Библия Комментарий Далласской БС

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Далласской БС

Бытие 15

15:1-3. Прежде чем вступить в завет с Аврамом, Бог рассеял все его опасения и сомнения, заверив: не бойся, Аврам; Я твой щит. Когда Бог пообещал ему, что награда его будет велика, патриарх спросил, что же он получит — ведь он оставался бездетным. Здесь проявление упования на Господа со стороны человека, не ослепленного предложением богатства (14:22-24).

Казалось бы, наследником Аврама должен был стать один из его домочадцев, Елиезер из Дамаска (15:2). (В евр. тексте — игра слов: даммесек (Дамаск) и бен месек, что букв, означает "сын наследия"). Аврам как бы говорит Богу, что "предзнаменование в наименовании" — простому слуге предстоит унаследовать все, что он имеет.

15:4-6. Но Господь ответил твердо: не будет он твоим наследником; им станет твой сын (тот, кто произойдет из чресл Аврама). Будущее многочисленное потомство его Бог сравнил со множеством звезд на небосклоне (ср. с 22:17; 26:4). Он гарантировал это патриарху словом Своим, которым сотворил звезды.

Аврам поверил Господу (букв, "в Господа"), и Он вменил ему это в праведность. Основополагающая эта истина в Новом Завете повторяется трижды (Рим. 4:3; Гал. 3:6; Иак. 2:23).

Быт. 15:6, где об Авраме сообщается нечто весьма важное, не подразумевает, однако, обращения Аврама в тот именно момент. Это произошло с ним ранее, когда он покидал Ур. (Примечательно, что и граммат. форма евр. слова "поверил", употребленная тут, показывает, что не после событий, описанных в ст. 1-5, возникла эта вера.) Здесь же о вере Аврама говорится потому, что на ней основывалось заключение завета. Это был завет с человеком, который уже верил и которому праведность уже была вменена, так что "средством искупления" завет для Аврама не являлся. Библия ясно учит, что во все века праведность (а с нею — и спасение) "вменяется" по вере.

15:7-10. Следует торжественная церемония заключения завета между Господом и Аврамом, по завершении которой Бог заверил его в конечном осуществлении Своих обетовании (ст. 7, 18-21).

Повинуясь Божиим повелениям, Аврам рассек пополам (ст. 10) телицу козу овна (ст. 9), а также принес горлицу и молодого голубя.

15:11-16. В следующий момент ужас не мог не объять Аврама, потому что нечистые хищные птицы налетели на принесенных в жертву животных, — явно плохое предзнаменование. Возвещенное Богом порабощение Израиля прояснило смысл этого знамения (ст. 13-14). Хищные птицы, как бы "противящиеся" заключению завета, — это прообраз Египта. Позже, во дни Моисея, израильтяне, находившиеся в Египте, могли подсчитать, что четыреста лет прошло (со времени пришествия Иакова в Египет в 1876-ом году до P.X.; см. схему "Хронология патриархов" в ком. на Быт. 47:28-31), и время их избавления близко (они выйдут ). В Исх. 12:40 и в Гал. 3:17 говорится, что египетское рабство длилось 430 лет (от 1876 года по 1446 год до P. X.). По-видимому, в Быт. 15:13 и в Деян. 7:6 указано округленное число (400).

В совершенной своей справедливости Бог не хотел предавать Аморреев (здесь, видимо, обобщенное название хананеев) осуждению—прежде чем не наполнилась мера беззаконий их (об аморреях см. в ком. на Быт. 14:13-16). Бог будет терпеть их нечестивое поведение, пока Израиль под командованием Иисуса Навина не покорит Палестину. Таким образом, исполнение обетовании, данных Авраму, включало "суд" над жителями Ханаана. "Семя" Аврама получит землю, но до того Богу многое еще предстояло сделать. В это "многое" входило и наказание —и через это—"научение" и собственного Его народа, без чего он был бы непригоден для принятия обетования. Однако "увидеть" это — в образе хищных птиц, терзающих жертвенных животных, — было для Аврама ужасно. И при захождении солнца, когда крепкий сон напал на Аврама, ужас и мрак великий объяли его.

15:17-21. Но после заката солнца второе откровение дано было Авраму — в видении дыма как бы из печи и пламени огня; в древнем мире эти два элемента были тесно связаны с ритуалом жертвоприношения. Образы огня и дыма соотносятся с темой "горения", которое, в свою очередь, символизирует Божие рвение и суд, которым Он судит мир. Огонь есть образ очищающей силы Иеговы, равно как и Его неприступной святости, которые взаимосвязаны (ср. с Ис. 6:3-7).

Во тьме (Быт. 15:17) Аврам не видел ничего, кроме огня и дыма, прошедших между рассеченными животными. Они свидетельствовали о ревностной готовности святого Бога судить народы и исполнить свои обетования Израилю, согласно заключенному с ним завету. В ст. 18 читаем: В этот день заключил Господь завет с Аврамом (Аврамов завет). И поскольку "поклясться" (во утверждение этого завета) Бог не мог ничем большим, Он "поклялся Собою" (Евр. 6:13). Иными словами, это был (по юридической терминологии) "односторонний договор". И исполнение содержавшихся в нем обетовании гарантировалось.

Бог даже уточнил географические границы будущей Израильской земли — от реки Египетской (Вади эль-Ариш, а не Нил) до великой реки, реки Евфрата.

Израиль никогда не владел своею землей "от края и до края", но он станет владеть ею, когда придет Христос — чтобы царствовать как Мессия. Перечисленные хананейские племена (15:19-21) были согнаны с этой земли при завоевании ее Израилем.

Смысл сообщенного ему Богом был ясен Авраму: его потомков будет косить смерть, и страдания, порабощения и плена им не избежать, но, несмотря на эти печальные перспективы, они унаследуют обетования, данные ему, и увидят их осуществление, потому что они даны Богом. Это должно было служить Израилю источником ободрения и в дни исхода и в последующие тяжкие времена, в частности, во время Вавилонского пленения. И еще: израильтяне не могли не обратить внимания на примечательную параллель: в начале этой главы (Быт. 15:7) сказано: "Я Господь (Иегова-ЯХВЕ), Который вывел тебя из Ура"; а в Исх. 20:2, — "Я Господь— ЯХВЕ — Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства". Параллель эта убеждала, что, несмотря на ожидающие их скорби и испытания, Бог осудит их поработителей и исполнит данные народу обетования.

Текст этот служит источником ободрения и для новозаветных верующих. Ибо торжественные заверения Бога об исполнении обещанного Им распространяются и на спасение в вечности и на благословения в этой жизни (см. 1 Пет. 1:3-4). Сколь трудно ни было бы верующим проходить их земной путь и завершать его, — Свои обетования Бог сдержит.

2. АВРААМ, ЧЬЯ ВЕРА ОКРЕПЛА В ИСПЫТАНИЯХ, ПОЛУЧАЕТ ОБЕТОВАНИЕ О СЕМЕНИ (16:1—22:19)

В этом цикле повествований отражены внутренние борения, через которые проходил патриарх Аврам в ожидании исполнения Божьих обетований. Временами он "претыкался", но в конце концов вера его восторжествовала и тем засвидетельствовала о своей подлинности.

а. Недостаточность веры и рождение Измаила (гл. 16)

Между тем как вера Аврама крепла в испытаниях, исполнение Божьего обетования о сыне как будто бы откладывалось. В моменты слабости возникают соблазны "альтернативных решений", которые не от веры, а от недостаточности ее. Человеческие старания "помочь Богу" в исполнении обещанного Им всегда лишь усложняли дело. Израилю предстояло убедиться в этом на собственном опыте.