Библия Далласской БС Комментарий

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Марк. Лк. Иоан. Деян. Иаков. Петр. Петра. Иоан. Иоан. Иоан. Иуд. Рим Римлян. Кор1. Кор2. Гал. Еф. Фил. Кол. Фесс. Фес. Тимоф. Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Далласской БС Комментарий

Бытие 3

2. ИСКУШЕНИЕ И ГРЕХОПАДЕНИЕ (гл. 3)

3:1-7. В этих стихах отражено как историческое грехопадение человека, так и "прототип" искушения, и, следовательно, содержится исчерпывающий "материал" для изучения искушения как феномена, ибо истоки греха не следует искать ни в обстановке, ни в наследственности.

В первых двух главах Бытия записано сказанное Богом; теперь же "заговорил" змей (дьявол; см. Отк. 20:2). Слово Бога— источник жизни и гармонии; лживое слово змея — причина хаоса и смерти. Истина старше лжи; вначале было слово Божие, потом — сатанинская ложь.

В евр. тексте очевидна связь — посредством игры слов — между Быт. 3:1 и 2:25: Адам и Ева были "наги" (аруммим); змей был хитрее (арум — проницательнее, хитрее) других. Их нагота говорила о том, что они не знали зла, не видели расставленных для них ловушек, и поэтому сатана пустил в ход свою хитрость, чтобы воспользоваться их чистотой и наивностью. Хитрость (здесь в значении и "проницательности", "утонченности") не является злом сама по себе (ведь одна из целей Библии состоит в том, чтобы сделать таковыми верующих: см., например, Прит. 1:4, где слово арма — "хитрость", "проницательность" переведено как "смышленость"). Однако змей употребил это свойство в злых целях.

Итак, искусителем был сатана, явившийся в образе змея; в этом содержится намек на то, что искушение не приходит открыто, но маскируется; оно возникает неожиданно и может прийти от "подчиненного" (человеку положено было владычествовать над "пресмыкающимися по земле"; см. Быт. 1:28).

В 3:1-7, по-видимому, налицо и полемический элемент: ведь змею поклонялись язычники. Бывший в их понимании символом жизни, он был на самом деле причиной смерти. Божественные "свойства" (обещание змея в 3:5) не даются посредством языческих верований и почитания их символов. Это путь смерти, а не жизни.

Ева либо не знала Божьего повеления достаточно хорошо, либо не старалась запомнить его. В противоположность ей Христос одержал победу над сатаной благодаря точному знанию Божьего слова (Мат. 4:4, 7, 10). (См. Таблицу "Искушение сатаною Иисуса и Евы" в ком. на Мат. 4:3-11.) Ева пренебрегла данными ей привилегиями и неточно пересказала змею как запрещение (в сторону преувеличения) Бога, так и предупреждение Его о наказании (в сторону смягчения его); это видно при сопоставлении ее слов (Быт. 3:3) с "заповеданным" Богом в 2:16-17. Выслушав Еву, сатана бесцеремонно "отменил" обещанные наказание и смерть (3:4). Сатана — лжец от начала (Иоан. 8:44), и это было первой его ложью людям: грешить можно, это сойдет вам с рук. Между тем, грех карается смертью (Быт. 2:17).

Кроме того, искуситель "поставил под сомнение" характер Бога, намекнув на то, что Он из ревности удерживает людей от достижения ими своего предназначения (3:5). Вкусив плодов с запретного дерева, они станут, как боги. Здесь евр. Елогим, означающее "Бог", но неизменно употребляемое во множ. числе. Буквально оно выражает понятие "сил", "властей", и именно так передано в Септуагинте — как "боги". Но правильнее было бы перевести его как "Бог", хотя бы потому, что Адам и Ева знали лишь одного, истинного, Бога; при таком переводе, кроме того, полнее выражается идея противопоставления Бога и людей, которым свойственно дерзостное стремление к "самообожествлению".

Итак, по словам сатаны, Бог знал, что люди, если вкусят запретного плода, то станут равными Ему. И вот он, искуситель, обещает им обретение божественного свойства - способности познания добра и зла.

На этом дело дьявола было закончено. Женщина была оставлена во власти своих природных желаний и физических влечений. Слово "вожделенно" (нехмад, ст. б) этимологически связано со словом, которое появится позже, в заповеди Десятисловия: "Не желай" (тахмод; Исх. 20:17). То, что Ева увидела "на практике" (хорошо для пищи приятно для глаз, и сулит получение знания, а потому — вожделенно) и толкает человека "переступить границу", коль скоро ему кажется, что "преграда" (наказание) — удалена.

Последствия, конечно, не оправдали ожидания. Обещание Божественной проницательности не осуществилось. Ева и Адам—оба ели, и открылись глаза у них, но это лишь навлекло на них беду. Им стало неловко в присутствии друг друга (наступили недоверие и отчуждение) и неловко перед Богом (страх охватил их, и они пытались спрятаться от Него). Обещанное дьяволом никогда не исполняется. Мудрость никогда не достигается непослушанием Божьему слову. Как раз наоборот: "начало мудрости — страх Господень" (Прит. 1:7).

3:8-13. Остальная часть главы подразделяется на три части: а) встреча с Господом, при которой два грешника, услыхав голос Его, испугались и попытались скрыться между деревьями рая (ст. 8-13); б) предсказания Господа относительно изменения положения как змея, так и женщины и мужчины (ст. 14-19); и в) изготовление Господом одежды для людей — как предвозвещение нового Порядка вещей (ст. 20-24).

Наказание и как часть его — неизменные теперь заботы о выживании — вот последствия греха. Вместо жизни, мужчина и женщина получили смерть; они имели радость — обрели скорбь; на место изобилия пришли скудость и тяжелый труд; вместо совершенного общения, уделом их стали отчуждение и разлад.

Лейтмотивом третьей главы являются смерть, тяжкий труд, пот, прах, тернии, древо, борьба и семя (потомство), и все они прослеживаются до Христа, все тесно связаны с темой Спасителя. Он — другой Адам, понесший на Себе проклятие человеческое; в тяжком борении источал Он кровавый пот, и венец на Его челе был сплетен из терниев; распятый на древе, Он принял смерть, как бы приобщился к праху.

3:14-19. Бог говорил к змею (ст. 14-15), к Еве (ст. 16) и к Адаму (ст. 17-19). Обращаясь к змею. Он а) провозгласил, что, ползая на чреве и питаясь прахом, змей будет служить человеку постоянным напоминанием об искушении и грехопадении, и б) Бог дал понять, какая власть стоит за змеем, и объявил, что между силами сатаны и человечеством будет вестись постоянная борьба. И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее. Потомством ("семенем") жены явился Каин, потом — все человечество в целом, а потом Христос и все, кто в Нем. Под "семенем" змея (сатаны) подразумеваются все бесы и все, кто служат его царству тьмы, все те, чей "отец — дьявол" (Иоан. 8:44). Сатана будет постоянно приносить вред человечеству (жалить его в пяту), но Семя, Христос, нанесет последний, решающий, удар (Он поразит его в голову).

Затем Бог сказал жене, что она в страданиях будет вынашивать и рожать детей. И муж ее, которого она толкнула на грех, будет господствовать над нею, но, несмотря на то, что он явится, таким образом, источником ее "болезней", она будет испытывать к нему непреходящее влечение.

Адаму Бог сказал, как трудно ему будет добывать себе на жизнь (3:17-19). Смертью окончится его существование — он возвратится в землю, из которой взят и снова станет прахом. Таков финал его мечтаний о "божественном статусе".

Все эти кары составляют справедливое возмездие. Адам и Ева согрешили, "вкусив" запретного плода, — и им предстояло страдать ради "вкушения" своей повседневной пищи; Ева толкнула мужа на грех, и ей, которая "повела его за собой", предстояло подпасть под его господство. Гибель, которую змей навлек на род человеческий, обернется его собственной гибелью.

Но одновременно Бог милостиво позаботился о падших людях. Они будут умирать, чтобы не жить вечно в постигшем их греховном состоянии, но так как от них будут рождаться дети (ст. 16), то род человеческий не угаснет. Конечная победа придет через Христа—Семя (Гал. 3:16) жены (ср. с "родился от жены" в Гал. 4:4).

Как бы ни старались люди избавиться от господства мужчин в обществе, от тяжкого труда, от родовых болей и смерти — все это и многое другое будет продолжаться, потому что грех живет в людях и в мире.

3:20-24. В этих стихах нельзя не заметить как веры Адама, так и заботы Бога о падших людях. Последнее, как уже было сказано, проявилось прежде всего в том, что Господь лишил их физического бессмертия. Что же до веры Адама, то она явствует из имени, которое он дал своей жене: Ева (что значит "жизнь", или точнее — "производительница жизни"). Адам, следовательно, смотрел вперед, в будущее, руководствуясь перспективой жизни, а не смерти. Вера Евы проявится позже, когда она скажет о первенце своем Каине, что "приобрела человека от Господа" (4:1).

Все последующие отношения Бога с людьми, ставшими грешниками, уходят корнями в тот первый поступок Адама и Евы, совершенный ими в ослушание Творца. Однако Бог есть Бог спасения, о чем свидетельствует и тот факт, что Он Сам сделал одежды кожаные Адаму и жене его. С этой целью "в жертву" было принесено животное или животные, и впоследствии жертвоприношениям животных в Израиле предстояло сыграть особую роль в осуществлении Божьего плана освобождения людей от проклятия: за жизнь уплачивалось жизнью. Грешник должен умереть! (Иез. 18:20; Рим. 6:23). И все-таки он будет жить, если поверит в Господа, Который по Своей воле сделался грешнику заменой! "Кожа", которой Господь прикрыл наготу Адама и Евы, постоянно напоминала им о заботе Небесного Отца. Существует явная параллель между этим и тем, чему предстояло совершиться в будущем, когда по наступлении "полноты времен" Бог принял жертву Иисуса Христа, и на основании этого искупления облекает верующих в "одежды" праведности (Рим. 3:21-26).