Библия Комментарий Культурно-исторический

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. 00PredOT. 00Pyaty. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Истор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. премуд. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. пророч. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. слов. библио. Пред. еванг. Матф. Мар. Лук. Иоан. Деян. Посл. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Иоан. 2Иоан. 3Иоан. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Фил. Кол. 1Фесс. 2Фесс. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр. слов. слов. услов.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49

Библия Комментарий Культурно-исторический

Иезекииль 1

1:1–28  Видение престола на колеснице

1:1,2. Хронология. Начало пятого года правления царя Иехонии приходится на конец июля (четвертый месяц) 593 г. до н. э. В этом летосчислении принимается в расчет год восхождения Иехонии на иудейский престол во время осады Иерусалима. Этот год, согласно Вавилонской летописи, начался в ноябре–декабре 598 г. до н. э. Много споров вызывает значение выражение «в тридцатый год», поскольку 593 г. не отражает сколько–нибудь важную тридцатую годовщину каких–то событий. Большинство исследователей сходятся во мнении, что здесь речь идет о возрасте самого Иезекииля, а это важно, поскольку именно в этом возрасте официально разрешалось вступать в должность священника (Чис. 4:30).

1:1. Река Ховар. Это собственно не река, а канал, отведенный от Евфрата к северу от Вавилона, который протягивался на 60 миль до слияния с водами Евфрата вблизи Эреха. Сеть ирригационных сооружений и транспортных каналов была известна под названием «воды Вавилона» (см.: Пс. 136:1). Эта ирригационная система позволила расширить площадь пахотных земель Южной Месопотамии и обеспечить водой небольшие селения (см. коммент. к 3:15).

1:1. Апокалиптические видения. Апокалиптическая литература характеризуется видениями, в которых Бог выступает как всемогущий властелин и творец. Божественный вестник обычно истолковывает послание, которое получил пророк (см.: Отк. 1:1—3). В аккадской литературе встречаются произведения, обнаруживающие сходство с некоторыми особенностями библейской апокалиптики, но в целом ни одно из них не приближается к настоящим библейским пророчествам (см. статью «Аккадские апокалипсисы» в коммент. к Дан. 11). Апокалиптическая литература изобилует символами, которые тесно связаны с мифологическими сюжетами. В пророческих книгах символы истолковываются довольно редко. Обычно сами видения не представляют символической картины будущих событий, а лишь сопутствуют получению послания о божественных замыслах. Большинство современных богословов считают, что пророческие видения Иезекииля оказали большое влияние на более позднюю апокалиптическую литературу (см.: Дан. 7—12 и Зах. 8—14). Так, например, видение о престоле Божьем на колеснице было включено в Дан. 10:5,6 и в Енох. 14:18.

1:2. Пленение Иехонии. Иехония был уведен в плен вместе с большинством своих царедворцев и многими влиятельными или богатыми членами иудейского общества, когда Иерусалим пал под натиском войск Навуходоносора в 597 г. до н. э. (см.: 4 Цар. 24:8— 17). В вавилонских хозяйственных документах указано количество масла, выданного «царю Иудеи» и другим высокопоставленным пленникам и членам царской семьи. В конце концов, в 561 г. до н. э., во время правления преемника Навуходоносора Амел–Мардука (библейского Евилмеродаха), Иехония был освобожден из плена (вероятно, из–под домашнего ареста), а царскому двору была дарована свобода (см.: 4 Цар. 25:27—30). Он умер в ссылке, а с ним прекратило свое существование и Иудейское царство.

1:3. Изгнанники в плену. Иезекииль был уведен в Вавилон в 593 г. до н. э. в составе сравнительно небольшой (около 10 тыс. человек) группы пленников. Однако, рассматривая перечень депортированных Навуходоносором лиц в 4 Цар. 24:14–16, мы видим, что эта группа состояла из военных, политических и религиозных деятелей, а также ремесленников, труд которых мог быть использован при осуществлении обширных строительных замыслов вавилонского царя. Обученные воины также могли быть привлечены на военную службу в вавилонскую армию. Только после 587 г. до н. э. значительная часть населения Иудеи смогла воссоединиться со своими собратьями в Месопотамии. Политика депортации пленников и перемещения больших групп мятежного населения широко практиковалась и ассирийцами, и вавилонянами. Хотя для народа Иудеи плен был событием трагическим, Господь призывал их приспособиться к жизни в Вавилонии, в новой для них среде (см.: Иер. 29:4—23). Письменные свидетельства персидской эпохи (V в. до н. э., «Тексты Мурашу») позволяют полагать, что они последовали этому совету и стали заниматься торговлей, ремеслом и земледелием, сохраняя свою национальную самобытность в изгнании.

1:4. Признаки теофании. Теофания — явление Бога человеку (см. классический пример Богоявления Моисею на Синае в Исх. 3). Это может быть Его персональным явлением, хотя Личность Бога никогда не описывается подробно, не приводится ни одной детали, а человек всегда испытывает в такой ситуации чувство благоговейного страха (см.: Быт. 28:16,17; 32:24–30).Этот страх обусловлен силой, явленной в божественной «славе» (kabod), — божественном атрибуте, который упоминается и в месопотамском эпосе (там используется понятие melammu). Смысл теофании часто заключается в том, чтобы призвать человека на службу божеству. Так, Илия, хотя уже и служивший Яхве в качестве пророка, был призван для решения более сложных и важных задач во время своей встречи с Богом на горе Хорив (3 Цар. 19). Богоявление знаменовало начало служения всех крупных пророков. Так, например, видение Исайи (Ис. 6) охватывает пребывание в Иерусалимском храме и ретроспективно прослеживает опыт Моисея, а рассказ Иеремии о своем призвании включает черты коронации (Иер. 1). У Иезекииля явление Бога описывается как грандиозный, ошеломляющий и таинственный феномен. В божественной колеснице явлены атрибуты могущества Бога, Которого сопровождают живые существа, Его творения, и Его верховное владычество над силами природы. Однажды избранные пророки должны, естественно, принять на себя выполнение возложенной на них миссии до конца, хотя обычно они пытаются найти предлоги для отказа.

1:5. Крылатые существа как стражи у престола в традициях древнего Ближнего Востока. В древнем ближневосточном искусстве есть множество примеров изображения крылатых мифических существ с человеческими лицами, особенно во дворцах ассирийских царей и храмах Нимруда и Ниневии, но большинство из них четвероногие. Среди них есть монументальные фигуры стражей, обнаруженные при раскопках дворца ассирийского царя Сеннахирима в Нимруде. Один из них представлен в образе быка с человеческой головой, у другого тело льва и лицо человека. Во дворце Ашшурнасирпала в Калахе аналогичные изваяния занимают стратегические позиции при входе во дворцы и храмы и в тронных залах. Их огромные размеры (8 футов высоты) призваны подавлять своим величием входящих. В искусстве Сирии и Палестины представлены близкие образы крылатых сфинксов (с телом льва, крыльями орла и человеческой головой). Существа прямостоящие (двуногие) представлены реже. Мифические существа с четырьмя крыльями, головой орла и человеческим телом изображены на рельефах храма бога Нинурты в Нимруде. В персидской иконографии периода правления Ахеменидов представлены прямостоящие мифические существа с четырьмя крыльями, человеческими головой и ногами и рогами быка.

1:6,10. Мифические существа с четырьмя лицами. Эти существа не находят точных аналогов в ближневосточной традиции. Хотя орлиные, бычьи и львиные головы весьма характерны для мифических существ (фактически только эти животные и представлены в месопотамском искусстве), многоликие существа встречаются крайне редко. Единственный пример — изображение человеческой головы, водруженной на голову льва. Только римский бог позднейших времен, двуликий Янус, с лицами, обращенными вперед и назад, отдаленно напоминает эти образы. Назначение этих существ многообразно. Способные видеть в четырех направлениях, они выполняют ту же функцию, что и колеса колесницы (ст. 17), которые могли перемещаться в любом из четырех направлений. Они одновременно представляют и могущество божества, и его всеведение, и знание всех происходящих на земле событий. Кроме того, все эти животные (лев, орел, телец) имеют параллели в ближневосточном искусстве, и каждое из них символизирует атрибуты всемогущества Бога: лев знаменует силу (2 Цар. 1:23), орел — скорость и выносливость (Ис. 40:31), а телец — плодородие (Пс. 105:19,20).

1:15–18. Описание колес. Естественно, что колесница с четырьмя колесами на все четыре стороны света, не могла перемещаться в любом направлении. Однако назначение этого образа в том, чтобы привлечь внимание ко всем уголкам вселенной и подчеркнуть вездесущее присутствие Бога. Кроме того, колесница фактически поддерживается распростертыми крыльями мифических существ с четырьмя лицами и перемещается по воздуху. Колеса, однако, призваны передать чувство постоянной динамики. Эта картина сопоставима с образами крылатых быков, охранявших подходы к ассирийским дворцам. У многих из них была пятая нога, которая придавала неподвижной фигуре видимость движения. В ассирийском искусстве также представлены колесницы с высокими ободьями и спицами в колесах, которые могли послужить прообразом колесницы в видении Иезекииля. У колес были мощные ободья из вложенных один в другой обручей, а также спицы. Таким образом, изображение «колеса в колесе» подчеркивает особую устойчивость колесницы, подобную устойчивости современных грузовых автомобилей, обладающих мощными осями и шинами. Описание «глаз» внутри колес находит объяснение в вавилонской традиции, где слово «глаза» используется для обозначения драгоценных камней овальной формы. Полудрагоценные камни вставлялись в ободья, чтобы привлечь взоры наблюдателей своим сиянием и ослепительным блеском.

1:22. Свод над головами. Над головами всех четырех существ было некое подобие свода, сверкающего как кристалл. В древней ближневосточной глиптике и скульптуре представлены образы крылатых существ, которые поддерживают престол или свод на столпах. Так, например, в ассирийском дворце VII в. до н. э. в Ниневии миниатюрные сфинксы служили опорой в основании колонны. Финикийская культовая подставка на колесах XII в. до н. э. изображает крылатую фигуру с лицом человека и телом льва. Ее крылья и голова, по–видимому, служили опорой конструкции. Еще больший интерес представляет тот факт, что в месопотамских текстах 1–го тыс. до н. э. описываются три уровня неба, каждый из которых вымощен разноцветными камнями. Нижний ярус небес имеет яшмовый свод, который может внешне выглядеть как стеклянный, прозрачный или непрозрачный. В этих текстах среднее небо вымощено лазуритом (см. коммент, к Исх. 24:10) и поддерживает трон, на котором восседает Бел (Мардук).

1:26. Престол–колесница. Поскольку боги на древнем Ближнем Востоке часто «участвовали» в процессиях, для их перемещения использовались колесницы. На цилиндрических печатях конца 3–го тыс. до н. э. выгравировано изображение божества, стоящего на четырехколесной колеснице, которую везут крылатые четвероногие существа с головой льва. На ассирийских рельефах изображены престолы на колесах для царей и богов; интересно, что эти престолы были снабжены шестами и могли использоваться как носилки.

1:26—28. Подобие престола и подобие человека. Неописуемые блеск и красота этого видения можно сравнить лишь с сиянием цветов радуги или сказочной феерией. Это близко к месопотамской концепции melammu («облеченное в силу»), которая неизменно лежит в основе описания месопотамских богов (напр., Мардука в эпосе о сотворении мира «Энума элиш»). В целом в месопотамских источниках этого периода говорится, что свод среднего неба из лазурита (более точный перевод — из сапфира, как в ст. 26) поддерживает внутреннее помещение храма (целлу) и престол Бела. Целла своим сиянием напоминает прозрачное стекло или кристалл. Описание элементов этого видения во многом напоминает сюжеты, широко распространенные в Древней Месопотамии.