Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Культурно-исторический

Бытие 26

26:1-16 Исаак и Авимелех

26:1-6. Голод. Отсутствие или недостаточное количество осадков в положенное время года часто приводило к засухе и голоду. Автор говорит именно об этом периодически повторяющемся бедствии, различая голод, случившийся во времена Авраама (Быт. 12), и голод, случившийся при Исааке.

26:1. Филистимляне в Палестине. Филистимляне появились в Ханаане после того, как нашествие "«народов моря» (1200 г. до н. э.) покончило с египетским господством в этом регионе. В таком контексте они упоминаются в анналах Рамсеса III (1182—1151 гг. до н. э.). Филистимляне основали в южной прибрежной долине так называемое «пятиградие», или пять городов-государств: Газу, Азот, Аскалон, Геф и Экрон, и быстро добились господства над близлежащими районами (Суд. 15:11). Упоминание филистимлян в Книге Бытие либо относится к группе, обосновавшейся в Ханаане до 1200 г. до н. э., либо являет собой пример "анахронизма, основанного на их пребывании в Гераре в более поздний период (см.: Быт. 21:32). Археологические доказательства их присутствия обнаружены в новых видах керамики, захоронениях (в частности, в саркофагах с изображением человека) и в архитектурных сооружениях.

26:7-11. Жена как сестра. Тема «жена-сестра» возникает в рассказе о патриархах три раза (см. также гл. 12 и 20). Здесь Исаак и Ревекка обманывают Авимелеха (тронное, или династическое, имя, означающее «отец мой царь»). В результате Исаак получил право заниматься земледелием и пасти свои стада в Гераре под царским покровительством.

26:12-16. Сеял в земле той. В том, что кочевники занимались выращиванием злаков или собирали урожай с финиковых пальм, не было ничего необычного. Возможно, это был шаг по направлению к оседлому образу жизни, хотя обычно переход кочевников к оседлому образу жизни был связан с действиями правительства или с изменением границ, через которые они перегоняли свои стада. Благосостояние также могло подтолкнуть к изменению образа жизни, но оно не являлось решающим фактором.

26:17-35 Колодези Исаака

26:17—22- Право на пользование колодцами и споры. Как правило, жители селений сами выкапывали и зашишали колодцы. Ввиду того, что колодцы могли засориться или разрушиться, за ними требовался присмотр. Трудоемкость процесса создания колодца, а также потребность в воде для людей, посевов и животных, приводили к тому, что между жителями селений и пастухами, которые тоже заявляли о своем праве пользоваться колодцами, часто возникали споры.

26:20. Именование колодцев. Одним из способов обозначения собственности на колодец или иной природный объект является именование. Как только название становится привычным, его нетрудно узаконить. Это разрешает всякие споры о праве пользования колодцем и предотвращает их появление в дальнейшем. Кроме того, такие названия составляют неотъемлемую часть преданий племени, передаваемых из поколения в поколение.

26:23-25. Устроил жертвенник, призвал имя Господа, раскинул шатер, выкопал колодец. Действия, перечисленные в ст. 25, связаны с обладанием землей и, следовательно, являют собой подобающий отклик на обетование завета в ст. 24. Жертвенник был знаком того, что земля, на которой Господь говорил с Исааком, священна. Установка шатра и выкапывание колодца — общепринятое средство утверждения права на ничейную землю.

26:26-33. Мирный договор. В мирном договоре, описанном в ст. 28—30, соседи Исаака засвидетельствовали свое согласие с присутствием Исаака на этой территории. Союз был закреплен совместной трапезой и клятвами. Исаак поступает так же, как Авраам, который устраивал жертвенники (гл. 12) и утверждал свое право на землю (гл. 23). 26:33. Народная этимология названий городов. Вирсавия (Беэршива) получила свое название от Авраама (21:31). Закрепление некоего значения за географическим названием не всегда указывает на то, что название возникло в то же время. Подобно тому, как переосмысляются имена людей (напр., имя Иакова в 27:36), географические названия тоже могут получать новое истолкование. Древних людей происхождение названия интересовало гораздо меньше, чем смысл, который вкладывался в это название. Селение на южной окраине земли стало для Исаака родным. На территории, идентифицируемой археологами как Беэршива, не сохранилось следов поселений, относящихся к более раннему времени, чем период судей (♦железный век, 1200 г. до н. э.), но, поскольку в рассказе об Исааке не говорится о том, что уже тогда здесь существовал город, это не представляет проблемы.