Библия Комментарий Далласской БС

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Далласской БС

Бытие 26

в. Исаак — под действием благословения, полученного Авраамом (26:1-33)

26:1-5. Некоторые полагают, что история посещения Исааком Авимелеха в Гераре была перепутана преданием с теми случаями, когда в Египет (см. 12:10-20) и в Герар к Авимелеху приходил Авраам. Но правильнее думать, что этот и другие лейтмотивы повторяются в Св. Писании намеренно — чтобы показать, что благословение, полученное патриархом, переходило и на его потомков. В самом деле, в жизнеописаниях Авраама и Исаака не трудно обнаружить множество параллельных мест. Это:

а) голод (ср. 12:10);

б) план ухода в Египет, который Бог разрешил осуществить Аврааму, но не позволил Исааку (ср. 12:11);

в) пребывание в Гераре (ср. 20:1);

г) ложь относительно жены, из страха представленной как "сестра" (ср. 12:12-13; 20:2, 11);

д) необычайная красота жены (ср. 12:11,14);

е) встревоженность Авимелеха тем, как бы замужняя женщина не была вовлечена в грех прелюбодеяния (ср. 20:4-7), и ж) укоры Авимелеха (ср. 20:9-10).

Возможно, Авимелех в 26:1 — не то же самое лицо, что Авимелех в двадцатой главе, — ведь между событиями, описанными в этих главах, проходит примерно девяносто лет. К тому же самое слово "Авимелех" соответствовало титулу (такому же, как "фараон" или "царь"). Может быть, титулом являлся и "Фихол" (см. Быт. 26:26), хотя прямых доказательств этому нет. Но Фихол, упоминаемый в этой главе, мог быть и тезкой Фихолу, жившему ранее (см. 21:22, 32).

Авраама на земле больше не было. Он умер! Что же с обетованием, полученным им? Риторическими приемами в гл. 26 подчеркивается, что восприемником его сделался Исаак. Главная идея стихов 1-11 состоит в том, что потомки Авраама, послушного слуги Божьего, будут благословляемы благодаря ему, однако, при условии, что и они будут веровать.

Бог обещал Исааку, как обещал его отцу, что не оставит его, что благословит и отдаст ему и сынам его земли, по которым он ныне странствует, что потомство его сделает многочисленным, как звезды небесные (ср. 12:2-3; 15:5-8; 17:3-8; 22:15-18; 28:13-14). Все это за то, говорит Господь, что Авраам послушался гласа Его и соблюдал заповеди его, повеления уставы и законы.

Перед читателем — принятая в ветхозаветное время "юридическая терминология", и израильтянам не сложно было увидеть соответствие ее языку их Торы; это не могло не стимулировать их к повиновению закону, смысл которого, в сущности, сводился к необходимости слушаться слова Божьего. Авраам же познал, что такое послушание свидетельствует об истинности веры.

26:6-11. Исаак в Гераре так же обманул Авимелеха, как в свое время его отец, чем вызвал нарекания со стороны языческого царя, что вот, мол, едва не ввел одного из его подданных в грех прелюбодеяния, заслуживавший наказания смертью и по понятиям Авимелеха (ст. 10-11). Эти стихи должны были еще раз напомнить Израилю, насколько важно для сохранения народа блюсти устои брака. Коль скоро они рушатся, разрушается и общество (если бы тогда распался брак Исаака, народ израильский не возник бы). (Заметим, что, в отличие от Сарры, Ревекка, очевидно, не была взята Авимелехом в гарем, но, хотя она оставалась в доме своего мужа (см. ст. 8), тот выдавал ее за сестру, дабы "не подвергнуться опасности" со стороны кого-либо из жителей Герара, пожелавшего бы Ревекку прекрасную видом.)

Здесь снова привлекает внимание игра слов. В русском тексте Библии сказано: Исаак играет с Ревеккою (ст. 8). При более точном переводе не "играет", а "ласкает" (месахек); это слово созвучно имени Исаак (йсхак), но также напоминает и о "насмешках" Измаила над Саррою (21:9), ибо "насмешка" тоже звучит по-еврейски как месахек. Подбор слов не случаен. Моисей как бы говорит, что недостаточность веры у Исаака, выразившаяся в том, что он выдал свою жену за сестру, обернулась "насмешкой" над великим обетованием, запечатленным в его имени, над теми обещаниями согласно завету, которые были — по смерти Авраама даны ему (26:2-5). В самом страхе верующего заключена "насмешка" над верою, которая, будучи истинной, побуждает имеющего ее радостно (победно) смеяться (см. о значении имени "Исаак" в ком. на 21:6).

26:12-22. Будучи временным жителем в земле обетованной, Исаак, тем не менее, богател и процветал, благословляемый Богом. И Филистимляне стали завидовать ему и завалили и засыпали землею все его колодцы. Здесь колодези (источники воды), будучи "преобладающим мотивом", опять-таки символизируют Божий благословения (ср. со спором Авраама с филистимлянами по поводу колодца в 21:25, 30). Независимо от того, где копал Исаак и как часто заваливали филистимляне его колодцы, он опять раскапывал их и выкапывал новые (ст. 18-19). Ничто не могло приостановить действия Божьего благословения!

Изгнанный филистимлянами, Исаак расположился в долине Герарской и продолжал искать воду. Но и здесь враждовавшие с ним не оставляли его; жители Герара настаивали на том, что два из выкопанных Исааком трех колодцев принадлежат им. Это отразилось в названиях, которые дал Исаак источникам воды: Есек (спор, ссора), Ситна (ожесточенная вражда) и, наконец, Реховоф, что значит пространное место; в названии последнего колодца отражено торжество Божией заботы о благословляемых Им.

В борьбу с герарцами Исаак не ввязывался. Он уступал им одни колодезь за другим, пока филистимляне не оставили его в покое.

26:23-25. После того, как Исаак обосновался в Вирсавии явился ему Господь и вновь подтвердил, что Авраамов завет распространится на него (ст. 23-24). Исаак реагировал на это так же, как его отец: он воздвиг на том месте жертвенник и призвал имя Господа (ср. 12:7-8; 21:33).

26:26-33. По разрешении конфликтов из-за источников воды явился к Исааку Авимелех с предложением мира и союза. Так же, как Авимелех, современник Авраама, признал, что с Авраамом — Бог (21:22), так и нынешний Авимелех признал, что Бог благословляет Исаака. Новый источник воды — свидетельство неиссякаемой Господней милости — Исаак назвал Шива (что значит "клятва" или "семь"), ведь союз между ним и Авимелехом был скреплен клятвой, схожей с той, что была произнесена Авраамом, в честь чего и получил тогда свое название город Вирсавия (Беэр-шива; см. 21:23-24). Этот "союз" следовало обновить Исааку, наследнику Авраамова благословения. Другим народам это возвещало на будущее: Божия рука почиет на "семени" Авраамовом, и им следует искать мира с Израилем, если и они хотят стать восприемниками благословений свыше. г. Несостоятельность Исава (26:34-35)

26:34-35. Примечательно, что невоздержанный в своей чувственности Исав женился (впечатление такое, что одновременно) на двух женщинах – хеттеянках (т.е. хананеянках) — на Иегудифе и Васемафе, и это сильно огорчило Исаака и Ревекку. Из этого короткого сообщения ясно, как мало подходил Исав, безразличный к чистоте своего потомства, для Божьего благословения, и сколь неразумным было желание Исаака благословить его (27:1-40). Позднее Исав женился на третьей жене, взяв в свой дом Махалафу, дочь Измаила (см. 28:9).