Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Культурно-исторический

Бытие 14

14:1-16 Аврам спасает Лота

14:1-4. Цари Востока. Проблема «царей Востока» упорно не поддается разрешению, несмотря на многочисленные попытки связать их с известными историческими личностями. Тем не менее географические области, которые они представляют, можно идентифицировать с определенной долей уверенности. Сеннаар обозначает в других местах Библии долину Южной Месопотамии, носившей в древнейшие времена название «Шумер», а затем — «Вавилония». Елассар представляет собой древний способ написания слова «Ассирия». "Элам — обычное название региона, простиравшегося в то время восточнее Месопотамии от Каспийского моря до Персидского залива (современный Иран). Идентификация Гоима наиболее затруднительна, но принято считать, что это название относится к "хеттам (которые обитали в восточной части современной Турции), — главным образом, по той причине, что имя царя, Фидал, ассоциируется с типичным "хеттским царским именем Тудхалия. Весьма вероятно, что, как обозначение группы народов, «Гоим» указывает на коалицию «варварских» племен (подобно "аккадскому определению Umman Manda или встречающемуся в текстах из Мари определению Haneans). Но если тесная связь "Элама с расположенными в Месопотамии государствами в первой половине 2-го тыс. до н. э. находит многочисленные подтверждения, то включить в эту картину хеттов намного труднее. Мы знаем, что ассирийские купцы имели в Хеттском царстве торговые поселения, но о совместных военных действиях ничего неизвестно. Сведения о древнейшей хеттской истории очень отрывочны, и мы не располагаем информацией, откуда они пришли и когда проникли в "Анатолию. Имена царей Востока вполне достоверны, но ни одно из них не удается идентифицировать или связать с царями соответствующих государств этого периода. Так, например, Ариох был князем "Мари в XVIII в. до н. э. Мы определенно не имеем сведений о подчинении некоторых областей

Палестины Эламу, как об этом сообщается в ст. 4, хотя следует признать, что в наших знаниях истории этого периода много пробелов. Ни один из пяти царей Ханаана не упоминается нигде, кроме Библии, ибо даже существование этих городов не подтверждается другими древними источниками, если не считать единичных и сомнительных упоминаний Содома.

14:5-7. География завоеваний царей Востока. Завоевания представлены в обычном для исторических хроник виде. Маршрут завоеваний проходит с севера на юг вдоль так называемой «Царской дороги» — главной артерии Трансиордании, соединяющей север и юг восточнее долины Иордана. Аштероф-Карнаим был главным городом региона, расположенного к востоку от Галилейского моря и населенного рефаимами. Об этом народе практически ничего неизвестно, равно как о зузимах и эмимах, хотя всех их отождествляют с «народом высоким», жившим на этой земле во времена завоеваний Иисуса Навина (ср.: Втор. 2). Следующим объектом завоевания был Гам в северном Галааде. Шаве-Кириафаим после раздела земли между коленами Израиля находился на территории Рувима, граничившей с Моавом. Хорреи жили южнее, в регионе, известном впоследствии как Эдом. Дойдя до прибрежных областей Акабского залива (город Эл-Фарран = Эйлат?), завоеватели повернули на северо-запад и сразились с амаликитянами в районе Кадес-Варни (называвшегося в то время Ен-Мишпат) и *амореями на юге горной страны. Этот путь привел их к городам долины, расположенным южнее и восточнее Мертвого моря. Местоположение городов Содом и Гоморра точно не установлено, хотя некоторые считают, что их остатки находятся в нижней части Мертвого моря (см. коммент. к Быт. 19). Прежде чем потерпеть поражение от Аврама, четыре царя после битвы в долине Сиддим прошли вдоль западного берега Иордана до Дана, расположенного на крайнем севере Ханаанской земли.

14:10. Смоляные ямы. В этой области, столь богатой битумом, что огромные его количества всплывают на поверхность Мертвого моря, часто встречаются смоляные ямы. Слово, переведенное как «ямы», обычно используется в Ветхом Завете для обозначения колодцев, вырытых человеком. Очевидно, ямы, вырытые в долине Сиддим для добычи битума, послужили царям убежищем (правильнее было бы «они спустились», а не «упали в них»),

Религия Авраама

Важно отметить, что Авраам вырос в семье, религия которой не была монотеистической (Нав. 24:2,14). Его отец и другие родственники разделяли широко распространенные в то время политеистические представления. Сущность этой религиозной системы заключается в обожествлении сил природы и истолковании каждого природного явления как манифестации того или иного божества. Эти боги не открывали людям своей природы и не давали знать, чем можно заслужить их расположение или вызвать гнев. Почитание этих богов осуществлялось при помощи лести и задабривания. Фактически, ими можно было манипулировать. Эти боги были созданы по образу человека. Одной из причин заключения завета с Авраамом явилось желание Бога открыть Свою истинную природу, чтобы исправить ложное представление о богах, сформированное людьми. Но этот замысел предполагалось осуществить не сразу, а постепенно.

Господь, Яхве, представлен как Бог, Который ранее не был известен Аврааму. Явившись патриарху, Бог не преподносит ему учение, не предписывает ритуалы и не выдвигает требования; Он делает предложение. Яхве не говорит Аврааму, что Он — единственный Бог. и не требует немедленного прекращения почитания богов, которым поклонялись предки Авраама. Он не повелевает отказаться от идолов и не возвещает грядущего Мессию или спасение. Вместо этого Он говорит, что хочет Аврааму что-то дать, если тот откажется от некоторых вещей.

Великие космические боги политеистических религий древнего Ближнего Востока, почитаемые на государственном уровне, почти не соприкасались с простыми людьми. Поэтому люди предпочитали поклоняться местным или семейным богам. Это легко понять, если провести аналогию с политикой. С каким бы уважением мы ни относились к руководителям государства, если в нашем городе или районе возникнет проблема, мы не будем писать письмо президенту, а решим ее с помощью местных властей. В первой половине 2-го тыс. до н. э. значительная часть религиозной жизни Месопотамии развивалась в направлении, сравнимом с житейским отношением к политике. Люди все чаще обращались к «личным богам», которые постепенно превращались в родовых богов, почитавшихся из поколения в поколение. По существу, эти «малые божества» были не более чем олицетворением удачи. В личном божестве видели покровителя семьи или отдельного человека и верили, что его почитание обеспечит счастье и благополучие. Личное божество не было единственным объектом поклонения, но большая часть религиозных ритуалов совершалась именно в его честь.

Возможно, вначале Авраам воспринял Яхве как некое божество, пожелавшее стать его личным покровителем. Хотя в тексте нет никаких признаков того, что Яхве объяснил Аврааму принцип монотеизма или потребовал его соблюдения, совершенно очевидно, что в религиозном опыте Авраама почитание Яхве играло главную роль. Оставив свою землю, семью и собственность, Авраам разорвал и все религиозные связи, поскольку боги были прочно связаны с местом своего обитания. На новой земле у Авраама не будет территориальных богов; будучи переселением, он не сможет принести туда семейных богов; оставив свою страну, он лишится поддержки национального и городского богов. Эту пустоту заполнил Яхве, став «Богом Авраама, Исаака и Иакова».14:13. «Еврей». Аврам назван здесь «Аврамом Евреем». В древнейшие времена определение «евреи» применялось к ним только со стороны иноземцев. Так египтяне называли Иосифа (напр.: 39:14—17) и рабов-израильтян (Исх. 2:11), так отрекомендовался Иона корабельщикам (Ион. 1:9), так называли израильтян филистимляне (1 Цар. 4:6) и т. л- Некоторые исследователи полагают, что в подобных ситуациях определение «евреи» обозначает не этническую, а социальную принадлежность людей, известных как *«хабиру» по многим древним текстам, в которых они обычно изображаются как обездоленные изгнанники.

14:14-16. Триста восемнадцать вооруженных рабов. Здесь мы узнаем, что дом Аврама был весьма многочисленным. Слово, использованное для обозначения этих воинов, в Ветхом Завете нигде больше не встречается, но его можно обнаружить в аккадском письме XV в. до н. э. К какой бы эпохе мы ни относили время жизни Авраама — к началу "среднего бронзового века, когда этот регион был населен преимущественно скотоводами и земледельцами, или к концу среднего бронзового века, когда там возникло множество укрепленных поселений, — такому войску было под силу сразиться с любой военной силой в этом регионе. Даже в конце *амарнского периода армии любого отдельного города были не намного больше.

14:15. Тактика войны. Аврам настиг неприятелей у северной границы Ханаана, в Дане. Он применил метод внезапного ночного нападения, использование которого уже в период судей подтверждается египетскими и хеттскими документами.

14:17-24 Аврам и Мелхиседек

14:17—20. Мелхиседек. Из того, что Мелхиседек, царь Салимский, получил часть военной добычи, видно, что он был главным царем этого региона. Салим обычно отождествляют с Иерусалимом, хотя раннехристианские свидетельства и карта из Медевы связывают его с Сихемом. (Карта из Медевы — древнейшая карта Палестины. Она изображена на мозаичном полу церкви VI в.) Города-государства часто добивались господствующего положения в регионе, как это видно из Книги Иисуса Навина, где сообщается, что цари Иерусалима и Асора объединили северную и южную коалиции. Трудно сказать, кем был Мелхиседек, — хананеем, амореем или иевусеем. Благословляя Аврама, он использует имя Бога El Elyon (Бог Всевышний), широко применявшееся в хана нейской литературе по отношению к главному божеству хананеев, *Элу.

14:18,19. Встреча Аврама и Мелхиседека. Встреча произошла в долине Шаве. Другое ее название — «Царская долина» — позволяет отождествить эту местность с долиной, расположенной к югу от Иерусалима, где сходятся Кедронская и Енномова долины. Позднее Авессалом поставил здесь памятник (2 Цар. 18:18). Трапеза, которую разделили Аврам и Мелхиседек, обычно сопровождала заключение мирного соглашения.В текстах хеттских договоров сообщается о поставках продовольствия союзниками во время войны. Мелхиседек стремится заключить мир с доказавшей свою боеспособность военной силой, и Аврам соглашается на это, выплачивая десятину и подтверждая тем самым высокий статус Мелхиседека.

14:21-24. Соглашение Аврама и царя Содомского. Царь Содомский признал, что Аврам имеет право на добычу, но потребовал возвращения людей. Аврам отказался от добычи, поклявшись Богом Всевышним (которого он отождествлял с *Яхве), что не намерен извлекать выгоду из своей победы. Возможно, это соглашение послужило основой некоего документа, в котором условия договора были надлежащим образом оформлены. Подобный документ вполне мог быть изложен в той же форме, что и эта глава, и даже послужить источником этой главы.