Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51

Библия Комментарий Культурно-исторический

Бытие 10

10:1-32 Таблица народов

10:1. Критерии и классификации. Родословие Ноева рода содержит информацию о будущей истории и географическом распределении народов древнего Ближнего Востока. Здесь приведены данные о заселении прибрежных районов Северной Африки, Сирии, Палестины и Месопотамии. Таким образом, в этом родословии представлены почти все государства и народы, с которыми контактировали израильтяне, в том числе Египет, Ханаан, филистимляне, *иевус?и, "Элам и *Ассур. Это родословие свидетельствует о политическом разделении «мира» того периода, когда был написан этот перечень, и отчетливо указывает на месопотамское происхождение израильтян. Однако здесь не предпринимается попыток классификации народов по расовым признакам. Древних людей больше интересовали национальные, языковые и этнические различия.

10:2-29. Имена: личные, патронимические, политические. Имена потомков Ноя, перечисленные в «Таблице народов», отражают единство человеческого рода и в то же время дают некоторое представление о геополитических размежеваниях и объединениях. Всего перечислено семьдесят народов — число, встречающееся в библейском тексте применительно к количеству членов семейства Иакова при вступлении в Египет (Быт. 46:27), и к количеству представителей народа (семьдесят старейшин, Исх. 24:9; Иез. 8:11). Другие примеры использования числа семьдесят в качестве символического обозначения множества встречаются в количестве богов *угаритского пантеона, сыновей Гедеона (Суд. 8: Ю) и Ахава (4 Цар. 10:1). По мнению некоторых исследователей, родственные связи, установленные в «Таблице народов», отражают не столько кровное родство, сколько политическое объединение по принципу «господин — вассал». Некоторые имена в этом перечне являются, по-видимому, не личными именами, а названиями племен или народов. В родословии *Хаммурапи некоторые имена также представляют собой названия племен или географических местностей, так что в этом не было ничего необычного для древнего документа. Будучи вертикальным родословием, этот перечень просто являет собой попытку установить различные связи.

10:2-5. Яфетиды. Хотя не все потомки Иафета связаны с соседними регионами, с точки зрения израильтян, их можно было определить как коренных жителей приморских земель (NIV — '«народы моря» в ст. 5). 'Вавилонская карта мира VII или VIII в. до н. э. отражает географические представления того времени, согласно которым многие народы жили на окраинах цивилизации, за морем. Многие из перечисленных здесь имен можно отождествитьс этническими группами и народами в Малой Азии (Магог, Фувал, Мешех, Фирас, Фогар-ма), на Ионических островах (Доданим) и на Кипре (Елиса и Киттим). Некоторые другие ведут свое происхождение из региона, расположенного к востоку от Черного моря и с Иранского плоскогорья — киммерийцы (Гомер), скифы (Аскеназ), мидяне (Мадай), пафлагонны (Рифат). Наибольшие трудности связаны с именем Фарсис, так как его обычно отождествляют с Испанией, а это выделяет его из географической сферы, к которой принадлежат все остальные. Тем не менее принадлежность этих народов к индоевропейской группе не исключает возможности связи Фарсиса с Сардинией или Карфагеном.

10:6-20. Хамиты. Определяющей темой родословия хамитов является географическое, политическое и экономическое значение этих народов для Израиля. Эти народы были основными противниками и в буквальном смысле слова окружали Израиль (Египет, Аравия, Месопотамия, Сирия, Палестина). В политическом отношении наибольшее значение имели этнические группы, тяготеющие к Египту (Хуш, Фут, Мицраим и его потомки), и различные народы, населявшие Ханаан, в том числе иевусеи и евеи. Интересно, что некоторые из них определены по этническому принципу как семиты (хананеи, финикийцы, амореи). Перечень прерывается краткими повествовательными вставками (Нимрод и Ханаан), которые разрушают однообразную структуру родословия и связывают его с областями, которые будут играть важную роль в дальнейшей истории Израиля ('Вавилон, 'Ниневия, Сидон, Содом и Гоморра).

10:8-12. Нимрод. Комментаторы давно пытаются отождествить Нимрода с известными историческими личностями, например, с Тукультининуртой I ('ассирийским царем, правившим в период библейских судей), или с месопотамскими божествами, например, с Нинуртой, богом войны и покровителем охоты, который в одном из мифов сражается с фантастическими существами и побеждает их. Но в Книге Бытие Нимрод — это, несомненно, герой земного происхождения, а не бог и даже не полубог. Позднейшие иудейские предания, поддержанные некоторыми отцами церкви, представляют его строителем Вавилонской башни и основателем идолопоклонства, однако эти представления не подтверждаются текстом. Протяженность его царства от Южной (ст. 10) до Северной Месопотамии (ст. 11) соответствует масштабам первой в истории империи, в которой правили цари 'Аккадской династии Саргон и Нарам-Суэн (ок. 2300 г. до н. э.). В царство Нимрода входил город Эрех (=*Урук), один из крупнейших и древнейших центров 'шумерской культуры, в котором правил 'Гильгамеш.

10:21-31. Семиты. Несмотря на то что Сим был старшим сыном Ноя, его родословие представлено последним, что типично для Книги Бытие, в которой родословие старших сыновей прослеживается наиболее подробно. В этом перечне перемешаны семитские и несемитские народы (по нашим этническим критериям). Например, 'Элам (к востоку от Тигра) и Луд (Лидия на юге Малой Азии) считаются несемитскими, но позднее с этими областями возникли тесные исторические связи. Шева, Офир и Хавила входят в Аравийский регион, тогда как *Арам ведет свое происхождение из района, расположенного к востоку от Тигра и к северу от *Элама, но ассоциируется с арамеями, которые господствовали в Сирии и северо-западной Месопотамии в конце 2-го тыс. до н. э.10:25. Разделение земли. Принято считать, что это замечание относится к разделению народов после эпизода со строительством Вавилонской башни (Быт. 11:1-9), но не исключена вероятность иного толкования. Например, оно может относиться к разделению древних общин на оседлых земледельцев и кочевых скотоводов, или, может быть, здесь зафиксирована миграция народов, радикально изменившая культуру древнего Ближнего Востока, о чем, в частности, свидетельствует Быт. 11:2.