Библия Комментарий Далласской БС

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Библия Комментарий Далласской БС

Ездра 1

I. Первое возвращение и строительные работы при Зоровавеле (гл. 1-6)

Значение этих глав не исчерпывалось запечатлённостью в них фактов недавней истории; они направлены были на пробуждение религиозной ревности в первых читателях Ездры, которые поклонялись в только что восстановленном храме. Читая с процессе восстановления его, они сопереживали подвиг тех евреев, которые были его участниками, приобщались к той атмосфере личной жертвенности, в которой этот процесс протекал, а, значит, должны были ощутить потребность в активном и ревностном участии в жизни храма, которое было бы невозможно без восстановления столь же тесных отношений с Богом, какие существовали между Ним и некоторыми из их праотцов.

А. Манифест Кира (1:1-4)

1:1. Кир, царь Персидского царства, далеко раскинувшего в те дни свои границы (см. карту Персидской империи), издал манифест, в коем всем израильтянам позволялось возвратиться в их страну и восстановить свой храм. Это было в первый год (538 г. до P. X.) Кира (имеется в виду первый год его владычества над Вавилонией, поскольку другими обширными территориями он уже правил к тому времени более 20 лет). Кир сделался одним из владык тогдашнего мира, став царем города Аншана (древнейший город — государство, располагавшийся на территории Элама; полагают, что его местонахождение может быть приурочено к современной иранской провинции Хузистан). Затем Кир овладел (550 гг. до P. Χ.) Μидо-Персидским царством. Покорив, в октябре 539 года, Вавилон, он стал носить почетный и высочайший в глазах его современников титул "царя Вавилонского". (См. таблицу "Хронология событий так называемого "постссыльного" периода".)

Почитателем Иеговы Кир не был. И божественное внушение, которое, несомненно, воспринял, он воспринял в контексте своих политических интересов и реальных событий своего времени, в центре которых стоял. (В этом смысле и надо понимать слова возбудил Господь дух Кира...; они соответствуют излюбленной форме авторов библейских книг, выражая ту мысль, что в конечном счете все исторические события направляются рукой Всевышнего; см. Езд. 1:1ср. с Езд. 1:5; 1 Пар. 5:26; 2 Пар. 21:16; 36:22; Иер. 51:11; Агг. 1:14.)

Итак, в свете своих политических устремлений Кир был заинтересован в создании "вокруг" своей империи "буферных", лояльных ему государств. Возвращая их народонаселение, некогда переселенное ассирийцами и вавилонянами, "по домам", Кир надеялся обрести милость и в глазах многочисленных богов этих народов. В дошедшем до нашего времени знаменитом документе древности, так называемом "цилиндре" Кира (относится к 538 г. до P. X), читаем: "Все боги, возвращенные мною в свои города, да молятся ежедневно пред Белом и Набу (богами, которым поклонялся сам Кир; от ред.) о долготе дней моих".

Совершавшееся и в этот период человеческой истории, совершалось по воле Божией (во исполнение слова Господня, сказанного пророком Иеремией; см. Иер. 29:10; ср. Иер. 25:11-12). Подходили к концу 70 лет вавилонского пленения евреев. Первая их группа была депортирована в Вавилон в 605 г. до P. X. Манифест же Кира (538 год) вышел 67 лет спустя. К тому времени как народ возвратился и построил жертвенник (в 536 г.), семидесятилетие почти истекло.

1:2-3. По словам Кира, это Господь (Иегова), Бог небесный ... повелел ему построить храм в Иерусалиме. Эта же часть его манифеста записана в 2 Пар. 36:23. Манифест Кира был помещен на хранение в Екбатану — в этом книгохранилище его обнаружил (примерно в 520-518 гг. до P. X.) Дарий I (см. Езд. 6:1-5).

Бог обещал "остатку" иудеев, что в качестве Его слуги поднимется некто Кир, который "восстановит" Его народ (см. Ис. 44:28; 45:1, 13). Имя Кира — за 150 лет до провозглашения им его манифеста — назвал, под действием Святого Духа, пророк Исайя. Историк Иосиф Флавий писал в "Иудейских древностях", что Киру указано было на пророчество о нем в книге Исаии (Ис. 44:28), и он захотел исполнить его.

Бог небесный (Которого Кир отождествляет с Богом Израиля (ст. 3), пребывающим в Иерусалиме) — так величает Господа Ездра 9 раз (см. Езд. 1:2; 5:11-12; 6:9-10; 7:12, 21, 23) (дважды); у него это выражение встречается чаще, чем в какой-либо другой книге Библии (во всех остальных книгах, написанных в пору изгнания и по возвращении из него, оно употреблено 10 раз: 2 Пар. 36:23; Неем. 1:4-5; 2:4, 20; Дан. 2:18-19, 28, 37, 44). Помимо того, эта фраза встречается в Ветхом Завете всего 4 раза: Быт. 24:3,7; Пс. 135:26; Ион. 1:9.

Смысловым ударением в Езд. 1:2-3 на "доме Господа" определяется лейтмотив как этой, так и других книг, написанных после возвращения евреев с чужбины. Невозможно было бы преувеличить значение храма в жизни израильского народа. Ведь без храма не могла бы существовать и система жертвоприношений, которая была для евреев—в их отношениях с Богом — источником жизненных сил.

1:4. В указе Кира, кроме того, предписывалось всем иудеям, которые не пожелают вернуться в землю отцов, помочь возвращающимся материально, снабдив их серебром и золотом, и иным имуществом, и скотом, а также не скупиться на "доброхотные даяния" в пользу будущего храма. Это напоминает описанное в книге Исход; Бог, чудесным образом освободив еврейский народ из рабства, побудил египтян проводить его с аналогичными дарами (см. Исх. 3:22; 11:2; 12:35). Теперь Иегова предоставлял Своему народу возможность нового "исхода" из рабства в его обетованную землю; это явно перекликается с событиями времен Моисея и Иисуса Навина. В вавилонский плен евреи были угнаны потому, что систематически не исполняли своих обязательств по завету, которые были им разъяснены Моисеем после исхода из Египта. Но опять налицо были присутствие Бога и чудное действие Его в жизни Его народа.

Б. Реакция на манифест израильтян (1:5-11)

1:5-11. Религиозные вожди народа (священники и левиты), а также главы поколений (родов и кланов) двух племен — Иуды и Вениамина, в разное время уведенных в Вавилон, теперь возглавили возвращение их домой — ради построения храма. Всего возвращалось 49.897 человек (2:64-65). Все соседи их, (очевидно, не только "остававшиеся" иудеи, но и жившие по соседству с ними язычники), подчинившись царскому указу, наделяли уходивших, каждый по мере сил, драгоценностями и имуществом (1:6). "Взнос" самого Кира состоял из возвращенного им храмового имущества, некогда взятого из дома Господня Навуходоносором. Автором подробно перечислены золотые и серебряные сосуды, блюда, ножи и чаши, которые Навуходоносор унес из Иерусалима в 605 г. до P. X. (Дан. 1:2), в 597 г. до P. X. (4 Цар. 24:13) и в586 г. до Р. Х(4Цар.25:14-15; Иер.27:16; 52:18-19; ср. Езд. 5:14; 6:5; Дан. 5:2-3); все это было им помещено в один из вавилонских храмов (предположительно, в храм верховного вавилонского бога Мардука).

Мифредат (имя персидское) был, как видно из текста, царским чиновником, хранителем сокровищ.

Общее число предметов, перечисленных в ст. 9-10, составляет 2.499; между тем, в ст. 11 названа другая цифра: пять тысяч четыреста. Конечно, Ездра, аккуратный и пунктуальный во всем остальном, и писавший к тому же по вдохновению от Святого Духа, не мог "по небрежности" допустить путаницу в цифрах. Представляется вероятным, что в ст. 9-10 им перечислены наиболее крупные и ценные предметы (общим числом 2.499), а в ст. 11 подразумеваются либо предметы меньшей ценности, либо не только те, что были сданы Мифредатом (т. е. прежде принадлежавшие иерусалимскому храму), но и поступившие в качестве частных пожертвований; общее число их (названных в ст. 9-10 и подразумеваемых в ст. 11) и составило 5. 400.

Следующая проблема возникает в связи с Шешбацаром, который назван "князем Иудиным" (ст. 8, 11). Четыре предположения высказываются в связи с этой личностью. 1) Шешбацар было персидское имя Зоровавеля. (Из 3:8-10 следует, что основание храму было положено Зоровавелем, а из 5:16 — что Шешбацаром.) Полагают, что Зоровавель (имя это значит "рожденный в Вавилоне") был внуком царя Иехонии (см. 1 Пар. 3:17-19), который был уведен в Вавилон, но затем освобожден из плена (4 Цар. 25:27-30). Кровная связь с Иехонией объясняла бы титул "князя Иудина" (ст. 8), если Шешбацар — то же лицо, что Зоровавель. Странным, однако, кажется, что человек этот носил два языческих имени и не имел ни одного, которое свидетельствовало бы о его "принадлежности" к Иегове. Возникает и другой вопрос: если Зоровавель — тот же человек, что Шешбацар, то почему нигде, кроме как в Езд. 5:15-16, он этим именем не назван? 2) Шешбацар был евреем, назначенным Киром на должность правителя Палестины, но вскоре после прибытия туда он умер и был заменен Зоровавелем. Такая точка зрения, хоть и допустима, но убедительного основания под собой не имеет. 3) Шешбацар — то же лицо, что Шенацар в 1 Пар. 3:18, и в этом случае приходился Зоровавелю дядей. 4) Шешбацар был чиновником персидского царя, посланным в Палестину надзирать за тем, как исполняется повеление Кира. Если это так, то понятно, почему позднее "возвращенцы" обращаются к нему (Езд. 5:15-16) как к лицу официальному (см. 5:14 и ком. на 5:13-16).