Библия Далласской БС Комментарий

Переводы: (скрыть)(показать)
LXX Darby GRBP NRT IBSNT UBY NIV Jub GRBN EN_KA NGB GNT_TR Tanah Th_Ef MDR UKH Bible_UA_Kulish Комментарий Далласской БС LOP ITL Barkly NA28 GURF GR_STR SCH2000NEU New Russian Translation VANI LB CAS PodStr BibCH UKDER UK_WBTC SLR PRBT KZB NT_HEB MLD TORA TR_Stephanus GBB NT_OdBel 22_Macartur_1Cor_Ef VL_78 UBT SLAV BHS_UTF8 JNT UKR KJV-Str LXX_BS BFW_FAH DONV FIN1938 EKKL_DYAK BB_WS NTJS EEB FR-BLS UNT KJV NTOB NCB McArturNT Makarij3 BibST FIN1776 NT-CSL RST Mc Artur NT BBS ElbFld RBSOT GTNT ACV INTL ITAL NA27 AEB BARC NZUZ שRCCV TORA - SOCH LOGIC VCT LXX_Rahlfs-Hanhart DRB TanahGurf KYB DallasComment GERM1951 Dallas Jantzen-NT BRUX LXX_AB LANT JNT2 NVT
Книги: (скрыть)(показать)
. Быт. Исх. Лев. Чис. Втор. Иис. Суд. Руф. 1Цар. 2Цар. 3Цар. 4Цар. 1Пар. 2Пар. Ездр. Неем. Есф. Иов. Пс. Прит. Еккл. Песн. Ис. Иер. Плач. Иез. Дан. Ос. Иоил. Ам. Авд. Ион. Мих. Наум. Авв. Соф. Агг. Зах. Мал. Матф. Марк. Лк. Иоан. Деян. Иаков. Петр. Петра. Иоан. Иоан. Иоан. Иуд. Рим Римлян. Кор1. Кор2. Гал. Еф. Фил. Кол. Фесс. Фес. Тимоф. Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Главы: (скрыть)(показать)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Библия Далласской БС Комментарий

Есфирь 1

I. Есфирь занимает высокое положение (1:1—2:20)

В первом и главном разделе книги даны предпосылки будущего избавления Божьего народа.

Автор подробно описывает обстановку царского пиршества в древней Персии и рассказывает, каким образом Есфирь сделалась персоной столь значительной.

А. Астинь низложена "Артаксерксом" (гл. 1)

1. О ЦАРСКОМ ПИРЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ 187 ДНЕЙ (1:1-9)

1:1. Повествование начинается с сообщения о том, что описываемые события происходили во дни Артаксеркса (об имени царя см. во Вступлении, в разделе "Историческая обстановка"), который царствовал над ста двадцатью семью областями от Индии и до Ефиопии. Это тот же царь, который упоминается в Езд. 4:6 под именем Ахашвероша (в еврейском тексте кн. Есфирь он выступает только под этим именем ); Персидской империей он правил на протяжении 21 года (с 485 по 465 гг до P. X.). Многими источниками подтверждается (почти в тех же словах) огромная протяженность этой империи (см. карту "Персидская империя" в комментариях иа Езд. 1:1). Иудея была одной из провинций, которая входила в ее состав (см. Неем. 1:2). Упоминаемая здесь "Индия" соответствовала современному Западному Пакистану, а под "Ефиопией" понимался регион в верхнем течении Нила, который охватывал южную часть современного Египта, весь Судан и северную часть Эфиопии.

1:2. Наряду со дворцом в Персепо-лисе, царь Артаксеркс (напомним, что на самом деле речь идет о Ксерксе) имел дворец и в Сузах, откуда имел обыкновение править ("сидеть на царском престоле") на протяжении нескольких месяцев в году. От времени действительного Артаксеркса (сына Ксеркса) сохранилась надпись, из коей следует, что дворец в Сузах был уничтожен пожаром в какой-то момент его (Артаксеркса) царствования. Существование некогда этого дворца подтверждено археологическими раскопками.

Кстати, будь книга Есфирь произведением позднейшего периода, ее автор мог бы и не знать о давно сгоревшем дворце; так что указание на него в Есф. 1:2, по-видимому, свидетельствует, что по времени автор был не слишком отдален от описываемых им событий.

1:3-4. В третий год своего царствования (483 г. до P. X.) Ксеркс устроил пир, точнее, вероятно, целую "серию пиров", на которые стекались со всех концов империи должностные лица высокого ранга и высшие офицеры армии. Это согласуется с известным из истории фактом, что Персидская империя обладала широко разветвленной администрацией.

Хотя в тексте об этом ие говорится, есть веские основания полагать, что упомянутая "серия пиров" явилась грандиозным празднеством, которое Ксеркс устроил в преддверии готовившегося им нападения на Грецию. Согласно Геродоту Ксеркс 4 года готовился к нему и начал войну в 481 г. до P. X. (Отсчет этим "четырем годам" Геродот начинал от вступления Ксеркса на царство в 485 г. до P. X.). Нет сомнения, что в те "сто восемьдесят дней", о которых говорится в ст. 4, происходили совещания, участниками коих были не только военные, но и все "областеначальники", на которых тоже возлагалась обязанность разделить трудности, связанные с подготовкой к войне. Великое богатство царства, которое демонстрировалось гостям из провинций, и блеск царского величия должны были, по мысли Ксеркса, произвести на них неизгладимое впечатление.

Из исторических источников известно, что Ксеркс хотел отмстить Греции за поражение, которое потерпел его отец, Дарий I, в битве при Марафоне (близ Афин). И громадный флот Ксеркса нанес грекам поражение при Фермопилах, но затем дважды (в 480 и в 479 гг до P. X.) был разгромлен ими. После этого царь Ксеркс возвратился домой. Есфирь обрела милость в его глазах в 479 г. до ОЎ X., на седьмом году его правления (см. 2:16). Было это, повторим, после поражения, которое Ксеркс потерпел в Греции. Так что ход событий, описанных в книге Есфирь, вполне в ладу с фактами, известными из светских исторических источников.

1:5-9. За серией пиров для вельмож, которые продолжались 180 дней, последовал пир семидневный, который царь... сделал для людей "всякого звания", находившихся в то время в Сузах. Обстоятельное описание того, в какой роскоши совершался и этот пир для народа (ст. 6-7), укрепляет читателя в мысли о том, что автор все это видел своими глазами. Украшения дворцового сада, где давался пир (вероятно, среди пирующих был и Мардохей) — все эти дорогие разноцветные ткани... на серебряных кольцах и мраморных столбах, соответствуют тому, что пишет о роскоши персидских царей Геродот, как и пиршественные ложа — золотые и серебряные — установленные на приподнятых полах (на помосте), вымощенных драгоценной мозаикой. Следы этих величия и красоты предстали перед глазами археологов, производивших в 80-ых годах прошлого века раскопки на месте Суз.

Автор приводит и такую "частность", что хотя вина царского, которое подавали в драгоценных сосудах, было множество, царь приказал, чтобы пить его никого не принуждали, и каждый пил чинно, т. е. столько, сколько хотел.

2. НИЗЛОЖЕНИЕ АСТИНИ (1:10-22)

1:10-12. В последний день пира царь приказал семи евнухам, особо к нему приближенным (одни из них — Харбона — упомянут и в 7:9), привести к пирующим сановникам и офицерам царицу Астинь, славившуюся своей красотой, да убедятся все, что слава эта не напрасна. Но царица отказалась исполнить взбалмошное пожелание царя (сердце которого развеселилось от вина) "выставить ее на показ". (Относительно евнухов заметим, что служение их в качестве приближенных к трону было на востоке в обычае на протяжении долгих столетий. Ради несения этой службы молодые люди из "высокородных" подвергались кастрации, дабы не лелеяли надежд основать собственные династии; став евнухами, они получали высокие посты.)

Отказ Астини подчиниться царю, любое желание которого подлежало безусловному исполнению, автором не объясняется. В числе предположений, выдвигаемых на этот счет, и такое: если Астинь — то же лицо, что царица Аместрис, то как раз в это время она могла быть беременна сыном Ксеркса — Артаксерксом, который родился в следующем, 483-м году.

1:13-15. Так или иначе, но отказ Астини вызвал у царя ярость. И он обратился за советом, как поступить... с царицею, к семи "князьям", или мудрецам (особо приближенным к трону), которые хорошо знали закон и права империи. "Мудрецы", или "советы мудрецов", играли важную роль при дворах ближневосточных владык, о чем свидетельствует и Геродот (это подтверждается и положением Даниила при вавилонском и персидском дворах).

            Упомянутые семь князей, или мудрецов, могли видеть лицо царя, т. е. имели к нему относительно свободный доступ по делам царства. Восточные царицы в число таких привилегированных лиц не входили, и привычная нам человеческая близость между супругами не связывала царя и обитательниц его гарема. Это видно из примера не только Астини, но и Есфири, которая замечает Мардохею, что целый месяц не видела царя (см. 4:11); о том, чтобы обратиться к нему, она думала со страхом.

1:16-22. Одни из мудрецов, Мемухан, предложил, чтобы царь низложил Астинь и, вместо нее, сделал царицей другую женщину, которая была бы лучше ее (ст. 19). Обращает на себя внимание раболепие советников, которые, прежде всего, стремились действовать в угоду царю, улавливая малейший нюанс в его настроении. Из хода рассуждений Мемухана, который нарочито раздувает вину

Астинь, следует, что интересы женщины, даже и царицы, вопрос ее чести во внимание не принимались. Самая жизнь ее зависела от каприза мужчины.

Постановление о низложении Астини, с указанием ее вины, предложено было вписать в законы империи, чтобы никому из жен не повадно было впредь "пренебрегать" желаниями мужей своих, будь то высокопоставленных или низкого рода: от большого до малого; ст. 20.

И понравился царю и князьям совет Мемухана (ст. 21), и сделал царь по слову его. Письма, утверждавшие полное господство мужчины в доме его, которые были составлены на языках всех народов, населявших империю, были посланы в каждую из областей. Что же касается дальнейшего "развития действия", то сцена для появления на ней Есфири была расчищена.