Библия Комментарий Далласской БС

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Далласской БС

Бытие 14

д. Победа над восточными царями (14:1-16)

Сражение четырех царей против пяти интересно уже потому, что оно способствовало осуществлению Божьего обетования сделать Аврама великим и благословить благословляющих его и проклясть проклинающих его (12:3). Гл. 14 содержит описание типичного "международного" столкновения в древнем мире: сильные племена вступили в союз, чтобы ограбить и покорить себе территории, лежавшие близ границы той земли, которую Бог обещал Авраму.

14:1-12. Поднявшись на подавление мятежа (ст. 4), четыре сильных восточных царя вторглись в долину Иордана около Соленого, то есть Мертвого, моря (ст. 3); нанеся поражение объединенным силам своих противников (ст. 5-7), они ограбили пятерых иорданских царей (ст. 8-11) и увели в плен Лота (ст. 12).

Археологические данные более всего помогают понять обстоятельства описываемого события. "Опознать" царей как реальные исторические личности не удалось, но звучание их имен характерно для Ближнего Востока (особенно для Месопотамии) того древнейшего периода. Так в Мари обнаружено имя Арриук, похожее на Ариох; Кедорлаомер созвучно имени Кудур; Фидал наводит на мысль о Фудалии, упоминаемом в ранних памятниках хеттской литературы. Кроме того, типичным было и такое вот объединение "городов-государств" (народов) в военных целях.

Местонахождение многих перечисленных тут местностей и городов тоже на сегодня известно. Так, Сеннаар(ср. 10:10) стал позднее называться Вавилоном. Елам (ср. 10:22) лежал на восток от Сеннаара. Но местонахождение Елласара и Гоима остается невыясненным. Содом Гоморра Адма Севоим и Бела (т. е. Сигор; ср. 19:22) — города пяти царей, возмутившихся против Кедорлаомера, были расположены близ Мертвого моря. Аштероф-Карнаим (14:5) находился в Хоране (древнем Васане), на восток от Геннисаретского озера. Гам был в восточном Галааде, южнее Васана. Шаве-Кириафаим лежал восточнее Мертвого моря, а горная страна Сеир (обитавшие в ней Хорреи жили в пещерах — потому и сказано, что они жили в горе) — юго-восточнее Мертвого моря, в местности, позже известной как Едом. Эл-Фаран соответствовал современному Элату, расположенному на берегу Акабского залива. Кадес и Фамар располагались на юго-запад от Мертвого моря. Путь, которым следовали захватчики, был хорошо известен в древности как "царская дорога" (см. Чис. 20:17; 21:22). Четыре царя — Кедорлаомер Фидал Амрафел Ариох (Быт. 14:9) — двинулись вдоль восточного берега Иордана, повернули в Арабах (ущелье, лежащее южнее Мертвого моря), пошли на Кадес, оттуда на Фамар, а потом — в район Содома и Гоморры в долине Сиддим (ст. 8,10). Пять городов на равнине были, видимо, расположены вблизи друг от друга. Цари разграбили Содом и Гоморру и взяли в плен Лота.

14:13-16. Услыхав о нападении царей и пленении Лота, Аврам собрал своих людей, числом 318, и вместе со своими союзниками (ст. 13) погнался за захватчиками и в ночной схватке нанес им поражение. Он гнал их до самого Дана, до будущей северной границы Обетованной земли (находился километрах в двухстах от дома Аврама в Хевроне). Дан был назван позднее Ласемом (Иис. Н. 19:47) или Лансом (Суд. 18:29). Под покровом ночи Аврам гнал царей до Ховы, т. е. еще километров 150 на север от Дана, и возвратил Лота и имущество его, также и других пленников. Это было поразительной победой патриарха — ведь он одержал ее над четырьмя сильными вождями, которые до этого захватили значительную часть Трансиордании и территорий, расположенных южнее Мертвого моря.

Аврам Еврей (ибри; Быт. 14:13) был признан теперь главою клана ("евреем" он назван как потомок Евера, внука Симова; здесь слово "еврей" встречается в Библии впервые). Военный триумф Аврама, как он представлен в этой главе, свидетельствует, что он стал силою, с которой другим народам приходилось считаться. В конфликт Аврам был вовлечен из-за того обстоятельства, что Лот жил в Содоме. Сам Аврам жил в Хевроне (13:18), у дубравы Мамре и был, по-видимому, связан наступательным и оборонительным союзом с Мамрием Аморреянином и его братьями Эшколом и Анером (14:13; ср. со ст. 24). В этой ситуации договор послужил в пользу Аврама, потому что аморреям, которые позволили ему жить среди них, пришлось и воевать на его стороне. Обычно термин "аморреи" употребляется в Библии по отношению к западным семитским племенам, населявшим Трансиорданские "царства" и горную часть Палестины. Но "аморреяне", о которых речь идет тут, были не теми, что наводнили позднее древний Шумер и территории на западе, а небольшой этнической группой..

Аврам был полководцем, и победа приписывается ему (ст. 17). Но подлинный триумф Аврама этим объясняется не вполне. Мелхиседек, который выйдет навстречу Авраму, объяснит эту победу действием Божией силы (ст. 20): в соответствии со Своим обетованием Бог действовал в жизни Аврама и через него. В свете этого действия самого Аврама, когда захватчики вторглись в землю и, разграбив ее, похитили его неудачливого сродника, могут быть определены как инстинктивные.

Для Израиля это должно было послужить "уроком надежды": Бог дарует победу своему избранному народу над врагами и в земле Обетованной. Это должно было ободрять евреев во времена Судей и при последующих нашествиях. Конечно, условиями осуществления этой надежды оставались вера в Бога и послушание Ему.

В ветхозаветные времена войны происходили постоянно, но, будучи явлением, вполне реальным и "ощутимым", имели и важное духовное значение, свидетельствуя о действенности фактора веры. Согласно Новому Завету, брань, которую ведет христианин, и оружие, к которому он прибегает, — духовного порядка, а Божий обетования — не теряют своего значения с течением времени. Пользуясь военными терминами, Павел называет смерть Христа победою, которую Он одержал над грехом и смертью (Еф. 4:8). Упоминаемые апостолом "Христовы дары" — это духовные дары Его служителям, предназначенные для активного употребления. Вооруженные ими, христиане призваны утверждать праведность, истину и справедливость (Еф. 6:10-19). Бог же дает Своему народу победу над миром — в согласии с Его обетованием "благословлять и проклинать" через Своих служителей.

е. Благословение Мелхиседека (14:17-24)

14:17—21. Тут повествуется об одной из наиболее впечатляющих в Ветхом Завете встреч. Два царя встретили Аврама по его возвращении с войны, и эти двое являли собой полную противоположность друг другу. Бера, нечестивый правитель нечестивого Содома (ст. 2), и Мелхиседек, царь Салима (т. е. Иерусалима, Пс. 75:3), священник Бога всевышнего (ст. 18). Самое имя "Мелхиседек" (что значит "царь праведности") свидетельствует, что носил его праведный правитель, как бы представлявший Бога на земле.

Едва ли есть основания сомневаться в историчности этого персонажа, хотя некоторые исследователи Библии полагают, что под "Мелхиседеком", правившим Иерусалимом как царь и священник, понимается Сам Христос до Его Новозаветного воплощения, т. е. что речь здесь идет о теофании.

Мелхиседек — единственный, кого Аврам признал духовным главой над собою. Именно поэтому Аврам принял от него благословение (ст. 19) и уплатил ему десятину от всей своей добычи (ст. 20). Это же свидетельствует о смирении патриарха, которое не изменило ему и после победы. Он сознавал, что откровение Божие ему должно стать достоянием многих.

Возвращаясь к образу Мелхиседека, заметим, что тогда как внимание читателя сосредоточено на Авраме, несущем миру духовную надежду, в одной из ничем не примечательных долин на территории Ханаана появляется человек более близкий Богу, чем Аврам, и он Аврама благословляет. Долина эта называлась Шаве (ст. 17); возможно, именно она стала называться позднее долиной Кедрон (расположена близ Иерусалима; ср. 2 Цар. 18:18).

Мелхиседек — фигура, исполненная в Библии особого значения. Предшествуя Авраму, он не был священником из левитов. Когда Давид, первый Израильский царь, воссевший на престоле Мелхиседека, заявил в пророческом предвидении, что его великий потомок, Мессия, будет "священником вовек по чину Мелхиседека" (Пс. 109:4), то смотрел "дальше" левитского священства, явления земного и преходящего. Из послания к Евреям следует, что Иисус Христос в смерти Своей положил начало "лучшему первосвященству", непреходящему (Евр. 7). Говоря о Мелхиседеке как о совершенном прообразе Христа, автор послания к Евреям подчеркивает "анонимность" Мелхиседека; характерно, что в книге Бытия, которая полна родословных и ссылок на предков, это лицо выступает как родословия не имеющее (ср. Евр. 7:3). Мелхиседек запоминается читателю как первосвященник. То обстоятельство, что Аврам дал ему десятину, свидетельствует, что "чин Мелхиседека" выше "чина левитского", начало которому было положено Аврамом (Евр. 7:4-10).

14:22-24. Аврам поклялся Господу Богу Владыке неба и земли (ст. 19), что не присвоит ничего из того, что принадлежит Содому, дабы царь Содомский не подумал, что обогатил Аврама.

Этот случай послужил к испытанию веры Аврама после одержанной им великой победы. Содомский царь Бера предложил ему весьма заманчивую сделку. Но Аврам чувствовал, что, если он удержит хоть часть из отвоеванного им содомского "имущества", то поставит себя в зависимость от Беры. Он же стремился к тому, что более устойчиво, нежели имение и богатство, а именно к тому, чтобы исполнилось Божие чудесное и надежное, обетование.

Патриарх знал, что ему уготовано процветание, и знал, КТО благословлял его. В его намерения входило все получить от Бога, а от Содома — ни одной нитки, потому что Бера был нечестивым человеком, который правил нечестивым царством. Аврам мог бы рассудить, что Бог хочет благословить его через принятие "выгодного" предложения содомского царя, но к чести своей распознал, что вступать с ним в те или иные сделки — опасно.

ж. Утверждение завета (гл. 15)

После того, как Аврам спас Лота и получил благословение от Мелхиседека, Бог вступил с ним в завет официально, подтвердив тем самым обетование, данное ранее (12:2-3). Он предупредил его, однако, что потомки его надолго попадут в рабство (15:13).