Библия Далласской БС Комментарий

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Марк. Лк. Иоан. Деян. Иаков. Петр. Петра. Иоан. Иоан. Иоан. Иуд. Рим Римлян. Кор1. Кор2. Гал. Еф. Фил. Кол. Фесс. Фес. Тимоф. Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Далласской БС Комментарий

Бытие 27

д. Обман в целях получения благословения (27:1-40)

Бог хочет, чтобы слуги Его руководствовались в исполнении своих духовных обязанностей верой. К несчастью, в жизни это не всегда бывает так, отчего человеческие обстоятельства непомерно осложняются. В этой главе повествуется о том, как целая семья попыталась исполнить свой духовный долг, руководствуясь не верой, а чисто человеческими соображениями и стремлениями, каковые плохо совмещались с тем, что было предопределено Божией волей. Налицо несостоятельность человеческих средств и, несмотря на это, торжество (в непреложности их) Божиих решений.

Итак, перед нами всем знакомая история о том, как Иаков получил благословение отца своего Исаака посредством обмана. Это, одновременно, история распада семьи, избравшей для совершения духовных дел ложный путь!

Неправы были все ее участники. Исаак знал о прорицании, полученном Ревеккой свыше (25:23), что "больший будет служить меньшему", но попытался (готовясь благословить Исава) воспрепятствовать осуществлению предсказания! Исав, поклялся брату, а затем нарушил клятву (25:33). Ревекка и Иаков — оба, руководствуясь "благими намерениями", попытались добиться Божьего благословения, прибегнув к обману, чуждые в те часы как вере, так и любви. Победа окажется на их стороне, но ценой ненависти, которая расколет их семью, и разлуки — ибо Ревекка никогда больше не увидит Иакова! Что же до вражды между Иаковом и Исавом, возникшей еще во чреве их матери, то она значительно усугубится тем, что Иаков, желавший получить то, что принадлежало "перворождённому"(благословение), действовал методом домогательства. Но разрушил семью не только Иаков, а, в первую очередь, родители, ибо отец "предпочитал" одного сына, а мать — другого.

27:1-4. СЦЕНА 1 (Исаак и Исав). Исаак настроен благословить Исава. Важную роль в развитии дальнейших событий играют старческая немощь Исаака и его слабое зрение. Внимание читателя обращается и на то, что он любил вкусно поесть (ср. 25:28): сердцем его управлял желудок. Но главное в намерении Исаака благословить Исава. Возникает ситуация, которая побуждает к действиям Ревекку.

27:5-17. СЦЕНА 2 (Ревекка и Иаков). "Действовать" она заставляет и Иакова, чтобы не допустить осуществления отцовского намерения! Ревекка была уверена, что сумеет из мяса козленка приготовить кушанье, которое по вкусу не будет отличаться от приготовленного из дичи (ст. 9). Но Иаков не был уверен в том, что сумеет обмануть Исаака. Достаточно будет отцу прикоснуться к его гладкой коже, чтобы понять, что перед ним — не косматый Исав. Чувство не вины, но страха пробудил в Иакове план матери. Ведь они рискуют не только не получить благословения, но и навлечь на себя проклятие отца (ст. 12-13). Любящая мать выражает готовность "взять проклятие на себя". И тогда Иаков поступает так, как велит ему Ревекка. А она даже облачает младшего сына в лучшую одежду Исава!

27:18-29. СЦЕНА 3 (Иаков и Исаак). Иаков обманул отца и получил благословение. Подстрекаемый матерью, он дважды солгал Исааку — выдав себя за Исава (ст. 19) и заявив, что это Бог послал ему успешную охоту (ст. 20). Трижды выражал недоверие старый Исаак (ст. 20, 22,24). Но обманутый своими чувствами (осязания — ст. 16,23) и обоняния (ст. 27), он благословил Иакова, думая, что благословляет Исава (ст. 27-29). Благословение включало пожелание процветания и богатых урожаев (ст. 28), господства над другими народами и собственными братьями (ст. 29, 37), проклятие в адрес тех, кто стал бы проклинать благословенного отцом, и благословение благословляющих его (ст. 29).

27:30-40. СЦЕНА 4 (Исав и Исаак). Вскоре вернулся домой Исав и стал просить у отца благословения. С того момента, как он вносит в шатер Исаака приготовленное им кушанье, эмоциональная обстановка все более накаляется. Осознав, что случилось, Исаак вострепетал великим трепетом (ст. 33), а Исав разразился громким горестным воплем (ст. 34). Исаак намеревался поступить вопреки Божиему плану, но в конечном счете Божия воля возобладала, и пути назад не было.

Дважды, жаловался Исав, обманул его младший брат: он отобрал у него первородство, а теперь и благословение.

Неужели у отца не осталось хоть какого-нибудь благословения и для него? И заплакал Исав.

Отвечая ему, Исаак обещает ему так же, как Иакову, плодородие почвы и обилие росы(важное условие плодородия на знойном Востоке, где редко выпадают дожди), однако, предсказывает, что жить Исав будет мечем, и что он должен будет служить брату своему (ст. 40). Пророчество Исаака сбылось в точности. Идумеи, потомки Исава, вели разбойничий образ жизни; цари Израиля, начиная с первого Саула, одерживали над ними победы, а при Давиде они сделались рабами евреев. Одно время они входили в состав иудейского государства. Слова воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей некоторые толкуют в том плане, что, было и такое время, когда идумеянин Ирод Великий, в затем и его потомки даже управляли Иудеей.

Итак, в каком-то смысле Ревекка и Иаков "одержали победу" хотя они ничего не получили сверх того, что Бог так или иначе дал бы им; зато они многое потеряли. Божий план неизменно осуществляется, часто вопреки человеческой деятельности.

е. Бегство Иакова (27:41—28:9)

27:41-46. С этого момента в центре повествования — Лаван. Бегство Иакова из дома — следствие совершенного им подлога. Но здесь же возникает (в связи с его бегством) и мысль о необходимости для Иакова жениться на женщине из своего клана, живущего на востоке. Тогда как Исаак оставался в земле, а в путь отправился слуга Авраама, чтобы найти и привести жену для молодого господина (гл. 24), Иаков вынужден был оставить землю под угрозой быть убитым своим братом (ст. 41-42). Но, кроме того, и Бог обойдется с Иаковом сурово, приведя его "под руку" Лавана, дяди его. В сущности временное пребывание Иакова за пределами земли в каком-то смысле параллельно позднейшему пребыванию его семьи в Египте.

Ревекка рассказала Иакову о грозившей ему от Исава опасности и посоветовала немедленно отправиться к брату ее в Харран. Тревожась о сыне, она вновь обманула мужа: она, мол, жизни не рада из-за своих невесток - хеттеянок (ст. 46, 26:34-35), так пусть Исаак позволит Иакову взять жену из своего народа. Разрешение Исаака дало бы Иакову возможность, получив благословение отца, бежать из дома.