Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Культурно-исторический

Бытие 17

17:1-27 Обрезание — знамение завета

17:1,2. Эль-Шаддай. Эль-Шаддай («Бог Всемогущий») в ст. 1 — относительно часто встречающееся имя Господа в Ветхом Завете (48 раз), хотя общепринятый перевод этого имени не более чем догадка. Вне Ветхого Завета оно встречается только в имени «Шаддай-Амми» на египетской статуе периода судей, хотя здесь оно может быть связано с «Шаддаями» в надписи из Дейр-Алла. Согласно одному из наиболее настойчиво высказываемых предположений, «Шаддай» следует понимать как производное от ♦вавилонского sadu, «гора», однако доказательства этого предположения слишком скудны.

17:3—8. Изменение имен. В Древнем мире имена имели огромное значение. Давая названия животным, Адам демонстрировал свое господство над ними. Сходным образом изменение Богом имени Аврама на «Авраам», а имени Сары на «Сарра» означает возобновление обетования завета и признание этих людей избранными Божьими рабами.

17:4. Заключение завета с Богом. В Древнем мире не встречается параллелей завету божества и смертных, хотя известно, что боги предъявляли людям требования и обещали им свою благосклонность. Обычно в таких случаях цари сообщают о своей заботе о святилищах божества, а затем рассказывают о полученном от божества благословении. Но все это не идет ни в какое сравнение с договорными отношениями, заключенными по инициативе божества в соответствии с его замыслом.

17:9-14. *Обрезание. Обрезание широко практиковалось на древнем Ближнем Востоке как ритуал, символизировавший плодородие и совершавшийся при наступлении половой зрелости или перед вступлением в брак. Хотя израильтяне были не единственным народом, обрезавшим своих сыновей, только у них этот обряд стал знамением завета с Богом. Если обрезание происходило перед вступлением в брак, его совершал кто- либо из родственников-мужчин со стороны невесты, что символизировало переход жениха под их покровительство в этих новых отношениях. Обрезание младенцев представляет собой чисто ритуальное действо, мало обусловленное гигиеническими соображениями. Пролитие крови свидетельствует о связи этого ритуала с жертвоприношением. Возможно, обрезание служило заменой человеческим жертвоприношениям, имевшим место у других народов. Откладывание обрезания вплоть до восьмого дня могло отражать высокую смертность младенцев и необходимость выяснения их жизнеспособности. У хеттов также существовал ритуал, связанный с седьмым днем жизни новорожденных. Обрезание можно рассматривать как один из многих примеров того, как Бог преобразует известные обычаи в соответствии со Своим замыслом откровения и сообщения со Своим народом.

17:15-22. Весть о сыновьях. Божественная весть о рождении сына — широко распространенный сюжет в древней ближневосточной литературе. Особого внимания заслуживает угаритский миф об *Акхате, в котором хананейский бог *Эл объявляет престарелому царю Даниэлу о предстоящем рождении сына. В хеттском сказании бог солнца обещает Аппу послать ему сына, а в одном из месопотамских мифов бог * Шамаш дает совет *Этане, правителю Киша, как обеспечить рождение сына. Примечательно, что в этом фрагменте звучит утверждение о том, что от Сарры произойдут цари народов. Это предвещает ее роду долгую историю и великие достижения.