Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Библия Комментарий Культурно-исторический

Ездра 1

1:1–11  Указ и повеление Кира

1:1. Хронология. Судя по надписи на «цилиндре Кира», в которой сообщается о восстановлении святилищ богов, удерживаемых в плену в Вавилоне, «первый год Кира» приходится на 539 г. до н. э., когда был завоеван Вавилон и издан знаменитый указ. Кир стал царем Персии (Аншана) в 559 г. до н. э., но, прежде чем выступить против Вавилонского царя Набонида, в течение двадцати лет расширял свое царство, продвигаясь на север, вплоть до Лидии в Малой Азии (Сардис был захвачен в 546 г. до н. э.).

1:1. Кир. Тщательное изучение «Персидских войн» Геродота (см. статью «Геродот» в коммент. к Есф.) и вавилонских хроник показывает, что в 550 г. до н. э. Кир, происходивший из персидской царской династии Ахеменидов, одержал победу в борьбе за власть над Астиагом, последним царем Мидии. Объединив силы Персии и Мидии (располагавшихся на территории совр. Ирана, к востоку от Тигра), Кир смог начать кампанию против Лидии (547 г. до н. э.), а после захвата Сардиса — против Ионии на западе Малой Азии. В период между 546–м и 540 гг. до н. э. Кир укрепил северную и восточную границы своего царства, а затем повернул на запад, выступив против Вавилона и расширив свою территорию путем присоединения Нововавилонского царства в 539 г. до н. э. В октябре того же года город Вавилон открывает свои ворота Киру, который в ответ на это защищает святилище Мардука от разрушения и осквернения. Административная политика Кира была гибкой; он разрешал поклоняться местным богам и признавал национальные культуры. Прекрасный пример воплощения в жизнь такой стратегии сохранился на так называемом «цилиндре Кира» (см. коммент. ниже). Кир погиб, сражаясь со скифскими племенами на северо–восточной границе своей империи в 530 г. до н. э., и персидский престол перешел к его сыну, Камбизу.

1:2–4. «Цилиндр Кира» и политика Персии. Совершенно ясно, что административная политика Персии по отношению к вассалам и к культуре покоренных народов отличалась от стратегии Ассирии или Нововавилонского царства. На «цилиндре Кира» сохранился указ, который отражает его терпимое отношение к определенной автономии, независимости народов, входящих в состав его империи. Несмотря на отсутствие прямого упоминания об Иудее, указ провозглашает необходимость возмещения ущерба пострадавшим святилищам и храмам и восстановления всего, что было разрушено, а также возвращения на место священных статуй, которые были увезены в Вавилон. При раскопках храма в Уруке были найдены кирпичи, которые использовались при его перестройке, с написанным на них именем Кира. Пленникам было разрешено вернуться на родину, при условии, что они будут служить Персидской империи под руководством царских наместников, которые во многих случаях были местными уроженцами. Все это позволяет полагать, что персы избрали более мягкий подход к местному населению, не попирая национальных устоев и не нарушая самобытной культуры завоеванных ими народов. Суть этой политики состояла в том, что признание и подтверждение права на существование местных обычаев и культуры, наряду с предоставлением определенной автономии в форме религиозной свободы разным народам, должно было предотвратить распад империи и практически непрерывные мятежи и внутренние конфликты, с которыми сталкивались в свое время ассирийцы и вавилоняне. Возможно, такая стратегия отчасти определялась особенностями зороастризма, официальной религии персидского двора. Необходимо также подчеркнуть, что персы строго присматривались к местным правителям, которые превышали свои полномочия или выступали с осуждением или критикой персидских властей (см. нежелание Зоровавеля приступить к решительным действиям, вопреки увещаниям пророков Аггея и Захарии).

1:2. «Бог небесный» в зороастризме. На «цилиндре Кира» царь Кир благодарит за свою победу над Вавилоном верховного бога Вавилона, Мардука. В Ис. 45:1—5 также звучит эта тема, но там покровительство Киру приписывается Яхве, хотя Кир Его и не «знает». Оба утверждения хорошо согласуются с природой зороастризма, в котором главный бог Ахурамазда непрерывно борется с темными силами злого бога Ахримана. Тех богов, которых считали помогающими персидскому царю (таких, как Мардук и Яхве), персы признавали членами небесного воинства Ахурамазды, сил света. Автор Книги Ездры выражает ту же мысль, что и Исайя, и провозглашает Яхве Богом небесным, не упоминая Ахурамазды. Выражение «Бог небесный» встречается также в Элефантинском папирусе, еврейском документе из Египта, который датируется концом V в. до н. э. Тот факт, что Яхве назван здесь Богом небесным, не отражает личную веру Кира. Издавая указы о восстановлении святилищ других богов, Кир выказывал к ним такое же почтение. 1:3. Бог, Который в Иерусалиме. Упоминание Бога в Иерусалиме отражает характер послания на «цилиндре Кира», призывающего порабощенные народы и их богов к возвращению на родину. В этом стихе проявляется и почтение к Богу всей вселенной, который побуждает к действию самого могущественного правителя того времени, и к Богу, который пребывает, как всегда, в Иерусалиме.

1:4–6. Предоставление средств и другие приношения. Поскольку не все израильтяне захотели вернуться из плена, это утверждение может относиться либо к тем, кто остался на чужбине, либо к их соседям нееврейского происхождения. В последнем случае наблюдается несомненная связь с «обиранием» египтян во время исхода, когда израильтяне забирали у них золото и серебро перед своим уходом из Египта (Исх. 11:2; 12:35,36). «Доброхотные» даяния можно сравнить с теми, которые приносились для устройства скинии собрания в пустыне (Исх. 25:2–9). Таким путем удовлетворялись нужды возвращавшихся из плена (скот, провизия и др.) и добывались средства, необходимые для восстановления храма в Иерусалиме.

1:7—10. Храмовая утварь. Как явствует из текстов из Мари и надписи на «цилиндре Кира», священные предметы, в том числе статуи и разнообразные сосуды, которые использовались при богослужении, обычно захватывались победителями. Превосходство одного бога над другим часто демонстрировалось путем осквернения священных предметов завоеванного народа или оскорбления святости этих предметов неправильным использованием (см.: Дан. 5:1–4 и 1 Цар. 5:1,2). Теперь же, в рамках восстановления храма и надлежащего культа Яхве, все священные предметы подверглись инвентаризации и пересчету, дабы убедиться, что ничего не исчезло и возвращено в Иерусалим (см. коммент. ко 2 Пар. 4:8—11, где описываются некоторые из сосудов).

1:11. Шешбацар. Вопреки попыткам отождествить Шешбацара с Шенацаром (1 Пар. 3:18), чтобы связать его с линией Давида как «князя Иудина», или с Зоровавелем, чтобы согласовать события, описываемые в книгах Ездры, Аггея и Захарии, представляется, что эта малоизвестная личность не имеет никакого отношения к указанным фигурам. Возможно, титул «князя Иудина» действительно указывает на царское происхождение, и в таком случае он должен рассматриваться как потомок Давида. С другой стороны, этот титул может относиться к некому персиянину, который занимал официальную должность, сопровождая возвращавшихся из плена на родину и осуществляя надзор за передачей их местным властям (среди них оказался и Зоровавель). Он был первым губернатором (областеначальником), назначенным персами управлять Иудеей, который должен был отвечать за священные сосуды и закладку фундамента для нового Иерусалимского храма. Археологи обнаружили ручки от кувшинов и печати с именами еще трех правителей Иудеи, о которых нам ничего неизвестно и которые даже не упоминаются Ездрой и Неемией.

1:11. Маршрут следования из Вавилона в Иерусалим. Наиболее вероятный путь, которым пленники возвращались на родину, шел вверх по Евфрату, до Мари или Кархемиша, затем на юго–запад, к Дамаску, и далее по караванному пути или по приморской дороге. Впрочем, возможно, пройдя мимо Дамаска, бывшие пленники повернули назад и добрались по Иорданской долине до Иерихона и далее, в северо–западном направлении, — до Иерусалима. Расстояние между Вавилоном и Иерусалимом составляет около 900 миль, так что все путешествие могло занять от восьми до десяти недель.