Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Культурно-исторический

Бытие 31

31:1-21 Бегство Иакова

31:1. Недовольство сыновей Лавана. Успехи Иакова на службе у Лавана естественным образом привели к уменьшению достояния Лавана и, следовательно, к истощению наследства, которое рассчитывали получить его сыновья. Поэтому неудивительно, что они затаили злобу против своего зятя и двоюродного брата.

31:13. Бог Вефиля. Называя Себя Богим Вефиля, Господь напоминает 11акову о его обете в 28:20—22 Хотя хананеи действительно считали, что каждым священным местом владеет особое божество, в тексте не содержится указаний на то, что Иаков воспринимал Бога Вефиля как божество, отличное от Яхве, и автор Пятикнижия, несомненно, отождествляет Бога Вефиля с Яхве (ср.: ст. 3 и 13).

31:14—16. Недовольство Рахили и Лии. Рахиль и Лия выразили готовность уйти с Иаковом по той причине, что Лаван пренебрегал их интересами в своих финансовых операциях.- Очевидно, они имели в виду средства, которые обычно откладывались на тот случай, если муж женщины умрет или даст ей развод. Эти средства составляли часть выкупа за невесту, каковой в данном случае Иаков заплатил своим трудом, а не материальными ценностями. Если из всего тою, что заработал Иаков за четырнадцать лет, Лаван ничего не откладывал, то ему было нечем обеспечить своих дочерей. Поэтому. с экономической точки зрения, они не чувствовали себя защищенными в отчем доме. Рахиль и Лия сочли, что отец обращается с ними как с чужими, потому что Лаван. разбогатев благодаря трудам Иакова, ничего не дал им.

31:18. Paddan Aram. Месопотамия. См. коммент. к 28:2 и 28:5.

31:19,20. Сгрижка овец. Стрижка домашних овец происходит весной, за несколько недель до ягнения. Это позволяет овцам в течение лета снова нарастить шерсть, которая защищает их от жары и холода. Обычно пастухи приводили своих животных в некий центральный пункт, где шерсть после стрижки подвергалась обработке, окраске и прядению. Археологические раскопки в Фамне (см.: 38:12) обнаружили большое количество ткацких гирек, свидетельствующих о том, что здесь находился центр стрижки овец и ткачества. Поскольку это мероприятие было связано с довольно длительным путешествием, хозяину следовало позаботиться о безопасности тех, кто остался дома. Завершение этой тяжелой работы обычно сопровождалось праоснованием.

31:19. Идолы. Считалось, что teraphim, или «домашние идолы», приносят роду удачу и преуспеяние. Согласно одному предположению, эти статуэтки, подобно ларам и пенатам римской традиции, охраняли порог и очаг. Их передавали из поколения в поколение как часть наследия. Судя по тому, что Рахиль смогла спрятать идолов под седло, они были небольшого размера, хотя существовали и более внушительные статуи (см.: 1 Цар. 19:13). В Месопотамии, Сирии и Палестине находят множество подобных статуэток. Они принадлежали к народной или местной религии, не связанной с храмами или национальными культами главных богов. В одном из последних исследований выдвигается гипотеза, что эти статуэтки изображали предков, но другие ученые усматривают в них более широкую связь с родовым богом-покровителем. В отличие от Иакова, легко отказавшегося от идолов перед отбытием в Ханаан, Лаван придавал им огромное значение.

31:21. Галаад. Покинув Харран, Иаков двинулся на юго-запад и, перейдя через Евфрат, оказался в районе Трансиордании, известном под названием Галаад. Эта местность занимает большую часть Иорданского нагорья между рекой Ярмук у моря Галилейского и северной оконечностью Мертвого моря.

31:22-55 Примирение Иакова и Лавана

31:27. Музыкальные инструменты. Тимпаны и гусли — обычные музыкальные инструменты, связанные с празднествами в сельской культуре. Ими пользовались, чтобы отметить важные события, например военные победы (Исх. 15:20), религиозные праздники (1 Цар. 10:5) или, как в этом эпизоде, праздники по случаю отъезда. 31:35. Уловка Рахили. Сославшись на свои месячные, Рахиль отпугнула Лавана, так как в Древнем мире считали, что женщина во время менструации представляет опасность, а менструальная кровь является гнездилищем демонов.

31:38-42. Обязанности пастухов. В раскопках Месопотамии обнаружены пастушеские контракты, в которых обстоятельно перечислены обязанности пастухов и указаны размеры их заработка. Занятия пастухов описаны в этих материалах примерно так же, как в этом отрывке: приведение животных на пастбища и к источникам воды, принятие ягнят, уход за больными и травмированными животными, обеспечение защиты от хищников и возвращение потерявшихся животных. Убытки, вызванные небрежностью или неспособностью пастуха уберечь стадо, возмещались из его заработка. Кроме того, пастух мог употреблять в пищу мясо только тех животных, которые пали или были убиты.

31:42. Бог предков. Использованное Иаковом выражение «Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака» передает дух родства, основанного на поклонении членов этого племени божеству предков (см.: 28:12; Исх. 3:6; 4:5). Выражение «страх Исаака» встречается только в Книге Бытие и, возможно, представляет прозвище Бога-покровителя, равно как и скрытую угрозу против любых насильственных действий со стороны Лавана (см.: 31:29). Воззвание к божественному покровителю «Ашшур, бог твоих отцов» встречается также в староассирийских текстах (начало 2-го тыс. до н. э.).

31:45-53. Камень как свидетель. Сообщения об использовании груды камней в качестве пограничного знака, памятника или свидетельства завета неоднократно встречаются в библейском тексте (см.: 28:18; 35:20; Нав. 24:27). В хананейской религии столбы воздвигались в честь богов и считались местом их обитания (см.: Втор. 16:21,22; 3 Цар. 14:23). Воздвижение и наименование двух подобных сооружений свидетельствует о том, что здесь был исполнен ритуал, в котором бог(и) каждой из сторон призывались свидетельствовать о заключении союза и обеспечивать соблюдение его условий. Возможная параллель — столбы Иахин и Воаз, установленные перед храмом Соломона в Иерусалиме (3 Цар. 7:15—22).

31:48—53. Характер договора. Договор между Иаковом и Лаваном был заключен в полном соответствии с правилами, зафиксированными в древних ближневосточных документах о мирных соглашениях (напр., в ассирийских вассальных договорах Асар-хаддона VII в. до н. э. или в договоре Рамсеса II и Хатгусили III, XIII в. до н. э.): боги каждой из сторон были призваны в свидетели, затем были оглашены условия договора и в заключение было совершено жертвоприношение и устроена ритуальная трапеза. Хотя единственное требование, выдвинутое Лаваном, касалось того, чтобы Иаков не брал новых жен, воздвижение столбов ясно показывает, что это был еще и договор о границах и что отныне принадлежащая каждому из них территория была определена. Параллели запрету на заключение новых браков содержатся в правовых документах из *Нузи (XV в. до н. э.). Смысл этого требования заключался в том, чтобы защитить права и статус существующей жены (жен), особенно в том случае, когда родственники жены проживали в отдалении и не могли обеспечить ей справедливое и достойное обращение.

31:54. Трапеза. Очевидно, совместная трапеза была обычной процедурой, необходимой для утверждения договора (см.: 14:18; 26:30; Исх. 24:5—11). Как и в обычае гостеприимства (18:2—5), трапеза служит здесь средством вовлечения каждой из сторон в семейные, невраждебные отношения. Соотнесенность этой трапезы с жертвоприношением обеспечивает участие богов и усиливает торжественность события.