Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Культурно-исторический

Бытие 15

15:1-21 Заключение завета

15:1. Видения. Бог использовал видения, чтобы сообщаться с людьми. В Ветхом Завете все остальные видения такого рода посещали пророков (как пишущих, так и Валаама), выливаясь в пророчества, которые провозглашались перед народом. Видения могли наблюдаться во сне, но они отнюдь не были снами. Они могли быть зримыми или слышимыми. Видения могли содержать как реалистические, так и сверхъестественные образы, а человек, которого посещали видения, мог быть как наблюдателем, так и участником. Институт пророчества в других культурах древнего Ближнего Востока также возник на основе видений.

15:2,3. Наследование слугой. В тех случаях, когда у главы дома не было наследника мужского пола, он имел законное право признать наследником слугу, о чем подробно говорится в *старовавилонском тексте из *Ларсы. Скорее всего, к этому обращались как к последнему средству, так как подобный акт означал передачу собственности человеку (и его роду), который прежде был слугой или рабом и не имел родственных отношений с завещателем. Слова бездетного Аврама о том, что он назначил Елиезера из Дамаска своим наследником, свидетельствуют о крушении его надежд, хотя неясно, действительно ли он усыновил Елиезера, или только собирался прибегнуть к этому как к последнему средству.

15:9,10. Ритуал рассечения животных. Как и в эпизоде в Иер. 34:19, где ритуал завета сопровождается прохождением между рассеченными частями жертвенного животного, здесь Аврам получает «знамение» обетования завета, о котором он просил. Каждое из «трилетних» животных (телица, коза, овен, горлица и голубь - те же животные, что фигурируют в системе жертвоприношения, описанной в Книге Левит) рассекается пополам, кроме птиц. В хеттских текстах 2-го тыс. до н. э. сообщается, что подобный обряд совершался для очищения, тогда как согласно некоторым арамейским договорам 1-го тыс. до н. э. этот ритуал означал наведение проклятия в случае нарушения договора. Тексты из *Мари и *Алалаха изображают рассечение животных как часть церемонии заключения договора. Прохождение по этому жертвенному пути можно рассматривать как символический акт, утверждающий обетование завета о земле и проклятие тому, кто нарушает обетование, хотя комментаторы затрудняются объяснить, какой смысл могло иметь проклятие самого себя для Бога. Кроме того, Аврам, отгоняющий хищных птиц, символизировал защиту израильтян от врагов в будущем, когда они овладеют этой землей.

15:17. Дым из печи и пламя огня. В древности печи самых разных размеров делали из глины. Главным образом их использовали для выпечки хлеба, в том числе хлебного приношения (Лев. 2:4). Факел (= «пламя огня») мог использоваться для освещения, во время войны или как знак Божьего суда («горящий светильник», Зах. 12:6). В Месопотамии факел и кадильницу обычно использовали в начале богослужений, особенно в ночных ритуалах очищения. Очищение производилось поднесением факела и кадильницы к оскверненному человеку или предмету. Если в Месопотамии факел и печь представляли различных богов, то здесь они представляют Яхве — возможно, в роли очистителя от скверны. Это один из многих примеров того, как Господь использовал знакомые людям представления, чтобы явить им Себя.

15:18. Река Египетская. Обычное обозначение юго-западной границы Израиля — «поток [вади] Египетский», отождествляемый с вади эль-Ариш на северо-востоке Синайского полуострова (Чис. 34:5). Маловероятно, что так называли Нил. Не исключена возможность, что это определение относится к самому восточному рукаву дельты, впадающему в озеро Сирбонис.

15:19—21. Обитатели Ханаана. Это самый подробный (включающий десять племен) из семнадцати подобных перечней народов, населявших Ханаан до израильтян (см.: Втор. 7:1; Нав. 3:10; 3 Цар. 9:20). Каждый из этих перечней обычно содержит шесть-семь наименований и заканчивается иевусеями (возможно, имеющими отношение к завоеванию Иерусалима Давидом), но только в Быт. 15 в перечень не включены евеи. О хет- теях, ферезеях, *аморреях, хананеях и иевусеях см. коммент. к Исх. 3:7—10 и Чис. 13. Кенеи, которых обычно связывают с мидянами, были полукочевым народом, населявшим Синайский полуостров и пустыню Не- гев. Название говорит о том, что они были знакомы с кузнечным делом. О кенезеях, кедмонеях и гергесеях почти ничего неизвестно, хотя существование последних подтверждается угаритскими текстами. Рефаимы отождествляются во Втор. 2:11 с «сынами Енаковыми», которые, в свою очередь, представляются исполинами в Чис. 13:33; больше об этой этнической группе ничего неизвестно.