Нападавший не одолел Иакова, пока не прибегнул к "чрезвычайной мере". Он коснулся бедра Иакова и повредил ему состав (сустав) в тазобедренной кости. И тем обеспечил Себе "преимущество". Некто оказался "противником", которого, в конечном счете, Иаков одолеть не смог.

32:26-29. Осознав, с Кем он борется, и значение этой борьбы, патриарх удерживал своего Нападающего, настойчиво прося у Него благословения (ст. 26). Важно, что в ответ на просьбу Иакова Он спросил его: как имя твое? Вспомним, что в ветхозаветном понимании имя человека ассоциировалось с его личностью. Произнося свое имя, Иаков ("хватающийся за пяту", который был теперь сам "схвачен"), должен был раскрыть себя как личность — прежде чем получить благословение. Отсюда ясно, что,"задавая вопрос", Нападавший подразумевал: натуре патриарха, его образу жизни предстояло в корне измениться. Благословение облачено было в форму присвоения ему и его потомству нового имени — Израиль, священного теократического имени, означающего, как следует из текста, "богоборец". Этим знаменовалось, что впредь патриарх не будет бороться с людьми и обстоятельствами хитростью, вначале действуя по своему эгоистическому разумению, а затем "вытягивая" из Бога Его благословения; что начинается пора его "борения духом" — за оправдание призвания, дарованного ему свыше. И это, одновременно, должно было явиться залогом побед Иакова-Израиля над его врагами (и человеков одолевать будешь, ст. 28).

32:30-32. Иаков назвал то место Пенуэл ("лицо Божие"), потому что, по его словам, он видел Бога лицом к лицу и не погиб. Как прежде, он назвал место в память о событии. Однако "Бога не видел никто никогда" (Иоан. 1:18). За объяснением этого кажущегося противоречия обратитесь к комментариям на Исх. 33:11,20; Иоан. 1:18.

Бог приблизился к Иакову настолько, что возложил на него руки (благословил его). Патриарх молился об избавлении (см. Быт. 32:11; примечательно, что и там и здесь, в 32:30, употреблено одно и то же еврейское слово насал; на молитву Иакова об избавлении (ст. 11) Бог ответил, встретившись с ним "лицом к лицу" и благословив его (ст. 30).

Как сделалась "бесполезной" крепкая жила в ноге Иакова, когда Бог "коснулся" ее, так "вышло из строя" — в результате непосредственной встречи патриарха с Богом — и "плотское оружие" Иакова — его настойчивая самоуверенность. То, о чем он только догадывался последние 20 лет, теперь стало для него несомненным: он был в руках Того, бороться против Которого "на равных", — бессмысленно. После Его болезненного прикосновения борьба Иакова приняла другое направление. Утратив (в прежней ее мере) природную силу, Иаков обрел силу веры.

Иаков не был единственным, с кем Бог встречался "лицом к лицу". Это произошло и с Моисеем, когда тот не вполне еще подчинялся воле Его (Исх. 4:24). Иакова же Он встретил у границы земли, обещанной Им "семени" Авраама. Бог, подлинный Владелец ее, воспротивился, однако, вхождению в обещанные пределы патриарха, носившего прежнее свое имя — "Иаков". Это значит, что по своей воле и силе тот никогда не смог бы войти туда.

Смысл повествования для того израильского народа, которому предстояло придти в Обетованную землю из Египта, был ясен: свою полную и окончательную победу Израиль одержит не обычным путем, каким достигают власти и силы другие народы, но силою Божиего благословения. И это символизирует несовместимость человеческих самонадеянности и самодовольства с деятельностью Бога в любой исторический период. Только верой побеждается мир.