Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Культурно-исторический

Бытие 11

11:1-9 Вавилонская башня

11:1. Предание об общности языка. Предание о том времени, когда все человечество говорило на одном языке, сохранилось в шумерском эпосе «Эмеркар и владыка Аратты». В нем рассказывается, что когда-то на земле не было диких животных, а между людьми царило согласие: «Весь мир обращался к *Энлилю на одном языке». Далее в эпосе говорится о том, что язык изменился, и в него был внесен «раздор». Никаких других параллелей рассказу о Вавилонской башне здесь не содержится, но это позволяет рассматривать смешение языков божеством как древнейшую тему.

11:2. Сеннаар. Сеннаар — одно из библейских названий равнины в бассейне Тигра и Евфрата. На протяжении долгого времени это название считали лингвистическим эквивалентом понятия «Шумер», обозначающего регион, в котором началось развитие древнейшей цивилизации. Крупнейшими городами этого региона были в древности *Ур, Эреду, *Урук и Ниппур.

11:3. Технология строительства из кирпича. В этом фрагменте говорится о том, что строители использовали вместо камня обожженные кирпичи. В Палестине для фундаментов наиболее значимых зданий использовали камень, а стены возводили из высушенного на солнце кирпича. В обожженном кирпиче не было необходимости, и в этом регионе его использование не подтверждается. А в южных равнинах Месопотамии камень приходил ось добывать в отдаленных карьерах и транспортировать. Технология строительства из обожженного кирпича развивалась здесь с конца 4-го тыс. до н. э. Учитывая, что скрепляющим веществом служил битум, этот строительный материал был водонепроницаемым и прочным, как камень. Ввиду того, что процесс изготовления обожженного кирпича был очень трудоемким, его использовали только для строительства важных общественных зданий.11:4. Урбанизация. Начало строительства городов было положено в Южной Месопотамии шумерами в первые века 3-го тыс. до н. э. «Города» этого периода не были предназначены для того, чтобы в них жили люди. В них располагались главным образом культовые здания и хранилища, окруженные стенами. Поскольку правительство этих древнейших городов состояло из старейшин, связанных с храмом, там не было специальных правительственных зданий, но, возможно, имелись частные резиденции знати. Решение строить города свидетельствует о движении в сторону урбанизации, что можно истолковать как линию поведения, нацеленную на предотвращение рассеяния. Совместная жизнедеятельность, достижимая с помощью урбанизации, позволила людям жить в ограниченном регионе, проводя широкомасштабную ирригацию и увеличивая производство зерна. Неотвратимость рассеяния неурбанизированного населения хорошо иллюстрирует рассказ об Аврааме и Лоте в Быт. 13.

11:4. Башня. Ядром древнейших городов Южной Месопотамии был храмовый комплекс. Нередко храмовый комплекс и составляя город. В этот период в храмовый комплекс входили собственно храм, где поклонялись богу-покровителю, и зиккурат. Зиккураты представляли собой ступенчатые сооружения, образующие «лестницу» с неба на землю, чтобы боги могли спуститься в свой храм и благословить жителей города. Эти монументальные сооружения возводились специально для удобства богов или их посланников. Образ лестницы в небо отражен в мифологии шумеров, а в библейском тексте он появляется во сне Иакова (Быт. 28:12). Зиккураты строили из сырцового кирпича и облицовывали обожженным кирпичом. В этих башнях не было никаких комнат, помещений и даже проходов внутрь. На вершине зиккурата находилась небольшая комната для божества, где стояли ложе и стол, на котором регулярно появлялась пища. Считалось, что здесь божество может отдыхать и подкрепляться во время своего сошествия. Никакие религиозные праздники и ритуальные акты не подразумевали использования зиккурата людьми. Он предназначался только для богов. Разумеется, жрецам приходилось подниматься наверх, чтобы заменять продукты, но это была священная земля. Зиккураты служат архитектурным отражением того этапа развития языческой религии, когда боги стали приобретать черты человека.

11:4. Высотою до небес. В *аккадском языке это выражение применялось только для описания зиккуратов. Кроме того, сохранились загадочные предсказания, объединенные под названием Summa Alu («Если город...»), в которых говорится об угрозе, нависшей над городами и высокими башнями. Если город возносится до небес, то либо он опустеет, либо его царь будет свергнут с престола. Город, который возвышается, как гора, превратится в руины, а если он поднимается к небу, как дым, то произойдет большое несчастье.

11:4. Сделаем себе имя. Люди были заинтересованы в том, чтобы сделать себе имя. В других обстоятельствах Бог признавал это желание законным, говоря, что прославит имя Авраама и Давида. Один из путей прославления — многочисленное потомство. Хотя в желании прославиться не всегда скрывается нечто греховное, мы должны признать, что это желание может стать всепоглощающим или подвигнуть человека на нечестивые дела.

11:4. Рассеяние. Люди хотели избежать рассеяния. Хотя Бог дал им привилегию плодиться и размножаться, чтобы они наполнили землю, это не обязывало их рассеиваться. Наполнение земли должно было произойти благодаря размножению, а не территориальному распространению. Экономические причины рано или поздно приводили к распаду любых человеческих сообществ, и это заставило людей ступить на путь урбанизации. Бог рассеял людей не потому, что не желал их объединения, а потому что их совместные усилия были направлены на зло (подобно тому, как мы изолируем детей, которые дурно себя ведут).

11:5. Сошествие Бога. Люди строили зиккурат для того, чтобы Бог мог сойти к ним и, приняв их поклонение, благословить. Бог действительно «сошел» посмотреть на город и башню. Но забота людей об удобстве Бога вызвала у Него не радость, а недовольство, так как представления, воплощенные в зиккурате, означали, что люди впали в язычество.

11:8. Тип поселений периода *Урука. Многие особенности рассказа указывают на то, что описываемые события происходили в конце 4-го тыс. до н. э. В этот период отступившие воды позволили начать заселение бассейна Тигра и Евфрата. Раскопки многих поселений в этом регионе свидетельствуют, что, вернувшись на родную землю, переселенцы принесли с собой культуру северной Месопотамии. Сходным образом в конце периода Урука (конец 4-го тыс. до н. э.) образцы материальной культуры, характерные для этих поселений Южной Месопотамии, внезапно стали появляться во всех концах древнего Ближнего Востока. Таким образом, миграционный процесс, упоминаемый вст. 2, и рассеяние, описанное в ст. 9, согласуются с типом поселений, датируемых археологами концом 4-го тыс. до н. э. Урбанизация, первые зиккураты и применение обожженного кирпича также соответствуют этому историческому периоду.

11:9. Древний Вавилон. Восстановить картину древнейшей истории Вавилона нелегко. Раскопки не могут продвинуться глубже 2-го тыс. до н. э., так как уровень фунтовых вод Евфрата значительно поднялся и разрушил нижние культурные слои. В литературе Месопотамии нет заслуживающего внимания упоминания о Вавилоне вплоть до того времени, пока он не стал в XVIII в. до н. э. столицей *Старовавилонского царства.

11:10-32 Ветвь Сима, род Авраама

11:28. Ур Халдейский. Род Авраама вел свое происхождение из Ура Халдейского. На протяжении долгого времени единственным городом, известным современным ученым под этим названием, был знаменитый шумерский город Ур в южном течении Евфрата. Некоторое недоумение вызывало то обстоятельство, что этот южный город назван Уром Халдейским, поскольку в то время *халдеи населяли преимущественно северную часть Месопотамии. Альтернатива появилась тогда, когда письменные свидетельства из Месопотамии позволили отождествить библейский Ур с небольшим городом на севере, недалеко от Харрана (куда Фарра привел свое семейство). Представляется вполне логичным, что этот город был назван Уром Халдейским, чтобы отличить его от хорошо известного Ура на юге.

11:30. Отношение к бесплодию на древнем Ближнем Востоке. Неспособность произвести на свет наследника считалась в Древнем мире величайшим бедствием, так как это означало, что род будет прерван, а о супружеской чете некому будет позаботиться в старости. Поэтому были разработаны законные методы, позволявшие мужчине, жена которого не могла родить ему сына, оплодотворить рабыню (кодекс "Хаммурапи; тексты из *Нузи) или блудницу (кодекс *Липит- Иштара). Дети, появившиеся от таких связей, могли быть признаны отцом законными наследниками (кодекс Хаммурапи). Аврам и Сара поступали в соответствии с этими законами, когда использовали служанку Агарь в качестве «матери» наследника пожилой супружеской пары (см. коммент. к Быт. 16:1-4).

11:31. Харран. Город Харран находился в 550 милях к северо-западу от южного Ура, на левом берегу реки Балик (приток Верхнего Евфрата). В настоящее время это место находится на территории Турции, недалеко от сирийско-турецкой границы. Харран упоминается в текстах из "Мари (XVIII в. до н. э.) как главный город *амореев на севере Месопотамии и важный центр пересечения торговых путей. Его достопримечательностью был храм Сина, бога луны. Археологические раскопки проводились здесь весьма ограниченно, так как эта местность была непрерывно заселена.