Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Культурно-исторический

Бытие 12

12:1-9 Аврам идет в Ханаан

12:1. Дом отца. В Древнем мире человек определялся как член дома своего отца. Когда глава дома умирал, этот титул и связанные с ним обязанности принимал его наследник. В понятие «дом отца» входили также родовые земли и собственность.[Оставляя дом отца, Аврам отказывался тем самым от наследства и прав на родовую собственность.

12:2,3. Обетования завета. Земля, род и наследство были наиболее почитаемыми ценностями в древнем обществе. Для земледельцев и скотоводов земля была источником средств к существованию. Для жителей городов земля была гарантом их политического единства. Потомки символизировали будущее. Дети заботились о родителях в старости и обеспечивали продолжение рода. Они устраивали родителям надлежащие похороны и чтили имена предков. У некоторых народов древнего Ближнего Востока это считалось совершенно необходимым для поддержания достойного существования после смерти. Отказавшись от своей роли в доме отца, Аврам лишился всех преимуществ, связанных с этим положением. Свою судьбу, безопасность и надежду на будущее он вручил в руки Господа.

12:6. Дубрава Море. Вероятно, это были Фаворские дубы (Quercusithaburensis), которыми славился Сихем. Возможно, в этой дубраве люди собирались, чтобы послушать наставника (буквальное значение слова Moreh), или обращались к судье, решавшему спорные вопросы (как это делала под своей пальмой Девора в Суд. 4:5 или Даниэл в угаритском эпосе об "Акхате). Помимо того что дубы давали прекрасную тень, их почитали как символ плодородия, и потому в дубравах часто устраивали святилища.

12:6. Сихем. Древний Сихем отождествляют с современным селением Телль-Балата, к востоку от Наблуса и в 35 милях к северу от Иерусалима. Возможно, благодаря соседству со знаменитыми горами Гаризим и Гевал, земля Сихема на протяжении многих веков считалась священной. Выгодное стратегическое положение Сихема у восточного прохода между этих гор делало его важным торговым центром. Уже в период *средней бронзы 1 Сихем упоминается в египетских текстах фараона Сенусерта III (1880-1840 гг. до н. э.). Раскопки обнаружили не обнесенное крепостными стенами поселение периода средней бронзы IIA (ок. 1900 г. до и. э.) и следы защитных сооружений периода средней бронзы IIВ (ок. 1750 г. до н. э.).

12:6-9. Жертвенники. Жертвенники, или алтари, служили помостами для жертвоприношений. Сооружение жертвенника могло также означать, что на новой земле начинается поклонение определенному богу. Создавая жертвенники на всех своих стоянках, Аврам определял те места «обетованной земли», на которых поселятся его потомки, и освящал их как будущие религиозные центры.

12:10-20 Аврам в Египте

12:10. Голод в той земле. Климат Палестины весьма неустойчив и во многом зависит от дождей в зимние и весенние месяцы. Если эти дожди не начинаются в надлежащее время, выпадают в большем или меньшем количестве, чем ожидалось, или не выпадают вовсе, это неблагоприятно сказывается на посевах и прочей растительности. Засуха и последующий голод были в этом регионе обычным явлением. Египетский папирус Анастаси I сообщает о целом племени, пришедшем в Египет во время засухи. Современные археологи и геологи обнаружили следы небывалой засухи, продолжавшейся около трехсот лет в конце 3-го — начале 2-го тыс. до н. э., — в один из тех периодов, к которому относят время жизни Авраама.

12:11,12. Жена как сестра. Тема «жена-сестра» появляется в Книге Бытие трижды, причем в каждом эпизоде она имеет различные смысловые оттенки. В первом случае мигранты выдают жену за сестру, чтобы защититься от местных властей, во втором случае эта подмена приводит к столкновению между Богом и фараоном (Быт. 12) и, наконец, как литературный прием эта тема служит нагнетанию напряжения, когда обетование завета о наследнике оказывается под угрозой. Подоплека этой истории, по-видимому, состояла в том, что если облеченный властью человек хотел взять женщину в свой гарем, то с ее братом он бы вступил в переговоры, а мужа, скорее всего, убил бы. Во всяком случае, чета прародителей воссоединилась и обогатилась, а местный правитель был посрамлен. И хотя с человеческой точки зрения в этом эпизоде Аврам проявил себя не лучшим образом, благодаря этой слабости он выглядит здесь более человечным, чем в других рассказах.

12:11. Красота старой Сары. Сара охарактеризована как «женщина, прекрасная видом», хотя в ту пору ей было лет 65—70. Это выражение часто используется для описания женской красоты (2 Цар. 14:27), но оно не обязательно означает только женское обаяние и привлекательность. Иногда это выражение используется для описания мужской красоты (1 Цар. 17:42), но еще важнее отметить, что теми же словами описывается корова (Быт. 41:2). Поэтому не следует думать, что Сара чудом сохранила очарование молодости. Но ее чувство собственного достоинства, манера держаться и самообладание не оставляют сомнений, что это была замечательная женщина.

12:10-20. Росписи гробницы в Бени-Хасаие. Настенные росписи гробницы египетского номарха Хнумхотепа II 12-й династии (XIX в. до н. э.) изображают один из многочисленных караванов «азиатов», доставлявших в Египет сырье и экзотические товары (благовония, лазурит). Эти торговцы носили разноцветные одежды, приводили с собой семьи и путешествовали с оружием и ослами, нагруженными воловьими шкурами, бронзовыми слитками и другими товарами. Их одеяние и легкость, с которой они совершали переходы в Египет, могут дать некоторое представление о том, как выглядел Аврам со своим семейством. Египет был рынком сбыта, источником пропитания и временной занятости для многих групп населения Ближнего Востока, гонимых войной или голодом.

12:17. Природа болезней. В древности люди полагали, что все болезни являются проявлением недовольства бога или богов. С инфекционными болезнями справлялись с помощью очищения, жертвоприношения и лекарственных трав, однако главную причину искали не в организме, а в духовной сфере. Поскольку болезнь считалась непосредственным результатом гpexa или нарушения какого-либо обычая, люди старались определить, какой бог мог наслать болезнь и как его можно умилостивить. Лечение лекарственными средствами непременно дополнялись магическими ритуалами и заклинаниями.