Библия Далласской БС Комментарий

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Марк. Лк. Иоан. Деян. Иаков. Петр. Петра. Иоан. Иоан. Иоан. Иуд. Рим Римлян. Кор1. Кор2. Гал. Еф. Фил. Кол. Фесс. Фес. Тимоф. Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Далласской БС Комментарий

Бытие 16

16:1-6. Сара была бесплодна, так что по всем человеческим представлениям наследник обетования никак не мог появиться через нее. Эти-то соображения и повлекли за собой роковые действия Сары и Аврама. Вскоре Авраму предстояло узнать, что не таким образом исполнится Божие обетование.

По обычаю того времени неплодная женщина могла дать свою служанку в жену мужу своему, и родившееся от такого союза дитя считалось ребенком первой жены. Если муж говорил сыну рабыни-жены: "Ты мой сын", то тем самым "усыновлял" его и делал своим наследником. Поэтому Сара не сделала ничего "противозаконного". Однако обычаи, принятые обществом, часто отвергаются Богом. Вот и план Сары, хоть и одобренный Аврамом, не привел ни к чему хорошему. Забеременев, Египтянка Агарь стала заноситься пред Сарой. Вопрос о "семени" Аврама занимал теперь обеих женщин. Не от Агари ли пойдут потомки его? Возникла конфликтная ситуация, в которой Сара обвинила Аврама. Он же сказал ей: поступи с египтянкой, как тебе угодно. И Сара стала притеснять рабыню так откровенно, что та убежала от нее (16:6). Так Аврам, который, подобно Адаму, последовал сомнительному совету жены, попал между двух огней.

16:7-16. Повествование имеет как темную сторону (притеснение Сарой служанки), так и светлую (Ангел Господень явился Агари в пустыне). "Темная сторона" не была, однако, "исчерпана" конфликтом между Сарой и Агарью. Это очевидно. Оставив путь веры (сопряженный с терпеливым ожиданием) и вступив на путь человеческих расчетов, Аврам навлек на себя лавину причин и следствий, которые потомки его ощущают и по сей день (Измаил стал предком арабов, которые остаются врагами евреев).

Ангел Господень нашел рабыню Агарь у источника воды при дороге к Суру (см. 25:18); это была дорога, которая привела бы ее домой, в Египет. Здесь первое в Ветхом Завете упоминание об "Ангеле Господнем" (букв. "Ангеле Иеговы"). Он отождествляется с Самим Иеговой в 16:13, равно как и в 22:11-12; 31:11,13; 48:16; Суд. 6:11,16,22; 13:22-23; Зах. 1:2). И все-таки Ангел не есть Иегова (Быт. 24:7; 2 Цар. 24:16; Зах. 1:12). Значит, под словами "Ангел Господень" подразумевается теофания (явление Христа до Его воплощения); ср. Быт. 18:1-2; 19:1; Чис. 22:22; Суд. 2:1-4; 5:23; Зах. 12:8.

Задав Агари два вопроса (откуда ты пришла, и куда идешь?), Бог обратился к ней с увещеванием — возвратись и покорись (Быт. 16:9), и с обещанием: у нее родится сын (ст. 10-12). Египтянка назвала Бога "Видящим ее" (ст. 13), а источник, у которого произошло это памятное событие, — Беэр-лахай-рои ("Источник Живого, видящего меня"; местонахождение его неизвестно); см. 24:62; 25:11.

Этимология кн. Бытия часто несет смысловую нагрузку. В первую очередь это относится к именам и названиям. Налицо так называемый мнемонический прием, способствующий запоминанию событий и их значения. В этом тексте два подобных приема, обусловливающих самую суть его. Устами Ангела Бог Сам назвал мальчика Измаилом (что дословно значит: "слышит Бог") и тут же пояснил: ибо услышал Господь страдание твое (16:11).

Другой мнемонический прием — в наименовании, которое Агарь дала Богу: "Видящий меня", то есть Тот, Который беспокоится обо мне. Так что в этих двух именах содержится целое "богословие": Бог слышит, и Бог видит.

Имена содержат в себе информацию: Бог говорил к Агари в данном ей откровении, и она ответила верою. Следовало знать и Саре, что Бог видит человеческие беды и слышит обращающихся к Нему. И, зная это, воззвать к Господу, Которому известно было, что она бесплодна. Но, поскольку, вместо этого, она поступила "по собственному разумению", ей пришлось усвоить урок трудным для нее путем — на опыте презренной в ее глазах рабыни-жены, которая возвратилась из пустыни в дом своей госпожи, окрепнув верою. Не прозвучало ли это упреком и, для Аврама, когда Агарь сказала, что это Бог велел ей дать сыну имя Измаил: "Бог слышит"!

Как не может человек "помочь" Богу, так бессилен он и помешать осуществлению Его обетовании. Ибо Ему по силам все, в частности, дать дитя бесплодной женщине (см. Пс. 112:9). Впоследствии это предстояло узнать и жене Иакова — Лии, которая отразила это свое знание в именах своих сыновей (см. Быт. 29:32-33). (Имя "Рувим" имеет "двойную этимологию" — буквальную: "вот сын", и основанную на игре слов — "призрел (Господь) на бедствие мое"; имя "Симеон" означает, что Он (Господь) слышал ее; оно в сущности тождественно имени "Измаил".)

Итак, Бог позаботился о беременной женщине, вынужденной бежать в пустыню. Он пообещал Агари, что через сына, которого родит, ею будет положено начало (своего рода "матриархат") великому племени диких людей, исполненных враждебности к окружающему миру (ср. 25:18); местом их обитания будет Аравийская пустыня (25:12-18). Однако не они станут обетованным семенем; своим незапланированным Богом появлением они только усложнят дело. Измаильтяне были вызваны к жизни грехом Сары, и всходы "семени", посеянного им, пожинаются поныне. Между прочим, правнук Сары — Иосиф — был десятилетия спустя уведен в Египет измаильтянами (37:28).

Представляется, что урок этот был усвоен теми, кому он был преподан непосредственно, т. е. Сарой, Аврамом, Агарью, Израилем; ясен он и христианам: Божиим слугам следует уповать на Его слово, терпеливо ожидая его исполнения. По ходу кн. Бытия это становится все очевиднее: каждый человек, как и всякий народ, будучи обязан своим существованием Божественному решению, должен жить верою. Ибо вечно живой Бог слышит и видит.

б. Обетование семени подтверждается именем и знамением (гл. 17)

В этой главе зафиксированы а) Божие заверение относительно Его обетовании, отразившееся в изменении Им имен Аврама (ст. 1-8) и Сары (ст. 15-18); б) учреждение Богом ритуала обрезания в ознаменование завета (ст. 1-14); в) неизменность слова Божия об исполнении обетовании — через Сарру (ст. 19-22) и Авраама (ст. 23-27).