Библия Комментарий Далласской БС

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Далласской БС

Бытие 21

ж. Рождение Исаака и изгнание Измаила (гл. 21:1-21)

21:1-7. Бог послал сына обетования Аврааму и Сарре во время, о котором говорил им (ср. с 18:10). Они назвали сына Исааком (21:3) и, по Божьему повелению, обрезали его (ст. 4; ср. с 17:9-14).

Имя "Исаак" ("он смеется") расшифровывается в этом тексте в словах Сарры: когда она говорит, что Бог сделал ей смех (ст. 6), то подразумевает, что Он доставил ей радость. Годом ранее она смеялась смехом неверия (18:12), который теперь превратился в смех радости. Всякий, кто услышит об этом, рассмеется на радостях вместе с нею. Но был человек, который не радовался с Саррой, а насмехался над нею, и, значит, над тем, что сделано было Богом. Этим человеком был Измаил (ст. 9).

21:8-13. Бог воспользовался этим для изгнания Измаила и Агари из дома Авраама (ст. 10), потому что они были угрозой для обетованного сына.

Аврааму было 86 лет, когда родился Измаил (16:16), и 100, когда родился Исаак (21:5); от груди Исаак был, вероятно, отлучен в 2 или 3 года, так что Измаил был изгнан из дома отца в 16-17 лет. Опечаленного Авраама Бог заверил в том, что и у сына рабыни есть будущее, потому что он тоже "семя Авраамово" (ст. 11-13).

Итак, два момента подчеркнуты в ст. 1-13: рождение Исаака (в имени которого запечатлено исполнение завета, а в обрезании — подтверждение его), и изгнание Измаила — во устранение опасности, угрожавшей с его стороны "семени", обещанному Богом.

21:14-21. Ангел Господень воззвал к Агари в пустыне (ст. 17-18), как в первое ее пребывание там (16:7), и снабдил ее водой из колодца (21:19; ср. 16:14). Бог сказал Агари, как до этого Аврааму, что от Измаила произойдет великий народ (21:18; ср. с ст. 13). Далее написано, что Измаил жил в пустыне сделался стрелком из лука (ст. 20; ср. с 16:12), и женился на египтянке (21:21). (Пустыня Фаран, место его обитания, занимает северо-восточную часть Синайского полуострова.)

Замечательно обращение к этой ситуации ап. Павла (Гал. 4:21-31; см. ком. на этот текст). Измаил был "сыном плоти", рождённым рабой (Гал. 4:29-30). Наследником стал Исаак, "сын обетования". Первый символизирует рабство в Синайской пустыне, второй — свободу, которая наступает с осуществлением обетования во Христе. С приходом Христа (Семени) прежнее проходит, с прошлым — покончено. Верующие становятся сонаследниками обетованного Семени, будучи усыновлены Богом по благодати Его. Возвращение "под закон" (в состояние "синайского рабства") означало бы аннулирование исполнившегося обетования (ср. 5:1). Как Измаил и Исаак боролись между собою (Гал. 4:29), так пребывают в состоянии вражды плоть и дух. Плоть, противящаяся духу, нередко "насмехается" над ним (Гал. 5:16-18). Поэтому верующим следует "избавляться от рабыни и ее сына" (Гал. 4:30), то есть не подчиняться голосу плоти, но жить "по духу" (Гал. 5:16).

з. Завет в Вирсавии (21:22-34)

Примечательно в этом тексте объяснение названия "Вирсавия" — места, где жил Авраам. В нем (названии) запечатлено заключение патриархом завета с жителями этой земли, позволившими ему жить на ней мирно и благополучно.

21:22-34. Глагол шаба (клясться, принимать присягу) встречается тут (в paз-личных грамматических формах) трижды (ст. 23-24,31); трижды же употреблено созвучно ему числительное шеба (семь), от которого этот глагол происходит. (Напомним, что число "семь" почиталось священным.) Название бэер шаба ("колодезь семи" или "колодезь клятвы") тоже встречаем здесь три раза (ст. 31-33). Смысловое ударение безусловно поставлено на клятве (ст. 31) между Авраамом и Авимелехом, памятником которой и стала Вирсавия (Бэер шаба). Позже священный характер клятв и соглашений предстояло познать Израилю.

Излагаемое хорошо вписывается в контекст всего повествования, которое постепенно подводит читателя к принесению в жертву Исаака (гл. 22). Рождение Исаака явилось результатом обетования (18:1-15); вследствие обмана, к которому прибег Авраам, Авимелех узнал (гл. 20), что на этом человеке была рука Божия (ср. с 21:22). И вот появилось на свет "обетованное семя", а соперник его был изгнан (ст. 1-18). Теперь (ст. 22-34) был заключен завет, который позволял Аврааму поселиться в земле Авимелеха. Все это и подготовляет к совершающемуся в 22-ой главе, при том, что в каждой из предыдущих глав завершается та или иная "фаза" обетованного.

Из ст. 21—34 следует, что и некоторые язычники признали Авраама как человека, с которым Бог во всем. Вновь возникает лейтмотив источника воды (колодца; ср. с 16:14; 21:19). Вода, которой снабжает Бог, — бьющая в пустыне, из бесплодной земли, из камня, — символ благословения. Авимелех осознал это и, уладив конфликт, возникший по вине рабов Авимелеховых, которые отняли колодезь у людей Авраама (споры и вражда из-за источников водопоя постоянно возникали между кочевыми и пастушескими племенами Палестины), эти два мужа заключили союз, чтобы и языческий царь мог разделить с Авраамом Божий благословения (ср. с 12:1-3).

При заключении союза (завета) Авраам дал Авимелеху мелкого и крупного скота, включая семь агнцев (овец; 21:29-30). Это было сделано во утверждение за Авраамом законного права мирно жить на земле Авимелеха и в знак того, что филистимский царь признавал отныне за патриархом право на колодезь в Вирсавии (источник Божьего благословения: ст. 30-31).

Многозначителен тот факт, что Авраам насадил рощу на этом месте и жил там дни многие (ст. 33-34) — во свидетельство о своей вере и вытекающего из те благополучия. Ведь существование рощи в Вирсавии означало, что вода там не иссякала.

Текст несомненно предвосхищал возможность мирного сожительства Израиля в его земле с другими племенами, которые откликнулись бы на слово о мире и возымели желание разделить с Божиим народом благословение свыше.

Однако звучит здесь и нотка горечи (это укор Авимелеха Аврааму; см. Быт. 20:9-10). Авимелех добивался договора с Авраамом, чтобы тот не обидел его, т.е. не обошелся нечестно с ним и его потомками (21:23). Все, что Авимелех знал об этом человеке, это что а) Бог благословил его (ст. 22) и б) он способен был на обман (ст. 23). Печальный этот парадокс требовал закрепить добрососедские отношения посредством официального договора.

Избегая обмана, стремясь говорить лишь то, что соответствует истине, современные верующие не должны, однако, прибегать к клятвам (см. Мат. 5:37; Иак. 5:12). Следует помнить, что правдивость и соблюдение верности в любом деле способствуют сохранению мира в христианской среде и содействуют делу Божию на земле.

Массовое поселение филистимлян в Палестине возникло в 1200 году до P. X. Однако некоторые купцы-мореходы из этого народа поселились на палестинском побережье еще во дни Авраама, который жил с 2166 по 1991 годы до P. X., см. таблицу "Хронология патриархов" в ком. на 47:28-31.